главная → тексты и видео → хатха-йога → семинар по хатха-йоге 2009. часть 1 → часть 2 → часть 3
Хатха-йога
СЕМИНАР 2009
Комбинация двух методов
В йоге призывают стремиться научиться делать асаны как одним методом - методом Энергии, так и другим методом - методом Сознания. И самое важное - это научиться комбинировать, делать то одним методом, то другим методом, причем даже в течение выполнения одного упражнения. Начинаем методом Энергии, переходим к методу Сознания, то есть сначала выжимаем максимум приятностей из своих мышц, а потом после какого-то момента начинаем их уже сознательно растягивать.
Но в любом случае, если вы идете методом Сознания или идете методом Энергии, вы должны испытывать радость, либо от выполнения упражнения, либо от преодоления себя. Если радости на заднем плане нет, это значит, что что-то не то. Если же наоборот, вы чувствуете, что где-то насилуете сами себя, то это вовсе неприемлемо, и это не принесет долгосрочного результата. Насилие над собой, как учит йога, неэффективно, потому что тело начинает нам мстить. Сначала тело нам подчиняется, а со временем начинает мстить. Это не разумно. Конечно, надо заставлять свое тело, но надо заставлять по-умному. Так же как иногда надо позволять своему телу расслабиться и тоже очень по-умному. Самое главное, надо уловить, в какой момент сменить тактику. Вот это самое-самое сложное.
Если вы осознаете, в какой момент надо менять тактику, то вы действительно здорово начнете разбираться в йоге и очень быстро сможете выжать максимум пользы из занятий Хатха-йоги. Считается, что где-то на стыке этих двух методов - метода Энергии и метода Сознания, то есть там, где мы себя заставляем и там, где мы себе позволяем, и находится узкая тропинка, и если на нее выйти, то занятия и выполнение упражнений Хатха-йоги становятся самыми эффективными. Поэтому мы сначала пробуем так, потом эдак, а затем начинаем сближать эти позиции. Либо переходить из одного в другое и пытаться уловить эту грань посередине.
Но если долгосрочно себя только заставлять, вы очень скоро начнете утомляться и утомляться даже не столько физически, сколько психически. Каждое усилие, где мы заставляем себя, оно требует энергии, а постоянно себя держать в таком напряженном состоянии как натянутая стрела - нецелесообразно. На работе мы можем быть в напряженном состоянии, еще какие-то дела решать, а тут еще и в йоге напрягаться. Очень быстро начинает наблюдаться психическая усталость и, как правило, люди бросают заниматься йогой. Это одна из причин достаточно серьезных, почему люди бросают заниматься йогой - они себя перегружают. А потом один раз пропустил, другой и уже как-то даже и не хочется возвращаться. Поэтому постоянно себя напрягать неразумно.
Обратная ситуация, когда мы только позволяем себе, то есть максимально расслабленно делаем позу йоги. Это так же в долгосрочной перспективе неразумно. Тело начинает лениться и нам все трудней и трудней будет его заставить что-либо сделать. И только лишь меняя эти подходы, только лишь тогда и появляется максимальная польза от Хатха-йоги.
Йога – это система самопознания, метод йоги – это там, где надо себя заставить и там, где можно себе позволить, и как это друг с другом соотносится (универсальный метод) .
Поза отдыха
Вот мы начали выполнять каждодневные упражнения, это заняло у нас какое-то время и теперь следующий момент - а чем следует завершать упражнения йоги? В конце занятий йогой всегда делается поза отдыха. Поза эта называется на санскрите Шавасана. Это, пожалуй, одна из немногих поз, где название в совершенно разных школах йоги одно и то же на санскрите. Переводится название этой позы несколько так устрашающе, как поза трупа. Как если бы йогин умер. В названии этой позы содержится значительная доза того, как надо выполнять эту позу: ты должен лежать, как если бы ты умер. Или: степень полного невовлечения в свое тело должна быть максимальная.
Мы как бы обычно живем в своем теле, а тут мы начинаем вытаскивать себя из своего тела. Чтобы это осуществить приходится кое-какими хитростями пользоваться. В йоге считается, что мастерство йогина определяется вовсе не по тому, насколько хорошо он может на голове стоять, или насколько хорошо он может скрутиться в ту или иную позу. Это считается не заслуживающим внимания, то есть умеете ли вы в позе Лотоса на голове стоять или не умеете - с точки зрения йоги, это вовсе не является показателем вашего мастерства в йоге. Показателем вашего мастерства в йоге является, как ни странно, именно эта поза Шавасана или поза отдыха.
Дело в том, что расслабиться чрезвычайно тяжело. И требуется по-настоящему большое мастерство в управлении своим телом, чтобы просто подойти даже к этому уровню, как бы «вытащить себя» из тела. Как если бы человек умер и бросил свое тело. Подходят к этой позе очень интересным путем. Во-первых, поза эта выполняется на спине. Сначала надо постараться расслабить свои руки и свои ноги. Затем следует расслабить свое туловище, затем приступать к расслаблению мышц своего лица. Это как бы по степени удаленности, то есть сначала руки, ноги, потом туловище, потом лицо. Потому что наше сознание наиболее сильно контролирует, высвечивает вот эти области поближе к голове, а области ближе к рукам и ногам в меньшей степени. И получается, что расслабить их проще бывает. А потом эта волна расслабления, которая идет снаружи к телу, к голове имеет облегчающий фактор.
И как только мы поймали себя вот в этом состоянии, что мы вроде бы все расслабили, следует еще и еще раз просмотреть себя. Потому что иногда бывает, что нам просто кажется, что мы себя расслабили, а где-то остался маленький зажим, непроизвольное сжатие мышц. И мы вновь и вновь просматриваем себя и, если обнаруживаем такое зажатое состояние, мы стараемся его расслабить. Но опять же, как учит нас медицина, есть настолько глубинные мышцы нашего тела, которые вот так просто не расслабить. Они вне действия приказов обычного человека. Для этого требуется какое-то очень глубинное воздействие, чтобы импульс расслабления дошел вот до этих глубинных структур. Этот импульс дойдет только лишь в одном случае - если вы точно также устраните из головы все мысли, а затем и ощущения.
После того, как вы полностью расслабили все свое тело, вы начинаете концентрироваться на своих ощущениях и тем самым вы блокируете мысли. На самом деле мысли и ощущения в некотором смысле конкуренты. Мы стараемся поглотиться ощущениями и следить за тем, чтобы на поверхности нашего разума не возникала волна мысли. Сделать это, конечно, очень тяжело. Но тут нам на помощь приходит еще один такой метод в позе трупа, Шавасане. Труп он на то и труп, чтобы не дышать. И мы начинаем замедлять вдохи и выдохи, все реже и реже начинаем дышать. Дело в том, что если мы начинаем дышать слишком редко, тем самым мы не даем возникнуть мыслям в нашей голове.
Но тут же возникает ощущение удушья, безусловно, мы не дышим, и мы делаем несколько вдохов, выдохов и вслед за этим опять появляются мысли. То есть мысли и дыхание очень связаны друг с другом. Если мы контролируем одно, то начинаем контролировать и другое. И постепенно, замедляя дыхание, мы все больше и больше подходим к состоянию, когда мысли не возникают в голове. И вот после этого состояния еще более глубинный пласт наших мышц начинает расслабляться. Они начинают расслабляться сильнее и сильнее. В результате йогин может ввести себя в состояние анабиоза, это полное владение своим телом, полное владение всеми жизненными процессами. Понятно, что для людей, которые только начинают заниматься йогой, степень такого расслабления пока не достижима. Требуются долгие часы упражнений, чтобы его достичь, на первых порах и не надо. Даже относительно небольшое погружение вот в такое расслабленное состояние дает отдых более глубинный, нежели несколько часов сна.
Получается так, что иногда это состояние расслабления на ранних этапах занятия йогой у людей переходит в сон, человек просто засыпает. Это считается нормальным, но не так, что высший пилотаж в области расслабления, но и не так плохо. Но потом, по мере своей практики, он действительно достигает очень глубинных состояний бессмыслия, бесчувствия. Как если бы он действительно умер, что очень благоприятно сказывается на нервной системе. Это чрезвычайно сильно помогает в преодолении огромного количества стрессовых ситуаций, или ситуаций, когда мы не можем себя расслабить. И именно этим упражнением, Шавасаной, как правило, принято заканчивать комплекс упражнений Хатха-йоги.
Как долго в этой позе следует находиться? Если занятие, в особенности для начинающего человека длится от 30 минут до 1,5 часов, то, как правило, Шавасана, поза отдыха, составляет от 3 до 15 минут, в среднем где-то 5-7 минут. Это может зависеть от множества факторов, если вы занимаетесь сами. Если вы занимаетесь в группе, то там вам беспокоиться не о чем, там забота квалифицированного преподавателя определить, когда и как долго находиться в этой позе. Если же вдруг вам по каким-то причинам захотелось провести более продолжительное время в этой позе, и вы считаете, что это нужно и возможно, можете увеличить время, потому что также требуется время, дабы все наши внутренние структуры расслабились.
Как выйти из Шавасаны и прекратить занятие?
И вот вы вошли в Шавасану, пролежали свое положенное время, 5 минут или 10 минут, и вам надо выходить из этой позы и прекращать занятие йогой. С чего начинать выход из Шавасаны? Крайне неуместно резко вскакивать или как-то себя вести негармонично. Вот вы лежали спокойно, если после этого вы резко вскочили, то понятно, что и кровь в голову и отдышка и все что угодно, бывает и в глазах помутнение. Йога говорит, что этого делать нельзя. Надо постепенно прийти в себя, то есть как бы вернуться в свое тело, какое-то время полежать, потянуться, зевнуть и потом, никуда не спеша, аккуратно сесть и продолжать приходить в себя после Шавасаны.
Особенно если вы утром занимаетесь, еще впереди целый рабочий день. И существуют многочисленные вспомогательные упражнения, чтобы из Шавасаны опять вернуться в нормальное состояние. Одно из них, это когда мы начинаем массировать свои уши, тем самым мы даем импульс прийти в себя. Затем есть упражнение, когда мы начинаем похлопывать себя по всему телу или просто обнимаем себя или растираем лицо или голову, как-то в себя приходим. И вот после того, как мы все это уже выполнили, отошли от состояния отдыха, мы можем постепенно возвращаться к нашей обычной жизни, не резко, спокойно.
Опять же требуется какое-то время, чтобы окончательно прийти в себя, поэтому если есть возможность, сразу же не бросаться за дела, то выждать 10-15 минут, прежде чем заняться какой-то своей деятельностью. Вот сценарий одного занятия - мы входим в йогу, мы делаем упражнения йоги, делаем отдых после упражнений - позу Шавасану, мы возвращаемся опять к естественному состоянию, вспоминаем про все наши обязанности, дела или о том, что нам предстоит, и вовлекаемся в них.
Занятия йогой и питание
Начинать заниматься йогой не следует, если вы очень голодны, также не следует заниматься сразу после еды. Если вы очень голодны, можете что-нибудь легкое перекусить, а если вы только поели, то следует выждать 15-20 минут или побольше, это во многом зависит от человека, от многих факторов, но не раньше. Лучше всего через 1-1,5 часа после еды, чтобы не было ни голода, ни тяжести от съеденной пищи, чтобы ничего не отвлекало.
Конечно, у людей по-разному бывает, но тут есть один воспитательный фактор, если вы научитесь его использовать, будет легче овладеть Хатха-йогой. Дело в том, что воздействуем мы на наше физическое тело, а оно в этом смысле, что и тело собаки, тело кошки, имеет свои потребности. И одна из главных потребностей, это чтобы его кормили. И вот очень хорошо бороться с леностью своего тела, которое не хочет заниматься йогой, вот не хочет и все, это если вы себе назначите, что покушаете только после того, как позанимаетесь йогой. И уже ваше тело будет говорить, что давай быстрее занимайся, есть хочу, чего ты ждешь? Вы выстраиваете эту цепочку мотиваций. Это один из самых интересных разделов в йоге – цепочка внутренних мотиваций. Как наши предпочтения, симпатии или антипатии выстроить таким образом, чтобы они нас в нужную сторону сами несли. Чтобы мы не боролись со своим телом, а чтобы тело само вело нас к высотам йоги.
Этот метод, когда мы назначаем себе поесть не раньше, чем позанимались йогой, он применим только лишь в случае, если у вас более или менее размеренная жизнь. Но, к сожалению, бывают такие профессии, или такой образ жизни, когда это не представляется возможным. И тогда, конечно, тяжелее, но тоже можно увязывать еду с йогой, чтобы одно другое вытаскивало.
То же касается и такой ситуации, когда вы совсем устали, что не пошевелиться. Если вы чрезмерно устали, то постарайтесь какое-то время отдохнуть перед занятием йогой. А потом, если вы до этого и так прикладывали усилия, то постарайтесь сделать акцент в сторону метода Энергии. И принимая ту или иную позу, меньше себя заставляйте, а больше себе позволяйте. Йога - это в первую очередь баланс, здравый смысл, гармония, умение управлять теми силами, теми тенденциями, которые в нас уже есть. Йога не призывает ничего уничтожать.
Иногда люди говорят, что вот во мне какие-то хорошие качества, а какие-то плохие качества. Йога говорит, что нет принципиально хороших качеств и принципиально плохих качеств. Есть просто неумение использовать эти качества, то есть есть неуместное использование этих качеств, но мудрость как раз и заключается в том, чтобы правильно выстроить эти качества. Есть люди сонливые, спокойные и есть, наоборот, излишне активные. И можно просто продумать, как и где это все использовать, чтобы это все работало на человека, то есть прежде чем устранить какую-либо тенденцию, подумать, а нельзя ли ее использовать по принципу «обрати поражение в победу».
Если мы занимаемся в группе вместе с другими людьми, то, как ни странно, гораздо легче это делать, чем заниматься самому, чем самого себя заставлять, особенно для новичков. Но все равно, мы должны выработать умение заниматься самостоятельно.
Вообще, йога - это та наука, которая должна нас сделать абсолютно свободными от чего бы то ни было. То есть если нет возможности посещать группу, мы не должны бросать йогу. Мы должны уметь заниматься и самостоятельно.
Какие позы и в какой последовательности выполнять?
Если вы занимаетесь самостоятельно, то следует помнить общий принцип гармонии йоги. Мы выполняем упражнение и действие этого упражнения заставляет какую-то одну группу мышц напрягаться, а другую группу мышц расслабляться, например, в одну сторону мы нагнулись, то совершенно естественно и гармонично, если следующее упражнение будет в противоположную сторону. Это не является абсолютным законом, но это естественно. Наклонился в одну сторону, затем наклонился в другую, повернулся в одну сторону, затем повернулся в другую.
С другой стороны, иногда мы ощущаем, что надо сделать усилие именно в одну сторону. Бывает ощущение в нашем теле, когда сам организм просит еще, еще, а вот теперь этой позой меня изогни, теперь другой изогни в эту же сторону. Конечно, мы должны в первую очередь прислушиваться к ощущениям своего тела. Понятно, что со временем вы начнете более тонко чувствовать внутренний настрой, свое внутреннее состояние и безошибочно определять, какую позу за какой следует выстраивать.
В любом случае, если вы только начинаете заниматься йогой, то следует изучить как можно больше разных поз, то есть если вы занимаетесь дома, то имеет смысл одну неделю делать одну группу поз, вторую неделю – вторую группу поз. И так примерно за 8-10 недель вы переберете все основные позы. А затем начнете из этих поз составлять те комбинации, которые непосредственно ближе всего подходят вам. То есть сначала мы изучаем все возможные позы, которые только есть, а затем начинаем их комбинировать в какие-то группы, непосредственно помогающие нам самим достигнуть того или иного эффекта и также отслеживать. Отслеживаем не только действие от одной позы, но отслеживаем для себя также действие от последовательности поз.
Бывает так, что делаешь одну позу, вторую, третью и какой-то эффект на выходе получается, а потом немножко меняешь эту последовательность, и эффект получается несколько другой. Йога призывает нас доверять самим себе и отслеживать действие, которое мы получаем. И, отслеживая это действие, использовать как-то его в своих целях. Опять же, если мы знаем, что делая ту или иную позу, мы лучше справляемся с теми или иными задачами, то надо для себя их отметить. Хотя вот такого жесткого закона в йоге нет, какая поза должна за какой идти. При этом если вы ходите на занятие по Хатха-йоге, то уже инструктор вам дает готовую последовательность поз.
Сопутствующие факторы при занятиях йогой
Как много спать, как много есть, что есть и так далее?
В первую очередь, йога это не насилие над собой, а гармония. Сна должно быть столько, чтобы вы были в состоянии выспаться. В современном мире бытует такая точка зрения, что чем меньше ты спишь, тем лучше. Это сомнительное утверждение, потому что мы все живем в стрессе, вызванном изменившимися условиями, и иногда нашему организму нет возможности восстановиться.
Это хорошо было в древности, с заходом солнца все ложились спать. А сейчас можно день и ночь, круглые сутки смотреть телевизор, работать за компьютером с включенным светом. Поэтому иногда наша психика перегревается, организм нуждается в дополнительном отдыхе. Сна должно быть столько, сколько его необходимо для восстановления ваших физических и психических сил. Количество часов сна у разных людей может существенно отличаться. Кому-то 6 часов достаточно, кому-то 8 часов, а кому-то и 10 часов мало бывает, особенно в определенные периоды жизни. Это может быть связано с многочисленными факторами. Физическая нагрузка даже здесь не самое главное, здесь большую роль играет психическая нагрузка.
То же самое касается и еды. Йога вовсе не требует от вас, чтобы вы стали вегетарианцами. Мы понимаем, что если употреблять не вегетарианскую пищу, это связано со многими вопросами, точнее с двумя большими группами вопросов. Первая группа - это морально-этические вопросы, вторая группа – это вопросы насколько это полезно или вредно. То есть морально-этическая - это насколько приемлемо есть тела убитых животных. Полезно или нет - это насколько та же мясная пища более полезна или вредна, нежели растительная. Это сложные вопросы, нетривиальные. Ни первый, ни второй.
Даже если вы едите вегетарианскую пищу, то при этом также гибнет огромное количество ни в чем не повинных живых существ. Просто невозможно в условиях современных технологий выращивать что-то вегетарианское, чтобы за это кто-то не поплатился. Точно так же как и когда вы едите невегетарианскую пищу, также гибнут живые существа. В любом случае, мы не можем сократить на 100% вред от своего пребывания на Земле, мы можем только лишь постараться свести его к минимуму. Но минимум минимуму тоже рознь. И вполне может быть иногда, что какой-нибудь продукт злаковый или биологически чистый выращенный, привел к гибели гораздо большего количества живых существ, нежели непосредственный убой скота. Мы не видим всех многочисленных причинно-следственных связей. Поэтому это вопрос сложный.
Та же ситуация относительно вреда и пользы. Здесь тоже много факторов, которые не столь очевидны. Иногда всякие заменители или продукты на первый взгляд совсем вегетарианские, но они проходят столько стадий обработки, что по своему действию они могут вызывать гораздо больший ряд расстройств, нежели кусок мяса, который вы съели. Поэтому йога вовсе не призывает вас в три дня стать вегетарианцами или, наоборот, налегать на мясную пищу. Йога всего лишь призывает вас максимально в своей жизни применять принцип Доброты или I принцип йоги; и II принцип йоги – принцип здравого смысла, принцип целесообразности.
В каждом конкретном случае, для каждого конкретного человека, в каких условиях он живет, и ответ будет на этот вопрос совершенно разный. Йога против любого экстремизма. Йога считает, что если люди и будут отказываться от применения в пищу мясных продуктов, то они придут к этому естественно. Более того, как только человек начинает усиленно заниматься йогой, и у него действительно идут внутри процессы, то ему все легче и легче отказаться от мясной пищи. Потому что так у нас построена вся кулинария, что равноценной замены до недавнего времени не было.
Ну а с точки зрения практической, йога дает всего лишь одну рекомендацию - если вы подходите к столу, стол заставлен множеством всяких вкусностей, которые вы могли бы съесть, и с одной стороны вегетарианская пища, а с другой – мясная. Но не по вкусовым, не по каким другим качествам вы не можете их отличить, то, безусловно, вам следует выбрать вегетарианскую. Но если это не равный выбор, то тогда поступайте так, как вы привыкли поступать. В любом случае последнее слово за вами. И йога вовсе не призывает с понедельника начать новую жизнь. К этому надо приходить постепенно.
Как сочетать йогу с обычной работой?
В древних трактатах по йоге на этот счет сказано достаточно однозначно, что человек, который занимается йогой, не должен работать слишком много, но в то же самое время не должен и бездельничать. Обе эти крайности негативно влияют на занятия йогой, поэтому, если вы чрезмерный трудоголик и работаете по 14 часов в сутки, то есть ли в этом смысл? Если есть, то может быть и продолжайте работать. А если нет? Может быть, разумнее сократить до 8 часов?
Обратная сторона, когда человек говорит: «Все, теперь я занимаюсь йогой, какая работа?» Он увольняется с работы, весь такой духовный, чрезмерно много времени уделяет своей особе. Как показывает уже более современный опыт - это тупиковый путь, из такого человека очень быстро получается, как говорили еще при советской власти, тунеядец. Вот он ушел с одной работы, а на другую не спешит. Месяц не спешит, второй, третий. А потом у него вообще всяческое желание работать отпадает. Он начинает себя кормить всякого рода успокаивающими вещами, что я теперь йогой занимаюсь, духовно расту. А по сути дела, это попытка прикрыть собственную лень.
Практическое занятие по йоге
Несколько упражнений. Итак, с чего мы начинаем? Всегда крайне желательно убрать, почистить то место, где вы будете заниматься. Сейчас мы сделаем такую процедуру. Мы руками, как бы протрем весь коврик. Давайте сделаем это. То есть как если бы мы пыль с него сметали, или как будто бы пропитывали его своей собственной энергией, то есть природняем коврик или то место, где мы занимаемся.
Садимся на коврик. Сидеть можно по-разному. Единственное, чтобы спина, шея, голова были прямые. Выпрямляем спину, шею, голову, закрываем глаза и расслабляем свое тело, расслабляем свое лицо, мысленно отпускаем ситуацию. Всегда хорошо вспомнить, что мы должны дать возможность Вселенной сделать свою часть работы. Мы сделали свою честно, теперь Вселенная должна сделать свою часть работы. И чем меньше мы будем вмешиваться, тем эффективней она доделает то, что мы начали.
Теперь мы ложимся на спину. И вот теперь хорошо бы потянуться, можно забросить руки за голову. Зеваем, потягиваемся, носки ног от себя, на себя тянем. Мыслей в голове нет, отдаемся ощущениям, напряжения, которые были, убираем.
И прямо теперь можно переходить к упражнениям йоги. Первое упражнение сделаем прямо из этой позы. Забросим руки за голову, еще раз потянемся. А теперь согнемся в пояснице, ладонями рук захватим свои ноги. В этой позе желательно, чтобы ноги в коленях были прямые. Иногда можно влево, вправо поперекатываться, растянуть мышцы.
То есть ощущение полной естественности, гармоничности. Представьте себя маленьким ребенком. И вот теперь делаем методом Энергии, то есть мы приблизительно приняли позу и в дальнейшем ждем, насколько нам будет приятно еще сильнее и сильнее ее сделать. Понятно, что у каждого будет по-разному получаться. Кто-то более сильно прогнется, кто-то менее сильно. На самом деле йога не говорит, что кто-то делает правильно, кто-то неправильно. Она не говорит, что у кого-то лучше, у кого-то хуже. Мы помним, что вообще никого вокруг нет, то есть мы работаем сами на себя, а нет никого вокруг! Только наш внутренний мир, наши внутренние ощущения.
Опять же, крайне полезно отдаться этим ощущениям, чтобы не было болтовни в голове, то есть мы опять выдавливаем ощущениями все мысли. Если чувствуем, что надо чуть посильнее делать, делаем. Если чувствуем, что надо ослабить, ослабляем, то есть это метод Энергии. Мы доверяем ощущениям. Мы испытываем радость от выполнения. В методе Энергии важно никуда не спешить. Позволить достаточно долгое время находиться в позе. Как сказано в древнем трактате: "Приблизительно прими позу и жди, когда проснувшаяся Энергия через ощущения сама тебе подскажет насколько сильнее надо изогнуться, то есть доверься Энергии как заботливой матери". Это женский метод выполнения упражнения.
Но вот прошло какое-то время и теперь мы начинаем делать методом Сознания - мужским методом. Мы уже начинаем потихоньку себя заставлять приближаться к ногам, но на заднем плане должна быть радость, то есть мы побеждаем себя и радуемся. И делаем такие попытки: сильно-сильно - затем послабление; такими порциями. Но если в первом случае мы как бы отдавались ощущениям, то теперь мы забываем про ощущения. Мы теперь видим себя так, как хотели бы выглядеть, и заставляем свое тело подчиняться. В отличие от метода Энергии, метод Сознания не требует такого большого количества времени, а требует существенно меньшего времени. Вот мы посчитали, что достаточно выполнили уже эту позу. Аккуратненько выходим из этой позы, спокойно, аккуратно и ложимся.
Ложимся и даем время, чтобы усилия, которые были плавно ушли. Так мы проводим какое-то время, которое считаем необходимым для нас. Опять же, не слишком долго, чтобы совсем не расслабиться, но и не слишком мало, чтобы мышцы успели восстановиться от предыдущего напряжения.
И теперь переходим ко второму упражнению. Естественно, что если мы до этого сгибались в одну сторону, то теперь неплохо бы сделать упражнение на прогиб в противоположную сторону, то есть мы ложимся на живот теперь и делаем другую позу. Сгибаем ноги в коленях, ладонями рук захватываем ноги. И обратите внимание, мы просто так лежим.
Некоторых это удивляет, они думают, что это за поза йоги, просто так лежать? Да, именно просто так лежать, является одной из самых эффективных поз, то есть мы себя не особо заставляем, не особо напрягаем, мы просто лежим. Но уже самим фактом, что мы находимся в этой позе, даже без напряжения, уже само это положение начинает оказывать на нас оздоровительное воздействие. Почему-то существует такое заблуждение, что обязательно надо как-то напрягаться в йоге, чтобы был оздоровительный эффект. Это не так. Если мы выполняем упражнение методом Энергии, достаточно приблизительно даже принять позу, вот просто приблизительно, и в ней оставаться.
Как и в предыдущем упражнении, полностью отдаемся ощущениям, как бы выдавливаем ощущениями мысли из головы. В йоге считается, что мысли очень прожорливы. Каждая мысль съедает значительное количество нашей жизненной силы, поэтому если мы хоть немного уменьшим процесс мыслеобразования, то эта энергия быстро пойдет на восстановление наших сил. Еще раз - нет вокруг никого, не стоит беспокоиться, как мы выглядим, не оцениваем себя. Тем более не оцениваем других. Полностью отдаемся и уходим в свою внутреннюю Вселенную, в свой внутренний мир. Работаем только лишь на себя, никак не на публику, никак не на стороннего зрителя. Нет никаких сторонних зрителей и быть не может. Как бы вы ни выглядели, вы выглядите великолепно. Иногда люди думают: «А как я буду выглядеть в той или иной позе? А вдруг люди будут надо мной смеяться? А вдруг я что-то неправильно делаю?" Если у вас возникают такие мысли, знайте, что это ошибочные мысли. Выбросьте эти мысли из головы. Они наоборот не позволяют вам достичь гармонии и правильного ощущения.
Прошло какое-то время, и теперь вы хотите выполнять это же упражнение, но только методом Сознания. И вот тут бы неплохо себя немножко заставить и чуть-чуть побольше прогибаться в спине. Хотя бы долю секунды остаемся в позе методом Сознания, но не обязательно долго оставаться, затем выходим. Какое-то время приходим в себя. Второй раз, третий раз. И каждый раз остаемся в этой позе дольше и дольше. Настолько долго, насколько приятно. Вот это метод Сознания, когда мы как бы побеждаем сами себя, но при этом радуемся. Как только чувствуем, что надо выйти, выходим. Нет зрителей, работаем на себя, абсолютно все равно как мы выглядим со стороны.
Но вот мы выполнили и методом Сознания менее продолжительное время. И опять отдыхаем. Выходим из позы, разгибаем ноги. Ощущения от предыдущей позы постепенно уходят. Какое-то время мы наслаждаемся тем, как уходит напряжение, уходит какая-то зажатость, то есть вот мы подобно тому как раскачивают качели, должны поймать этот ритм, эту гармонию. Точно так же и в йоге. Вот мы только что напряглись, а теперь мы должны расслабиться. И потом опять поймать тот такт, когда опять надо будет нам напрячься.
Если мы изгибались в одну сторону, то теперь лучше изогнуться в другую сторону. Но это не является абсолютным законом, это здравый смысл. Теперь переворачиваемся на спину, начинаем выполнять третье упражнение. Садимся, ноги прямые впереди нас, сгибаем правую ногу в колене и перебрасываем правую ступню через левую, затем поворачиваемся вправо, в ту сторону, в которую согнуто колено и руками себя доворачиваем настолько сильно, насколько приятно. Выходим из позы, какое-то время отдыхаем.
Бывает трудно для себя определить какое это время, особенно после работы бывает такое нервозное состояние, хочется быстрее, быстрее, быстрее… Мы и сами не замечаем, как мы, выражаясь на сленге, «гоним волну». Очень хорошо взять за привычку про себя считать. Не раньше, скажем, чем на счет 10 начну делать упражнение. Иногда бывает гиперактивность и самого себя сложно остановить. Иногда бывает пассивность, а иногда гиперактивность.
Но вот прошло какое-то время, делаем то же самое, но в другую сторону, остаемся какое-то время. Выходим из позы. Понятно, что в одну сторону и в другую сторону желательно делать примерно одинаковые промежутки времени, дабы и в одну и в другую сторону была одинаковая нагрузка. Про себя можем считать какое-то время. И в дальнейшем можно очень интересно поступить, можно постепенно прибавлять время выполнения, а затем время выполнения и усилия в своем темпе.
Каждый для себя будет определять как долго и как сильно. Пытаемся уже потихонечку переходить из метода Энергии в метод Сознания. Вот мы приняли позу приятно, а вот тут я чуть-чуть поднажму. В другую сторону тоже приятно, потом опять чуть-чуть поднажму. И так, то влево, то вправо. Постепенно прибавляем время и усилия, таким образом, мы переходим от метода Энергии к методу Сознания, ловим вот эту вот точку. Там где надо себя заставить и там где можно себе позволить. То есть заставить - это преодолевать себя. Позволить – это насладиться от позы.
Не секрет, что в дальнейшем, когда человек достаточно долго занимается йогой, он испытывает наслаждение от принятия позы. Такое же, как если бы мы потягивались. Не говоря о более тонких составляющих, таких как внутренний массаж органов или какое-то напряжение или расслабление в разных участках тела, что очень приятно. Вообще, концепция йоги, Хатха-йоги в частности, это в первую очередь выжать максимум наслаждения из своего тела. То есть вот в нас заложено некое наслаждение, и мы должны его выжать. Если мы его выжимаем, то мы полностью реализуем задумку нашего тела и тело здоровое, счастливое, в тонусе. Если же мы что-то недонапрягаем, если какая-то группа мышц у нас не напрягается или, наоборот, какая-то группа мышц излишне напрягается, то это перекос, дисбаланс. Мы должны его устранить. Но в любом случае все очень естественно, понятно, все очень просто. Доверяем себе, доверяем ощущениям, доверяем Вселенной. Стараемся, чтобы наши внутренние ощущения были гармоничными, находимся в гармонии с самим собой и с окружающим миром. И никогда не оцениваем, как мы выглядим. Как только начинается эта оценка, сразу же возникает внутренний зажим. Как только возникает внутренний зажим, гармония разрушается и где-то избыток энергии, где-то недостаток. Где-то избыток напряжения, где-то недостаток. И он переходит потом изо дня в день, из года в год. Так накапливаются всякого рода негативы, стрессы.
Замечательно. Вот мы выполнили это упражнение и в таком духе мы продолжаем выполнять все упражнения, которые мы себе назначили. Самое разумное, чтобы комплекс состоял не менее чем из 7 упражнений, но на самом деле, даже если вы одно упражнение сделаете, это будет уже великолепно.
главная → тексты и видео → хатха-йога → семинар по хатха-йоге 2009. часть 1 → часть 2 → часть 3