Международный Открытый Йога Университет



Международный Открытый Йога Университет


главнаятексты и видеохатха-йогасеминар по хатха-йоге 2009. часть 1 часть 2


Хатха-йога

СЕМИНАР 2009


Вернуться к началу лекции

Вспомогательные вещи для занятий Хатха-йогой

Они называются вспомогательными, потому что если на 100% они не будут выполняться, ничего страшного, продолжать можно. Одно из таких условий: желательно чтобы не было никого рядом, при условии, что вы занимаетесь в одиночку дома. Если же вы занимаетесь в группе, то желательно, чтобы все остальные тоже занимались. Если есть возможность где-либо уединиться, то следует уединиться. Если же рядом единомышленники занимаются, они не в счет.

Если нет возможности уединиться, то следующий совет это не разговаривать. То есть вы наметили время, в течение которого будете заниматься. И возьмите себе за правило, что только форс-мажорные обстоятельства заставят вас начать разговор. Либо положите рядом с собой листочек бумаги с ручкой. Если вас кто-то будет уж слишком донимать, коротенько напишите, когда можно будет к вам обратиться. В йоге самое главное, это чтобы была внутренняя гармония. Важно погрузиться в ощущения, в ощущения той позы, которую вы делаете. Когда вас кто-то о чем-то спрашивает, вы начинаете тут же отвечать, ваше внимание моментально уходит от ощущений и перепрыгивает на посторонние вещи. Это сбивает.

Потом требуется дополнительное время, чтобы опять прийти в себя, успокоиться, абстрагироваться. Разговоры во время занятия – это как дырка в бочке, в которую вы пытаетесь налить эликсир жизни. Занимаясь Хатха-йогой, вы как бы черпаете, наливаете в свое тело эликсир жизни, силы, бодрости, чтобы после занятий очень хорошо себя чувствовать. А любой разговор - это как если бы дырка была в этой бочке, куда вы этот эликсир пытаетесь налить. Вы наливаете - он утекает, вы наливаете – он утекает. Вот такая аналогия. Поэтому предупредите родных, близких, знакомых: «Ребята, я сейчас временно занят». Как в поговорке: «Ушел в себя. Буду не скоро». Это важно, это действительно важно.

Следующий момент. Он второстепенный, но необходимый для занятия йогой. Вам должно быть абсолютно все равно как вы выглядите, забудьте про окружающих, просто забудьте. Никогда не работайте на публику, когда вы делаете йогу. Их нет, вот нет, и все. Даже если вокруг вас миллион людей стоит, и каждый на вас смотрит и показывает пальцем, закройте глаза и считайте, что их просто нет. Иначе вы будете больше концентрироваться на этих людях, чем на внутренней гармонии, и существует очень большой шанс, что вы не получите от йоги всех тех благ, которые могли бы получить. Поэтому работаем на себя, а не на публику. Если получается красиво, пусть смотрят, кто-то считает, что так красиво, кто-то считает, что эдак красиво, кто-то считает, что ногу за голову, вот это красиво, а все остальное, это так себе. Это спорный вопрос. В любом случае важно не задаваться вопросом, как мы выглядим. А нет никого, просто нет, не перед кем оправдываться. Самое главное, что бы ни говорили окружающие, самим фактом, что они вмешиваются туда, куда их не нужно вмешиваться, это говорит о том, что этим людям чуждо понятие гармонии. А если им чуждо понятие гармонии, то все остальные слова про Карму, чакры, Прану и прочее - это не больше, чем шелуха. Просто не слушайте.

Следующий фактор - это звук. Самый неприятный звук, когда кто-то начинает рядом по мобильному телефону разговаривать. Вы невольно настраиваетесь на его волну, а волны собеседника вы не слышите, и у вас в голове начинает идти достраивание. Звук – это один из наиболее болезненных моментов на пути йоги, но особенно не в Хатха-йоге, а в более утонченных йогах. Окружающие могут говорить: «Как же, ты же йог. Ты должен ничего не замечать». Но наш организм сделан так хитро, что воздействие звуковое даже сильнее, чем воздействие зрительных образов.

Поэтому постарайтесь, чтобы было тихо или тихо настолько, насколько может быть тихо или купите себе беруши. Иногда можно включить какую-нибудь музыку, а лучше всего тишина. Только тишину гораздо труднее воссоздать, нежели гармоничную музыку, которая неким фоном выступает, и человек занимающийся на нее даже не обращает внимание. Он уходит во внутренние процессы, поэтому музыка, если вы будете заниматься сами, может быть любая. Даже бой барабанов, если для вас это гармонично. Важно помнить, что чем более человек во что-то интеллектуально вовлечен, тем сильнее у него обостряются все органы чувств. Тот же процесс, когда вы занимаетесь йогой. Вы пытаетесь углубиться в себя, и поэтому шум очень чувствительно воспринимается.

Следующий фактор – это отсутствие неприятного запаха. Это подсознательный фактор. Он как зубная боль, когда у человека зуб болит, что ему ни говори, он все воспринимает в пессимистичном свете. Точно так же и неприятный запах, и есть некая ловушка на пути борьбы с неприятными запахами. Сейчас стали распространенными благовония. Якобы они устраняют неприятный запах, но в основном это химия. Объяснение этому очень простое. 1кг сандалового натурального масла стоит на три порядка дороже синтетического, более того, в синтетическом меньшее количество химических веществ и поэтому получить сертификат качества, чтобы использовать его в парфюмерии, у контролирующего органа гораздо проще, нежели каждый раз новую партию натурального вещества проверять, а нет ли там чего-нибудь радиоактивного. Но синтетика иногда действует как очень жесткий аллерген, это можно встретить повсеместно – в общественном транспорте, например. Надо быть очень аккуратным при использовании всякого рода благовоний. Лучше добиться отсутствия запаха, чем перебивать его благовониями. Особенно если вы занимаетесь йогой, так как у вас все структуры начинают утончаться.


Желательные факторы для занятий йогой

Желательно заниматься Хатха-йогой на улице, особенно для тех, кто только начинает, если это позволяет. Важным фактором является температура воздуха в том месте, где вы занимаетесь и отсутствие сквозняков. Если будет слишком жарко, будет очень тяжело заниматься, хотя в этом есть своя такая изюминка, что получается, как в парной – мышцы разогреты. Если будет очень холодно, также тяжело. Температура должна быть сбалансированной на столько, насколько это возможно. В любом случае, если стоит выбор одеться чуть теплее и заниматься на улице: в парке, в саду, где угодно, там, где есть возможность, либо же заниматься дома, лучше отдать предпочтения занятиям на улице. Вы просто на своем опыте убедитесь, насколько они более эффективны.


Как подходить к занятиям Хатха-йогой?

Теперь вот такой практический вопрос для людей, которые только начинают заниматься йогой. А как вообще подходить к Хатха-йоге? Обучаться самому, либо найти где-то инструктора? Ходить в какие-то группы, где изучают йогу? Либо купить самоучитель и шаг за шагом его проходить? Ответ на этот вопрос не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд. Конечно, самый идеальный вариант, когда вы разучиваете йогу под руководством инструктора, это может быть в группах. Он очень быстро вас, как говорится, на рельсы поставит, и вы поедете уже сами. Но, к сожалению, есть очень большое количество факторов, которые сводят это всё на нет.

Во-первых, вы можете просто не найти квалифицированного инструктора. Не все люди, которые преподают йогу, на самом деле преподают йогу. Во-вторых, вы можете жить в недоступности, или у вас денег нет, чтобы посещать занятия. А занятия сейчас все платные, потому что сейчас новые экономические веяния. Бесплатно в аренду никто не даст зал, много всяких других расходов, поэтому за очень редким исключением, когда спонсоры покрывают затраты. Или вы живете вдали от центров цивилизации.

В этом случае можно начинать заниматься Хатха-йогой по любому вменяемому самоучителю или книге. Допускается изучение йоги по трактатам. Не исключение, что вы потратите гораздо больше времени, и могут наблюдаться некоторые недопонимания и ошибки. Но в любом случае йога призывает не терять времени зря. Самый оптимальный вариант, это когда вы чередуете занятия в группе под руководством инструктора с самостоятельными занятиями дома. Это самый хороший вариант.


Регулярность и продолжительность занятий

А как часто надо заниматься? Заниматься ли каждый день и какое время? Опыт показывает, что человек, который начал заниматься йогой, со временем приходит к тому, что, совершенно не заставляя себя, совершенно естественно, без насилия над собой, начинает заниматься каждый день. Но многолетняя практика также показывает, что минимальное количество занятий в неделю, которые позволяют получать пользу от йоги, это два занятия в неделю. Если вы занимаетесь Хатха-йогой реже, чем два раза в неделю, то тяжеловато получить эффект. Тело успевает забыть йогу. Если два раза в неделю, то это ритм, который позволяет держать себя в хорошем тонусе.

Но по мере того, как человек продолжает заниматься йогой, вдруг он начинает ощущать в себе потребность заниматься 3 раза, 4 раза, а потом ловит себя на том, что он стал заниматься каждый день, без насилия. Многие люди, которые только начинают заниматься йогой, они с первых дней для себя говорят: «Буду заниматься каждый день». Это очень хорошее решение. Очень полезное решение, но вы так сможете отзаниматься одну неделю, вторую, третью, четвертую, а потом вдруг на пятой начнет проявляться эффект усталости, то есть, когда вы чувствуете, что вам с трудом дается очередное занятие йогой. Как только заметили, что такое наблюдается, знайте, вы немного превысили то количество раз, которое необходимо. Поэтому либо сокращайте время каждого занятия, но занимайтесь каждый день, это более предпочтительно. Менее предпочтительно, это сократить количество дней в неделю. В любом случае, помните, йога и насилие не совместимы. Йога это гармония. Если гармонии нет, бесполезно заниматься.

А сколько же заниматься по времени? Если вы занимаетесь только Хатха-йогой и никакими другими йогами, то промежуток времени от 30 минут до 1,5 часов считается вполне оптимальным. Каждый выбирает для себя сам. Кто-то 40 минут, кто-то час, кто-то 1 час 10 минут, кто-то 1,5 часа. Это оптимально, если учитывать наш современный образ жизни, наши обязанности и возможности. Если у вас отпуск, или вы специально выделяете время для того, чтобы сделать некий прорыв в личной практике, то можно заниматься столько часов, сколько будет гармонично. Это может быть и 2 часа, и 4, и 6 часов. Разумно подходить к этому, чтобы не сбить этот ритм. Потому что иногда можно сделать рывок, а потом на всю неделю просто выпасть из графика. То есть во всем должен присутствовать здравый смысл. Йога за здравый смысл, и йога при этом учит, что если вы хотите при этом достигнуть каких-то вершин, которые даже кажутся фантастическими и необычными, то ступеньки, по которым мы должны до этих вершин подниматься обычные, разумные, с соблюдением обычного здравого смысла.

К сожалению, иногда прослеживается такая тенденция, что люди прочитают много книг по йоге. Им кажется, что если йога ведет к таким фантастическим высотам, необычным, волшебным, то значит надо и делать что-то необычное или волшебное. Это ошибка. В этом как раз и прелесть йоги, что она не заставляет вас делать ничего необычного и волшебного, а призывает вас делать вполне понятное и естественное, но это приводит к чему-то волшебному. Многие бывают разочарованы. «Как, мы пришли йогу изучать. Мы думали, нам здесь будут третий глаз открывать, ауру как-то расширять, еще что-нибудь!" И все в таких ожиданиях, что сейчас будут какие-то чудесные таинства творится, а сталкиваются с вполне конкретной, понятной, четкой работой над собой. Это многих разочаровывает. Но то, что это такая спокойная, вменяемая работа над собой, это вовсе не говорит о том, что она приведет к каким-то обычным результатам. Это всего лишь путь. Но к чему он вас приведет, вот об этом как раз и надо читать в этих волшебных таинственных книгах по йоге.

Следует отметить, что крайне благоприятное влияние на занятия йогой, особенно если вы только начинаете заниматься, оказывают красивые пейзажи, красивые места. Вот есть красивые места на планете. Это места, где гармония природы еще не искажена теми диссонансами, которые время от времени мы встречаем в городах или там, где человек привнес свое какое-то воздействие. В этих гармоничных местах легче настроиться на спокойное восприятие и, как следствие, легче поймать это ощущение внутри себя. Поэтому, если есть возможность как-либо украсить то место, где вы будете заниматься йогой, надо непременно это сделать. Или такой простой момент как взять веник и подмести то место, где вы будете заниматься или взять влажную тряпку и протереть это место. Вы тем самым вносите гармонию. Как ни странно, это действует. Поэтому очень полезно то место, где вы будете заниматься либо как-то украсить, либо хотя бы убрать. От таких простых вещей эффект несоразмерно большой.

Крайне желательно, если есть возможность, заниматься в одном и том же месте и в одно и то же время. Если вы занимаетесь в одном и том же месте в одно и то же время, то вырабатывается цикличность воздействия на место, где вы занимаетесь, и оно как если бы намагничивалось вашим присутствием. В дальнейшем, попадая в это место, вы мгновенно бы настраивались на нужную волну гармонии. Это особенно важно, когда вы пришли с работы или только собираетесь идти на работу и надо быстро привести себя в порядок. И буквально стены, пол, окружающий интерьер помогает в этом. Поэтому, если есть возможность выделить себе постоянное место, то это великолепно. Но если такой возможности нет, то следует заниматься там, где эта возможность есть. Опять же, здесь не следует перегибать палку, слишком много времени тратить на облагораживание места, это тоже нерационально. Сначала начни заниматься йогой, а потом доделай остальные дела. Общий афоризм для йоги, что если человек не занимается йогой – время его враг, если же человек занимается йогой, то время его защитник.


Подготовка к занятию

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, очень хорошо хотя бы на одну две минуты спокойно сесть, выпрямить спину, шею, голову. И постараться максимально расслабить мышцы тела и мышцы лица. То есть это необходимо для того, чтобы быть уверенным, что мы не привносим какую-либо зажатость, которая была в течение дня на момент, когда мы занимаемся йогой. Мы склонны не замечать, как зажаты внутри. Наиболее четко это проявляется на мышцах лица. Иногда какие-то проблемы, которые мы обдумываем, они в первую очередь отражаются на том, что мы непроизвольно напрягаем мышцы лица. Это некий фактор внутреннего стресса. Понятно, что такая напряженность, даже если мы не отдаем в ней себе отчета, не позволяет нам проникнуть в глубины гармонии внутри себя. Поэтому важно перед началом занятий Хатха-йогой очень хорошо сесть, выпрямить спину, шею, голову, расслабить тело и расслабить мышцы лица. Как это ни странно, иногда просматривая лицо, мы ощущаем, что оно напряжено и, расслабляя его, получаем эффект, который передается и на внутренние процессы внутри нас, чисто психические.

И, наконец, иногда бывает очень полезно сделать следующее - это отпустить ситуацию. Потому что у нас мог быть трудный день, проблемы, которые мы должны были решать, или которые нам завтра надо будет решить. И иногда они вертятся в голове, мы все анализируем, а правильно ли мы сделали, достаточно ли подготовились и так далее, идет ментальный процесс. Йога предлагает отпустить ситуацию и добавляет, что мы сделали все, что могли сделать на работе до начала занятий йогой. И теперь самое главное - отпустить ситуацию и забыть хотя бы на время о всех наших проблемах. Считается, что если мы таким образом отпускаем ситуацию, хотя бы на время забываем о ней, то Вселенная начинает делать свою часть работы, той работы, которую мы должны сделать. То есть понятно, что чтобы мы ни делали, зависит это в первую очередь от нас, но также и от сопутствующих, благоприятствующих факторов, которые от нас ну никак не зависят. И будем ли мы о них думать или не будем о них думать, это на самом деле является тоже очень серьезным фактором. Потому что любая мысль тоже материальна, и она также продолжает оказывать воздействие.

Мы блокируем этот процесс. Представьте, что предприятие работает в две смены. Например, с утра до вечера работаете вы, а с вечера и до утра работает вторая смена рабочих. Вторая смена начинает работать не раньше, чем вы оттуда уйдете, иначе вы будете мешать друг другу. А если вы уже работать закончили, но с рабочего места не уходите и не даете другой смене продолжать работу, то, понятно, работа на это время приостанавливается. Вот точно так же и мы своими мыслями иногда блокируем помощь, которая идет со стороны Вселенной. То есть мы сделали свою часть, главное сделать ее честно, сделать все от себя зависящее, потом отпустить ситуацию, переключиться, в частности, переключиться на занятия Хатха-йогой. На самом деле, когда человек занимается Хатха-йогой, он вольно-невольно начинает переключаться и забывать обо всех проблемах. Но иногда, особенно новичкам, трудно сделать первый шаг. Вроде он пытается заниматься, а в голове проблемы. И своими мыслями такой человек, как ни странно, блокирует помощь Вселенной.

Поэтому перед началом занятий полезно выпрямить шею, спину, голову. В йоге считается, что в таком состоянии мы можем достигнуть максимально расслабленного положения. У нас позвоночный столб, а тело висит, как пиджак на вешалке, то есть полностью расслаблено. Напряжено минимум мышц. Понятно, что мы могли бы лежать, но тогда приходит сонливость. Очень хорошо начинать занятие с того, чтобы сесть, расслабить мышцы тела, расслабить мышцы лица и ментально отпустить ситуацию.

И после того, как мы сделали это, хорошо бы лечь и немножко потянуться. Очень хорошо при этом зевать, знаете, как мы просыпаемся утром, и тело само просит, чтобы потянуться, зевнуть и так далее. Именно с этого хорошо бы начинать занятие, тогда мы дополнительно какие-то напряжения убираем, а нужные факторы, тонизирующие, добавляем. После этих воздействий, когда мы пару минут посидели, после чего легли, потянулись столько, сколько приятно, примерно пару тройку минут, после этого непосредственно приступаем к выполнению поз Хатха-йоги.

Поз в Хатха-йоге существует столько, сколько возможно положений человеческого тела, то есть бесконечное число. Или, во всяком случае, очень большое. Но мудрость йоги как раз и заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело. Мудрость йоги заключается в том, что в йоге используется достаточно маленькое количество поз, положений, которых будет вполне достаточно. В разных трактатах, книгах называют разное число. Но чтобы вы сориентировались, это порядка 70-80 поз. То есть не так, чтобы очень много. С другой стороны, как считать. Иногда можно считать два упражнения разновидностью одной и той же позы, а иногда можно считать двумя разными позами, то есть это вопрос вкуса.

И здесь также прослеживается вот эта общая йоговская тенденция гармонии. Сейчас современный человек хочет все систематизировать. Западный человек в первую очередь, определяет, какая бывает поза, как она называется, как она выполняется, сколько их штук? Он хочет знать все конкретно. В среде йоги никто никогда не задавался такой целью. Считалось это даже не совсем интересной темой. То есть такого справочника, который, быть может, сейчас очень пригодился бы западному человеку, в йоге нет.

Похожая ситуация наблюдается и с названием поз. Есть некоторые позы, названия которых более или менее устоялись, и они даже в совершенно разных школах йоги либо одинаково звучат, либо очень сходно. Санскрит, используемый в названии поз, никогда не гнался за написанием, он всегда стремился к произношению. Поэтому в санскрите одно и то же слово может писаться разными буквами. Более того, в дальнейшем эти буквы привносят в свою очередь некий такой акцент, получается иногда диалект. Не говоря о том, что в разных школах йоги, одна и та же поза называется по-разному. И наоборот, две разные по названию позы, а на самом деле это одна и та же поза. Поэтому, такая неразбериха существовала ранее и есть сейчас. И до сих пор не существует единой градации или единого списка, как та или иная поза называется.

Итак, считалось достаточным 70-80 поз для того, чтобы получить очень хороший результат в Хатха-йоге. Но при этом никто не мешал вам, экспериментируя со своим телом, находить свои собственные позы. С точки зрения философии и идеологии йоги, любая поза может как быть позой Хатха-йоги, так и не быть ею. Все будет зависеть не от того, что вы делаете, все будет зависеть от того, как вы делаете.

Позы в Хатха-йоге называются асанами. С позиции гармоничной йоги все перетекает из одного в другое очень плавно, и любое слово, что тот или иной человек делает неправильно позу йоги лишено смысла. Если он не делает одну позу йоги, он автоматически делает другую. Вопрос только в том, какой эффект он от нее получит, или как она, скажем, будет называться. Но сказать: «Вот ты делаешь правильно позу йоги, а ты неправильно». Любая поза может как быть позой йоги, так и не быть, вопрос в том, какой эффект мы от этого получим.

Итак, в йоге выбрано 70-80 поз, эффект на человека которых максимален. Эффект от других поз также есть, но он либо менее выражен, это уже более тонкая настройка под каждого индивидуального человека, либо тот же самый эффект можно получить за счет комбинации поз в этих 7-8 десятках. Из этого следует, что для того, чтобы практиковать йогу, надо всего лишь изучить 7-8 десятков поз, а в дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, нами изученных, но тело просит, мы делаем ее. Иногда тело просит, как собака или кошка просят, чтобы их покормили. Если мы вдруг чувствуем такую потребность, с позиции идеологии йоги, мы должны тут же сделать эту позу.

Это как беременные женщины, которым, то мела хочется съесть, то земли. Организм требует каких-то микроэлементов, она, может быть, и не отдает себе отчета. Доходит до анекдотов. «Принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее». А мел органического происхождения, то есть это не лишено логики «принеси мне мел из той аудитории, он там вкуснее». Это говорит о том, что женщина, ожидающая ребенка, становится очень сенситивной, чувствительной. Вот точно так же и вы в йоге. Тело просит, проанализируйте, чего это оно вдруг просит? И попробуйте, даже если эта поза не будет входить ни в какие каноны. Вы не пойдете против йоги, а наоборот, вы пойдете как истинные древние йоги.

Надо избавляться от тенденции, которая сейчас правит бал, что существуют какие-то инструктора йоги, только они знают как там что делать, вроде как небожители какие-то спустились с небес. Важно понимать, что действительно истинный Инструктор йоги - это звание с большой буквы, и заключается оно в том, как лучше и гармоничнее помочь другому человеку раскрыться, а не подавлять его. «Ты неправильно делаешь, эта поза называется не так, а по-другому, и палец должен смотреть в другую сторону». Наблюдается, к сожалению, тенденция нетерпимости в йоге. Человек пришел на занятие йогой, и важно его раскрыть, а не прессовать, чтобы показать свою значимость инструктора. Это нехорошая тенденция, и она идет против йоги. Если вы с этим сталкиваетесь, знайте, что йогой там и не пахнет вообще. Йога – это гармония. А всякое проявление нетерпимости или попытки самоутвердиться за счет кого-то или чего-то, это не йога.

Существует количество поз с более или менее устоявшимися названиями. Описание, как их надо делать, в древних трактатах занимает одно два предложения. И это многих обескураживало. Они думали: «Ага, они в трактате написали два предложения, а сами на ушко наверное тайные наставления шептали на 20 страницах». Это противоречит самой идеологии йоги. Либо говорят всё, либо не говорят вообще ничего.

В древних трактатах полуправд не бывает, бывает предупреждение. Обычно оно звучит следующим образом: «Делай так-то и так-то, а в остальном слушай своего Учителя». Но это касается сложных практик, медитативных, например. Как правило, описание поз достаточно простое и иногда даже несерьезное. Иногда, если человек вообще никогда раньше с йогой не сталкивался, очень трудно понять, что просят сделать. В некоторых трактатах более или менее понятно, ногу сюда поставь, голову сюда поверни, все ясно и понятно. А в отношении некоторых поз очень сложно понять, что вообще имелось в виду.


Сколько упражнений делать за один подход?

Итак, вы начинаете заниматься йогой. Сколько надо делать упражнений за один подход? Бытует такая точка зрения, что чем больше я успею сделать, тем лучше. Это в корне неправильная точка зрения. В йоге главное - не что вы делаете, а как вы делаете. Не сколько вы делаете, а на сколько глубоко вы прониклись в то, что вы делаете. Поэтому с формальной точки зрения, и одно упражнение, которое вы сделаете в день, может считаться полноправным занятием йоги. Но опыт и практика показывают, что таких упражнений для начинающих должно быть не меньше 7. Не менее 7 упражнений должно входить в ваш каждодневный или с какой периодичностью вы занимаетесь, список упражнений. Посчитаете нужным сделать больше, делайте больше, посчитаете нужным сделать меньше, сделайте меньше.


Как часто надо менять упражнения?

Вот вы выбрали 7 упражнений и начинаете их день за днем выполнять. Бытует не совсем правильная точка зрения, что следует менять каждый день упражнения, то есть сегодня одну группу, завтра – другую, послезавтра – третью. Это тоже не совсем рационально. Особенно нерационально для тех, кто только начинает заниматься. Вы не успеваете еще прочувствовать одни упражнения, как перескакиваете на другие. Поэтому, считается, что надо выбрать некую группу упражнений и не менять их в течение недели. А на следующей неделе – изменить. Но это касается лишь, если вы разучиваете йогу и занимаетесь сами. Если же вы приходите на занятие в группу, то с вас эти проблемы снимаются, что на занятии идет, так и должно быть. Потому что любое групповое занятие много сильнее бывает, особенно для начинающих. Человек попадает в такую ауру, в такое поле совместного занятия, и ощущение сразу же выводит его на новый уровень. Поэтому, если вы сами занимаетесь дома, то менять упражнения следует не чаще, чем раз в неделю.


Сколько делать подходов?

В этом смысле йога говорит, это целиком и полностью как вам приятно и удобно. Если сложное упражнение, лучше разбивать его на множество небольших подходов и набрать суммарное количество времени выполнения. Если же более или менее приятно находиться нам в позе, то можно за один раз набрать все время выполнения.


Как переходить из позы в позу?

Как переходить из позы в позу, следует ли отдыхать между позами, либо следует сразу же жестко переходить из одной позы в другую позу? Это очень непростой вопрос и очень непростой ответ на него будет. Забегая вглубь теории йоги, можно сказать, что существует два способа выполнения любого упражнения. Это так называемый метод Энергии и так называемый метод Сознания. Или там, где надо себя заставить и там, где можно себе позволить. И в зависимости от того, каким методом вы делаете позу, то может быть такой вариант. Вы делаете одну позу, выходите из позы и отдыхаете минуту, или полминуты. Затем делаете вторую позу, опять полминуты отдыхаете, третью и так далее.

А бывает другой вариант. Когда вы из одной позы тут же переходите в другую, из другой в третью, то есть без отдыха. И тот и другой метод приемлемы, и тот и другой метод допустимы, и тот и другой метод иногда бывает полезен. Иногда с утра, когда хочется взбодриться, встряхнуться очень бы хорошо себя напрячь. Одна поза, другая, третья и так далее - раз, и хорошо себя чувствуешь. Иногда наоборот, вечером, когда и так уже рабочий день прошел, и мы и так уже устали, мы и так себя весь день напрягали, то очень хорошо действует метод Энергии, когда мы делаем одну позу, немного отдыхаем, вторую, третью и так далее.

То есть ключевой момент, как и везде в йоге, это гармония. Если вы, напрягаясь, делаете одну позу, другую, третью, а потом чувствуете, что уже как-то через силу идет, может быть, надо остановиться? Или наоборот, вы так плавно, вальяжно из одной позы в другую переходите и вдруг себя ловите на том, что вы засыпаете, и леность наваливается, может быть, надо наоборот встряхнуться? И никто, по большому счету, кроме вас самих это определить не может.

На групповых занятиях, когда большая группа, это нужна очень большая квалификация инструктора йоги, чтобы он определял, какой стиль давать той группе людей, которые к нему пришли. Это отдельная очень серьезная область знания. Это не все так просто. Для людей, которые занимаются сами для себя, в первую очередь надо прислушиваться к тому Учителю, который внутри нас. Надо прислушиваться к своим ощущениям. Надо доверять себе, это в современном мире такой перекос, когда западный человек больше доверяет учебникам, каким-то трактатам, каким-то видеофильмам или наставлениям каких-то учителей. И больше их слушает, чем свои собственные ощущения. Может быть, в каких-то других областях жизнедеятельности это знание работает, но только не в йоге. В йоге в первую очередь, вы должны доверять самим себе, своим ощущением. А только потом всем трактатам, наставлениям, поучениям и словам, которые приходят извне. Вот это должно быть таким очень серьезным правилом для вас.

Прислушайтесь к себе. Есть ли гармония? Если есть гармония – очень хорошо. Если нет, то или я что-то не так понял в этом трактате, или это было сказано для другого человека в других условиях или может быть там перевод неправильный, иногда тоже такое бывает, переводят на русский язык, а переводчик неквалифицированный. Поэтому для себя вы определяете, как вы будете заниматься.


Материнский метод (метод Энергии)

Существуют два диаметрально противоположных метода выполнения упражнений Хатха-йоги. Первый метод – метод Энергии, он заключается в том, чтобы целиком и полностью довериться своим ощущениям и стараться выжать максимум наслаждения из своего тела.

Примерно так же, как мы утром потягиваемся и зеваем, мы как бы выжимаем из себя наслаждение. Минимум заставлять себя, максимум следовать по тому пути, который показывают нам наши внутренние ощущения. Например, выполняем позу, когда мы захватываем ладонями рук лодыжки ног и стараемся нагнуться к коленям, прямым коленям желательно. Есть разные способы. Методом Энергии мы принимаем любое положение, которое считаем комфортным, не обязательно головой ног касаться, как приятно, так и выполняем. Но потом через какое-то время мы чувствуем, что нам приятнее еще немного нагнуться и еще чуть-чуть, и мы идем как бы на поводу у своих ощущений. Это метод Энергии, он еще так же называется материнским методом.

Мы, как сказано в древнем трактате, приблизительно принимаем ту позу, которую мы хотим сделать, и отдаемся на волю Вселенной или своим ощущениям. И ощущения сами нам подсказывают, вот сейчас бы еще чуть-чуть вперед, сейчас еще согнуться. Этот метод Энергии очень плавный, очень мягкий, не надо себя заставлять.


Отцовский метод (метод Сознания)

Существует прямо противоположный метод выполнения упражнений. Так называемый метод Сознания или отцовский метод. Это когда мы начинаем сами себя преодолевать, это такой аскетичный подход.

Вот сейчас мое тело меня не слушается, а я буду его преодолевать, и я делаю ту же самую позу, уже делаю с усилием, преодолевая сам себя. Понятно, что мышцы сопротивляются, это усилие. Но это усилие, а не насилие. Есть разница между усилием и насилием. На заднем плане при этом вы должны ощущать радость от преодоления самого себя. То есть вот я себя сгибаю и радуюсь, какой я хороший йог. Мое тело не слушалось меня, а вот сейчас я его раз и заставлю слушаться. Потом выходишь из позы, и тело радуется, что его так хорошо погнули, и, в общем, все довольны. Это метод Сознания, отцовский метод. Заметьте, он отличается в противоположную сторону от метода Энергии. Мы заставляем себя, мы активно выполняем позу. И вот все известные школы Хатха-йоги, которые только существуют, они склоны либо больше идти методом Энергии либо методом Сознания, в зависимости от предыстории школы и других факторов.

Читать дальше ...




главнаятексты и видеохатха-йогасеминар по хатха-йоге 2009. часть 1 часть 2


Международный Открытый Йога Университет © 2024

Информация публикуется на условиях лицензии Creative Commons: всё, что здесь опубликовано, Вы имеете право копировать, тиражировать и распространять с указанием ссылки на наш сайт www.happyoga.narod.ru.