главная → тексты и видео → хатха-йога → семинар по хатха-йоге 2009
Хатха-йога
СЕМИНАР
- Дата: 26.04.2009
- Место: КЦ "Просветление"
- Лектор: Вадим Опенйога
Введение. Что такое йога?
Итак, начнем знакомство с Хатха-йогой. Считается, что даже сложные вещи можно объяснять простым языком, понятным и доступным даже для людей, которые только начали заниматься йогой с нуля. Таким образом, чтобы человек с нуля мог сразу же понять, в чем смысл Хатха-йоги, в чем ее сила, и как ее можно непосредственно применить уже в своей личной жизни.
Начнем с формальных моментов. Собственно говоря, что же такое йога? Важно с самого начала определиться, чем является йога, а чем она не является. Ответ следующий: йога – это система самопознания, которая дошла к нам с древнейших времен. Настолько древних, что фактически, мы можем только предполагать и гадать, когда же собственно возникло это учение? То есть это период времени, исчисляемый тысячами лет. Йога – это очень интересная система самопознания, где человека призывают соблюдать морально-этические принципы. Так называемые Первый и Второй принципы йоги. Самое главное, это никому не причинять вреда без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то поступать так, как велит нам наш долг и всеми силами стараться сократить этот вред (I принцип йоги).
II принцип йоги – это принцип здравого смысла, принцип некой логичности, который призывает нас тратить все наши жизненные силы только лишь на достижение поставленных целей. То есть со здравым смыслом подходить ко всем задачам, которые мы перед собой ставим. Причем неважно, какие это задачи, так если мы занимаемся йогой, то это задача самопознания.
Наконец, самая важная отличительная черта йоги заключается в том, что самопознанием мы должны, как призывает нас йога, заниматься гармонично. Ни о каком насилии над собой и речи быть не может. Это важно с самого начала понять. Особенно людям, которые йогой никогда не занимались. Обычно со словом йога у них возникает множество страхов, что надо себя как-то насиловать, надо себя принуждать к чему-то, испытывать какой-то дискомфорт. С самого начала важно здесь очень четко и ясно определиться: йога не предполагает насилия над собой. Совсем другое дело, что иногда приходится себя заставлять, приходится делать какие-то усилия. Но, даже делая эти усилия, мы наблюдаем за собой с заднего плана и радуемся, что мы преодолеваем сами себя.
Это всё, что касается йоги вообще. То есть йога, это та система, которую ни в коем случае ни один человек бояться не должен. Каждый найдет себе такую тропинку или такой стиль в йоге, который подходит лично ему. В этом отношении даже другие люди, которые занимаются йогой, для нас, в общем-то, не показатель. Иногда показывают по телевизору людей, которые демонстрируют очень сложные скрученные позы, и это многих отпугивает. Многие думают про себя: «Да нет, никогда я так не скручусь, никогда мне такого не достигнуть». Так самое интересное, что йога и не требует от вас, чтобы вы так скручивались, демонстрировали вот такие чудеса гибкости. Точнее, со временем, как говорит йога, вы это приобретёте плавно, естественно, без насилия над собой. Человек не должен бояться йоги!
К сожалению, такая тенденция сейчас есть. Многие люди не решаются даже подступить к йоге, потому что боятся, что им будет очень трудно. С самого начала надо четко себе сказать, что древнее учение не предполагает того, что вы должны делать больше, чем ваше тело в состоянии сделать на момент начала занятия йогой. Конечно, в будущем все изменится, и тело, и разум изменится, и нервы станут крепкими, но это будет потом. А сейчас, вот что у вас есть, то и хорошо.
Здесь давайте еще раз акценты расставим. Йога - это нечто живое, йога - это нечто естественное, йога - это то, что и так в нас есть. Если вы когда-либо наблюдали за маленькими детьми, которые только-только научились ходить: как они с удивлением рассматривают свои руки, ноги, могут схватить свою ножку, поднять ее вверх и на нее смотреть, улыбаясь, потом бросить ее. И все движения естественные, все играючи и с интересом. Вот это идеал йоги. Опять же, настолько, насколько у всех что-либо получается делать.
Возможно, внутри вас могут быть какие-то жесткие установки. Вы могли прочитать в какой-нибудь книге: делай так, а не эдак, или увидели картинку, где какой-то дядечка скрутился совершенно свирепым образом. И если эта картинка вас напугала и скорее оттолкнула, знайте, что это что-то не то. Йога - это гармония, если вы не чувствуете гармонии, знайте, либо ее там действительно нет, либо, может быть, она вам не открылась. Потому что есть разные характеры, есть разные предпочтения у людей.
В чём отличие Хатха-йоги от йоги вообще?
Хатха-йога - это всего лишь один из множества различных подходов в йоге или один из видов йоги. Таких видов очень много. Считается, что столько, сколько проявлений человека, столько же и видов йоги. А Хатха-йога - это такой подход или такие упражнения в йоге, которые используют возможность нашего тела пребывать в тех или иных статических положениях или позах.
Достаточно понаблюдать за маленькими детьми, которые играют. Вот они играют с какими-то своими игрушками, каждый из них принимает какую-то позу. Это наша способность. То же самое может делать и взрослый, но по ряду причин иногда стесняется что-то делать, иногда ему кажется, что в этом нет никакого смысла. Иногда мы бываем настолько «загнаны» жизнью, что нам не до этого. Люди устают, говорят: «Да мне бы до постели добраться, лечь и лежать. Какие уж там позы?»
Таким образом, мы с вами можем принимать различные позы, и иногда эти позы могут быть самыми замысловатыми. И на возможности, что мы можем принимать то одну позу, то другую позу и находиться в этой позе, построен основной метод Хатха-йоги. Оказывается, если принимать одну позу и находиться в ней какое-то время, затем другую позу и находиться в ней какое-то время, потом третью позу, то в результате общий эффект оказывается необычным, а иногда даже он кажется фантастичным. Человек принимает обычные позы, в одной позе побудет пару минут, в другой пару минут, причем не обязательно безумно сложные позы. Йога простая. Сложные позы, безусловно, в йоге есть, но они составляют верхушку айсберга из всех многочисленных поз, которые есть и которые мы можем сделать. И некоторые из них совершенно простые, естественные.
Хатха-йога - это как раз та йога, которая предполагает, что мы будем принимать разные позы, будем находиться в них. Будем выполнять или находиться в них предельно гармонично, определенное количество времени, одна поза будет сменять другую позу в известной последовательности. Есть еще другие факторы, но они второстепенные.
И самое первое, с чем сталкивается человек, он не может понять, ну как же так, в литературе по йоге, во всех мифах, рассказах, говорится о том, какого могущества может достичь человек, занимающийся йогой, если он выполняет эти позы. А позы простые. Как может быть такой колоссальный эффект от того, что мы просто лежим на животе, согнули ноги в коленях и за спиной захватили ноги руками? Даже не делая усилия, просто лежим так. Или поза, как если б мы на пляже с вами лежали, книжку читали. Вот мы лежим, упершись согнутыми в локтях руками, и загораем на солнышке. А что от этого может быть? Поза как поза.
Но, оказывается, существует некая тайна устройства нашего тела. И вот подобно тому, как ключ подходит к замку и открывает дверь, за которой спрятаны сокровища, подобно этому и позы. Когда мы их выполняем, в первую очередь с позиции гармоничности, они так совершенно незаметно, как ключ, что-то в нас проворачивают, и вдруг мы начинаем получать эффект, причем такой эффект, который даже не ожидали получить. Вот это самая высочайшая, самая глубинная тайна йоги, которая говорит нам о том, что все самое таинственное и могущественное, что есть во Вселенной, мы можем найти внутри себя. Но нужно найти подход к этому могуществу. И Хатха-йога дает нам этот подход через разные позы.
Кто придумал йогу?
Ответить на этот вопрос мы не можем. Она возникла настолько давно, что не сохранилось авторов, не сохранилось никаких имен. Это произошло по ряду причин. Традиция долго не записывалась на какие-то материальные носители, а передавалась устно. С другой стороны, не всегда уместно было оставлять свое имя. Но мы можем однозначно сказать, что йоге много-много больше, чем 3000 лет. Некоторые считают, что йоге более 5000 лет, кто-то называет еще больший срок. На самом деле это не суть важно. Важно то, что это учение каким-то образом дошло до нас. И вот тем фактом, что оно так долго существовало, мы можем доказать для себя, хотя и косвенно, совершеннейшую эффективность этого метода.
Огромное количество других систем, в том числе и систем самопознания, просто не дожили до наших дней. А йога продемонстрировала, что это настолько сильная система, что было бы безумием отказаться от нее в древности. Таким образом, она из поколения в поколение переходила и дошла до нас. Конечно, есть имена тех или иных авторов или Учителей, которые стали известны на более поздних сроках распространения йоги. Но мы по сути дела не знаем, откуда взялось это учение. Это одна из тайн, очень серьезных тайн истории.
Почему йога столь популярна в наши дни?
Чуть более 100 лет назад на Западе никто не слышал о йоге. 100 лет назад единицы слышали о йоге, 50 лет назад уже большее количество людей слышали о йоге, сейчас еще больше. Есть определенный большой процент людей, которые соприкасаются с йогой и тут же начинают получать от йоги пользу. И только лишь этим обусловлено, что йога становится популярной. Но следует различать два понятия - популярность йоги и сохранность йоги. Йога становится популярной, но, к сожалению, какие-то первоисточники йоги именно сейчас начинают все сложнее пониматься. То есть мы все сложнее и сложнее понимаем древние трактаты, на которых все упражнения этой системы были построены. Мы взяли небольшую часть, и эта часть настолько пришлась ко двору современному человеку, поэтому она так быстро распространилась. А оставшуюся часть, которая так же сохранилась, мы не используем.
Мы сейчас ведем образ жизни, который целиком и полностью определяется нашей цивилизацией. Если раньше люди ходили пешком, в лучшем случае, использовали лошадей для передвижения, сейчас есть автомобили. Если раньше мы тратили больше времени на чтение каких-то рукописных текстов, сейчас мы больше времени проводим за компьютером. Если раньше работа предполагала большее количество движений, которые мы должны были бы сделать, сейчас количество движений все меньше и меньше. На работу и с работы мы ездим в общественном транспорте. В результате получается, что мы ведем малоподвижный образ жизни. Причем, в то же время, работа у нас становится все более стрессовой. Все ускорилось. Очень быстро надо реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Поэтому степень нашей концентрации, которую жизнь заставляет предъявлять каждый день, все растет и растет. Как побочный эффект на это мы наблюдаем среди современных людей всплеск психических расстройств. Мы напрягаемся ментально, а физическое тело при этом расслаблено. А в древности все было более соотнесено. То есть напряжение ментальное или психическое сопрягалось с физическим напряжением. Сейчас эти две вещи разделены. Это современный образ жизни.
С тем же самым вопросом столкнулись древние мудрецы много тысячелетий назад, когда они практиковали эту систему самопознания. Этим мудрецам приходилось долгими часами в неподвижности сидеть в тех или иных позах и медитировать над разными вопросами, над сутью бытия, над вопросом, что есть человек, что есть Высшее Я человека, как устроена Вселенная? В древности йог или йогиня могли пять часов подряд просидеть в одной позе, не шелохнувшись, с крайним напряжением размышлять над этими вопросами. Причем крайнее напряжение также очень сильное воздействие оказывает на организм, как и стресс.
Получается, что в современную эпоху мы столкнулись с теми же явлениями, с которыми сталкивались древние мудрецы много тысячелетий назад. Много тысячелетий назад, чтобы компенсировать негативные факторы от долгой медитации, были выработаны разные методы, в частности, вот этот метод Хатха-йоги. Занимаясь Хатха-йогой, можно компенсировать побочные эффекты от малого количества движений. И это ко двору пришлось сегодня современному обществу, потому что сейчас мы наблюдаем то же самое. Поэтому легко предположить, что йога будет пользоваться популярностью у современных людей понарастающей. Действительно, существует разного рода статистика. В западных странах процент людей, которые хотя бы один раз занимались йогой, достаточно серьезный, и он больше в сравнении с Индией, где меньше практикующих йогов, чем в США. Вот это парадокс.
Что раскрывает в нас Хатха-йога?
Ответ на этот вопрос парадоксальный. Йога ничего не дает. Йога раскрывает то, что уже есть. Согласно учению йоги, самый большой источник могущества находится в нас самих.
Во-первых, занятия Хатха-йогой дают физическое здоровье. Иногда даже в узких кругах Хатха-йога является некой панацеей, то есть лекарством, помогающим от всех болезней. Действительно, нельзя недооценить эффект от Хатха-йоги. Если у вас есть какие-либо физические заболевания или физическая слабость, то Хатха-йога может значительно помочь преодолеть эти проблемы. Но следует помнить, что йога никогда не заменяет медицину. И если у вас есть какое-либо заболевание, то в первую очередь необходимо проконсультироваться с врачом. Хотя бывают такие случаи, когда медицина бессильна, а йога может помочь. Но чтобы не было неправильного понимания, что якобы йога может заменить медицину. Цель йоги – это самопознание. А лечит медицина. Йога тоже отчасти занимается физическим телом, только лишь для того, чтобы беспрепятственно шел процесс самопознания. Но она никогда не ставила задачу кого-либо лечить. Итак, йога дает физическое здоровье.
Дальше по нарастающей. Йога дает психическое здоровье. Психическое состояние современного человека чрезвычайно расшатанное. Более того, понаблюдайте сами за собой, и вы иногда с удивлением будете осознавать, что время от времени вы ведете себя неадекватно. И это на самом деле очень хороший знак. Это говорит о том, что вы действительно приблизились к пониманию своего психического здоровья. Это вызвано стрессами, изменяющимися условиями жизни, окружающей среды. Йога дает психическое здоровье через воздействие на физическое тело, то есть от грубого к тонкому. Или как известная поговорка говорит нам: «В здоровом теле здоровый дух».
Наконец, Хатха-йога дает, как это ни странно, интеллектуальные способности. Парадокс получается: вроде занимаемся физическим упражнением, а при этом растут интеллектуальные способности. Обычно в представлении среднестатистического человека, от человека, который излишне занимается какими-то физическими упражнениями – спортсмена, не следует ждать, что он при этом станет профессором философии. То есть в ментальности людей противопоставляется образ спортсмена, такого накачанного атлета и образ интеллектуала, который скорее будет тощий, хлипкий. В сознании общества это разъединено. С этим категорически не согласна йога. Она считает, что и в первом, и во втором случае, то есть и в случае излишне накачанного физически и отсутствия интеллекта, и, наоборот, в случае слишком интеллектуальной развитости, но с физическими проблемами, это все отклонения, от которых надо избавляться.
Идеал Хатха-йоги - это когда мы имеем очень физически крепкого человека, пусть даже и не слишком выделяющегося формами, как это у культуристов, например: но в то же самое время с достаточно сильно развитым интеллектом. И вот самое интересное, что занимаясь Хатха-йогой, человек рано или поздно приходит к усилению своих интеллектуальных способностей. Механизм, как это происходит, очень скрытый и очень таинственный, совершенно неочевидный, но это факт. Об этом писали в древности, мы можем в современную эпоху это наблюдать. Если мы подходим и воздействуем на наше физическое тело с тех позиций, которые дает нам Хатха-йога, то внутри все усиливается: какие-то гормоны вырабатываются, и какие-то нервные токи образуются, и кровоснабжение мозга усиливается, и это все начинает способствовать интеллектуальному развитию. Если человек где-то отставал, он очень быстро наверстывает упущенное. Поэтому вот такой третий положительный фактор, помимо физического, психического здоровья, это усиление интеллекта.
В-четвертых, Хатха-йога дает раскрытие творческих способностей. Во многом то, что называется творческими муками, определяется вовсе не какими-то непреодолимыми преградами на нашем ментальном уровне. Все, как учит нас йога, значительно прозаичнее и банальнее. Просто мы не в тонусе. У нас нет жизненных сил, для того чтобы поддерживать работу нашей нервной системы на должном уровне, чтобы она была достаточно восприимчива, достаточно креативна. Не хватает энергии. Подобно компьютеру, если не хватает электроэнергии, батарейка садится, и он отключается.
Когда же мы начинаем заниматься Хатха-йогой, все системы находятся в настолько хорошем состоянии, что возникает некий избыток жизненных сил. А если есть избыток жизненных сил, это гарантия того, что человек начинает демонстрировать творческие прорывы. Поэтому человеку творческой профессии иногда гораздо легче сделать прорыв, если упредить его занятиями Хатха-йогой, то есть его мышечная энергия, мышечная жизненная сила перейдет во что-то тонкое или тончайшее. Но этого не наблюдается или очень редко наблюдается у спортсменов. Точнее наблюдается только лишь у тех спортсменов, которые в своих спортивных тренировках как-то интуитивно переоткрывают метод йоги. А простое накачивание мышц к этому не ведет. А йога дает накачивание мышц и еще усиление интеллектуальных и творческих способностей.
В-пятых, в каждом из нас есть способности, о которых мы даже не догадываемся. Это способности, которые иногда нам кажутся чудесными. Например, чтение мыслей. В древних трактатах достаточно однозначно говорится об этом, что следующим эффектом от занятия Хатха-йогой становится именно раскрытие этих чудесных способностей. По тому же самому принципу как раскрываются творческие способности. В этом смысле йога не делала разницы между сверхспособностями, как мы их теперь называем, и обычными способностями. Сверхспособности - это всего лишь какие-то скрытые наши способности, которыми мы пока не можем воспользоваться. Они в нас находятся, но у нас нет ключика. Если человек очень долго занимается Хатха-йогой, как учит йога, то он интуитивно нащупывает эту тайную дверь в сторону своих сверхспособностей. Он может демонстрировать действительно уникальные вещи. Например, приобрести дар лечить. Это те выдающиеся йоги, которые могли буквально прикосновением человека излечить. Все это приходит из занятий Хатха-йогой.
В-шестых, самое ценное в учении Хатха-йоги это то, что йога - это система самопознания со своей философией, со своими рассуждениями, размышлениями. И требуется иногда очень много времени, чтобы вникнуть в суть, что из чего происходит. Для занятий Хатха-йогой вы можете как знать всю философию йоги, так и вообще ее не знать. То есть вы можете быть в отношении йоги чистыми, как белый лист. Вам достаточно всего лишь разучить сравнительно небольшое количество упражнений, вам достаточно ухватить метод гармоничного выполнения этих упражнений и систематически их выполнять и все. Как только вы начали заниматься, время работает на вас. Хотя вы можете о философии йоги даже ничего и не знать. Но так все хитро сделано, что занимаясь физически, вы развиваетесь психически и ментально. Развиваясь психически и ментально, вы начинаете сами для себя переоткрывать те высочайшие законы самопознания, о которых учит йога древности. Иногда поэтому и считается, что Хатха-йога так распространена именно по этой причине. Ведь если вы сталкиваетесь со словом йога в современном западном мире, то процентов на 80 будет иметься в виду именно Хатха-йога. Хотя разделов йоги очень много, самых разных. Дыхательные йоги и динамические йоги, работа с голосом и так далее. Но в основном популярна именно Хатха-йога, потому что во всех остальных йогах нужна какая-то предварительная теория, а в Хатха-йоге этой теории минимум. Будешь заниматься, все до тебя и так дойдет.
Хатха-йога – это позы
Хатха йога представляет собой позы. Какие это могут быть позы?
Например: ноги вперед выпрямляем и поднимаем себя на ладонях рук. Все! Вот это поза Хатха-йоги, она не сложная. Даже ногу за голову не надо забрасывать, в позу лотоса садиться. Другая поза - сгибаем одну ногу, перебрасываем через другую и поворачиваемся, причем поворачиваемся не на 360 градусов, а настолько, насколько ваша растяжка позволяет сделать это. Сделали в одну сторону, потом сделали то же в другую сторону.
Череда таких упражнений составляет фактически ядро Хатха-йоги. Сейчас на Западе всё пытаются в коммерцию обратить, так что даже некоторым Учителям йоги кажется все очень просто и надо бы все это как-нибудь усложнить. И мы начинаем читать целые трактаты. По каждому упражнению книгу пишут, что ты смотри, делай так, дыши так, мантру какую-нибудь про себя повторяй. И начинает йога в современном мире обрастать огромным количеством усложняющих подробностей. Если посмотреть древние трактаты, то там не было таких подробностей. Эти подробности возникли совсем недавно, то есть кто-то пытается усложнить йогу. А прелесть Хатха-йоги в ее простоте.
Поэтому важно настороженно относиться к излишней детализации йоги. Выполнять упражнения йоги как маленькие дети, которые принимают то одну позу, то другую. Пусть они вам объяснят, что они делают. Они скажут два-три предложения. Вот примерно так же мы читаем описание этих упражнений в древних трактатах. Потому что считалось, что и так все понятно, естественно.
Иногда люди по этой причине боятся начинать заниматься йогой. Им кажется, что если что-то не ухватить, пропустить, а вдруг это что-то очень важное. Йога это такая интересная система, которая делает человека самообучаемым. Все очень просто. Просто до такой степени, что иногда люди удивляются: а эффект-то в чем? Все гениальное - просто. А позы йоги – это всего лишь набор ключей, которые открывают то, что в нас заложено. А ключ может очень просто выглядеть. Кусочек метала с каким-то окрасом.
В йоге не нужна излишняя заумность, детализация, неуверенное отношение. Если у вас есть неуверенное отношение к йоге, значит вы не ухватили гармонию, а если нет гармонии, то бесполезно выполнять упражнения. Вы не получите эффект, даже если вы будете скручиваться так, как ни один гимнаст скрутиться не может. То есть надо что-то неуловимое. И это неуловимое называется гармония.
Когда гармония проявляется, она не выглядит как-то вычурно, она никогда не выглядит как-то противоестественно. Если посмотреть фотографии в западных книгах, как там йогу пытаются представить, можно увидеть человека, который из кожи вон лезет, пытается какую-то позу, как ему кажется, «правильным» образом сделать. А на самом деле чувствуется, что ему неудобно сидеть, и все это для него противоестественно. А делает он это потому что в каком-то современном трактате кто-то на 20 страницах написал, как надо выполнять эту позу, вплоть до того куда должен левый мизинец смотреть, на сколько градусов, сколько минут.
Йога - это скорее игра маленьких детей, которые играют, экспериментируют со своим телом. Человек позу принял, думает, что и так над ним все смеются или, что он что-то делает не так. И вместо того, чтобы его расслабить, успокоить, в естественное состояние привести, преподаватель говорит: «Вы делаете неправильно», и здесь уже никакой йоги нет.
Но иногда имеется в виду, что ты неправильно не позу делаешь, а неправильно делаешь то, что тебе показали. Тебе сказали, поверни голову направо, а ты повернул ее налево. Сказать правильно или неправильно делает человек позу йоги невозможно в принципе, ведь это внутреннее ощущение гармонии внутри человека. До тех пор, пока вы не залезете в самого человека и не почувствуете, есть гармония или нет гармонии, сказать правильно или неправильно делает человек позу йоги невозможно в принципе. Наоборот, каждое такое колючее слово приводит к тому, что человек зажимается и сам начинает эту внутреннюю гармонию в себе блокировать.
Представьте, вот идет человек босиком по дороге, а кто-то там бутылку разбил, наступишь на осколок, поранишь ногу и дальше идти не сможешь. Вот точно так же и в вашем пути йоги. Если вы встречаетесь с такими руководствами или инструкторами йоги, иногда это совершенно своеобразный тип людей, которые начинают вас запугивать, которые начинают быть истиной в последней инстанции и кричать: «У вас правильно, у вас неправильно, а вы вообще смешно выглядите». Если вы с этим сталкиваетесь, знайте, что это стекляшка на дороге, которую надо обходить, не следует идти туда. Как доверять тем, кто не понимает гармонии? Они приведут вас в никуда.
Это проявление зажатости, когда физическое связано с психическим, психическое связано с ментальным, это такой комплекс зажатости. Обычно это побочный эффект от стресса. Человек напряжен, он всего боится, он боится выглядеть смешным. Делает позу, а сам думает: «Как я выгляжу? А что скажет инструктор? А что скажет сосед справа? А что скажет сосед слева? Они будут надо мной смеяться». Эти мысли абсолютно неуместны в йоге, если они возникают, значит, вы недавно занимаетесь. Если они культивируются в том месте, где вы занимаетесь, знайте, вы попали не в йогу. Это может быть какой-то вид аэробики, гимнастики, но это никак не йога. Это важно помнить, в первую очередь людям, которые только начинают заниматься йогой. Потому что человек действительно еще ничего не знает. Он не знает, а вдруг существуют какие-то каноны, правила, что делать, что не делать в йоге. Так вот самое главное правило в йоге – это гармония, ненасилие над собой.
Для кого предназначена йога?
С точки зрения самой йоги, все мы с вами сделаны по единому образу и подобию, будь то индус, африканец или немец с американцем. Более того, предыстория йоги говорит о том, что йога всего лишь хранится в настоящий момент на территории Индии или на территории стран близлежащих. Это Пакистан, Афганистан, Индия, Тибет. А где зародилась йога, никто не знает, то есть последние несколько тысяч лет всего лишь она там хранится. Поэтому, если вы приезжаете в Индию, и вас совершенно шокирует местный образ жизни, и вы думаете, что это неотъемлемая часть учения йоги, то это ошибка. Это всего лишь та среда, где это учение хранится.
Действительно, йога значительно повлияла на развитие культуры в этих странах. Но эта культура не составляет основу йоги. Йога – это нечто высшее. Многих шокирует нищета, грязь и так далее, которые они встречают в этих восточных странах. Обычно люди думают, что на Востоке сказка, что там все идеально, а сталкиваясь, видят вещи совершенно противоположные. Йога здесь ни при чем, йога подходит для любой расы, национальности и в дальнейшем можно перечислять, получится точно так же как в Конституции. Вне зависимости от расы, национальности, вероисповедания, возраста, пола и прочего, йога подходит всем.
Йогой может заниматься человек вне зависимости от религиозных убеждений. Потому что йога и религия – вещи разные. Сейчас пошла традиция смешивать это. «Я никогда не буду стоять на голове, потому что это йога. Йога индусская, это у них там религия, а я принадлежу другой религии и делать это не буду». Йога не принадлежит ни к одной религии. Йога одинаково хорошо сосуществует со всеми религиями или с отсутствием религии – с атеизмом. В нашей стране значительно долго йогу несли люди, которые не исповедовали никаких взглядов.
Единственное, прежде чем начинать заниматься йогой, следует применить здравый смысл. Если есть какие-нибудь заболевания, следует обратиться к врачу и узнать, что к чему. В конце концов, врач назначит рентген и точно скажет, был у вас вывих или что-то еще, то есть йога не подменяет медицину.
Что необходимо для занятий йогой?
Собственно, для занятий Хатха-йогой нужно очень мало. Один из факторов, позволяющий заниматься Хатха-йогой, это ровная поверхность достаточно большой площади. Насколько большой площади? Предполагается, что есть такие позы, когда выполняем лежа и потом забрасываем ноги за голову, то есть еще надо чуть-чуть места. Это может быть по длине 2 м (или 2,5 м в свободном режиме), по ширине - 60-70 сантиметров, и средняя высота помещения, не ниже, чем рост, чтобы голова не упиралась в потолок. Нужна ровная не наклоненная поверхность, чтобы не скатываться, либо в ту, либо в иную сторону.
Также необходим коврик. В первую очередь он должен быть удобный! Это могут быть спортивный коврик, более тонкий коврик, шерстяное одеяло, обычная циновка. В древних трактах упоминается, что неплохо заниматься на циновке, сделанной из травы куша. Трава куша - это камыш. Описывается в древних трактатах, что из травы куша можно сделать много полезного. А несколько тысячелетий назад спортивный коврик не могли сделать в принципе. Поэтому пользовались подручными доступными материалами. Можно нарвать травы куша, сплести и заниматься. В более поздних трактатах упоминается, что это была шкура тигра. В наш век, когда тигры занесены в Красную Книгу как исчезающие животные, заниматься на шкурах тигра – это значит поощрять браконьерство. Поэтому коврик просто должен быть удобным. Некоторые адепты йоги невосприимчивы ни к чему, потому что давно занимаются, им ничего не надо, кроме ровной поверхности, даже коврик. В древности в Индии был такой обычай, время от времени совершать паломничества, путешествия, а много с собой не утащишь, надо было пройти 1500 км и многое с собой не возьмешь, так и учились заниматься на любой поверхности.
Какая должна быть одежда? Древние трактаты упоминают, что это могла быть набедренная повязка. Можно заниматься, в чем мать родила. Сейчас целая индустрия построена на том, чтобы делать коврики, специальную одежду для занятий йогой. Она очень удобная и коврики удобные. Это уже продукт современной цивилизации. В древности никто не предполагал, что будет специальная одежда для занятий йогой. Важно, чтобы коврик и одежда были удобными, а поверхность ровной, иначе вы не сможете принять позы йоги.
главная → тексты и видео → хатха-йога → семинар по хатха-йоге 2009