главная → йога в вопросах и ответах
Йога в вопросах и ответах
1. Что такое йога?Йога - это древняя, очень добрая, чрезвычайно логичная и гармоничная система самопознания и познания Вселенной. Йога раскрывает внутренние способности человека и дает ему силы и свободу. Свободу физическую от ограничений тела, психическую, ментальную, духовную. Йога вобрала в себя многовековую мудрость и опыт последователей этой системы. В результате этого самопознания родились вполне конкретные рекомендации о том, как наиболее эффективно поддерживать свое физическое и психическое здоровье, раскрывать скрытые в каждом человеке силы.
Основа всей йоги - это соблюдение гармонии во внутренней и внешней жизни, отказ от крайностей. Таким образом, любое физическое или умственное упражнение может как являться упражнением йоги, так и не являться им, если выполняется без внутренней гармонии и определенного внутреннего отношения, которое предписывает йога. Или по-другому, в йоге главное - метод.
2. Что такое метод в йоге?
Метод в йоге - это гармоничная наука объединения того, где и когда надо себя заставить и где и когда можно себе позволить. То есть, при выполнении упражнений иногда надо себя держать в тонусе и преодолевать внутреннюю лень, а где-то надо полностью отдаться приятным ощущениям от выполнения упражнения. Йога призывает идти срединным путем. Но идти таким срединным путем и "отказаться от крайностей" вовсе не значит стать "бесхребетным конформистом" или "безвольной серостью". Это, скорее, наука того, как заставить крайности поглощать и уравновешивать друг друга, чтобы крайности занялись друг другом, а человек стал свободным.
Существуют также другие описания достижения гармонии через апелляцию к эмоциям и ощущениям человека. Например, через понятие Радость. В Хатха-йоге при выполнении тех или иных упражнений, требующих физического участия тела, дается следующая рекомендация: при выполнении упражнения мы должны испытывать Радость - это либо радость от ощущения при выполнении упражнений, либо радость от преодоления себя. Мы должны также научиться распознавать момент, когда и как надо чередовать радость от ощущений с радостью от преодоления себя.
В Йога Сутре Патанджали метод приближения к гармонии в йоге и, как следствие, достижение состояния йоги определяется как "Читта Вритти Ниродха" (Йога Сутра Патанджали Гл. 1 Аф.2) или в вольно приближенном переводе это означает "прекращение возникновения паразитических мыслеформ в разуме, окрашивающих сознание". То есть неконтролируемый поток мыслей, вызванных бессознательными омрачающими впечатлениями (самскарами), повинен в разбалансировке нашей жизни и ухода от гармонии.
Самое глубинное описание методов йоги мы находим в древнейших Ведах, возраст которых насчитывает несколько тысячелетий. Описание метода в них связано с понятием Рита. У этого понятия множество значений, среди которых: космическая гармония, закон истины, закон свободы, гармонический ритм радости и счастья, закон духовности и много других. Смысл использования закона Риты заключается в том, чтобы подчинить все свои действия, эмоции и мысли закону Рита. То есть, чтобы все наши проявления во Вселенной были в гармонии и соответствии с мировой гармонией сверхлогичной первопричины бытия. Процесс приведения своей жизни, своих действий, слов, мыслей, эмоций в соответствие с законом Рита как раз и называется йога. То есть йога - это процесс Единения, Союза, Резонанса с законом Рита или Сутью Жизни и Первопричиной существования всего. Или когда Человек - Микрокосм - впрягается в общую упряжку гармонии вместе со Вселенной - Макрокосмом.
Жизненный путь человека, приведенный в соответствие с законом Рита, называется Дхарма. Последствие всех поступков человека, идущего по жизни, называется Кармой (законом причины и следствия). Если человек совершает поступки в соответствии с законом Рита и тем самым идет по пути Дхармы, то он приобретает только благую Карму, уничтожает негативную Карму и через наслаждение благой Кармой вообще выходит за пределы, вовне из плоскости закона Кармы и обретает ничем не обусловленную Свободу. Поэтому йога - это путь через Гармонию Риты к Свободе.
3. Все ли системы самопознания являются йогой?
Йогой называется лишь та система самопознания, которая строго соблюдает I и II принципы йоги и которая приводит человека к раскрытию и правильному использованию заложенной в каждом человеке свободы. В первую очередь к свободе от физических, интеллектуальных и психических ограничений, вызванных негармоничным образом жизни. I и II принципы йоги иногда называют принципом Доброты и принципом Здравого Смысла соответственно.
Первый принцип гласит: «Вы должны всеми силами стараться не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если нет возможности не причинять вред, то вы должны поступать так, как велит ваш долг».
Второй принцип гласит: «Вы не должны тратить свою энергию и направлять своё сознание на всё то, что не ведёт вас к достижению целей, которые вы перед собой поставили в вашей работе, учебе, отдыхе или йоге. Вы должны всеми силами стремиться к поставленной цели».
Для некоторых, наиболее могущественных и редких разделов йоги, необходим также так называемый III принцип йоги или принцип преодоления страданий, но он применяется только если человек утвердился в первых двух принципах.
4. В чём цель самопознания йоги?
Цель самопознания йоги - это обретение человеком свободы над всеми ограничивающими человека факторами. Как следствие обретения этой свободы, возникают те удивительные способности, которые иногда демонстрируют йоги, управляя своим физическим телом или ментальными и психическими силами своего организма, и которые обычному человеку кажутся фантастическими. На самом деле, обретение красивого, сильного, нестареющего тела, избавление от стрессов, развитие интеллектуальных способностей, использование скрытых психических сил и многое другое не является целью йоги, а есть всего лишь «бесплатное приложение» или побочный эффект от занятия самопознанием и познания Вселенной.
Цель йоги очень высокая - это полная, ничем не обусловленная свобода вообще от всех, даже на сегодняшний момент неизвестных ограничений и обусловленностей. Поэтому йогой может называться лишь та система самопознания, которая ведет человека к подлинной не обусловленной свободе через познание себя и Вселенной. При этом если какая бы то ни было система взглядов порабощает человека, запугивает, ослабляет его разум и волю, делает его зависимым и несамостоятельным, то эта система не является йогой. В йоге говорится, что человек должен быть свободен от всего, даже от йоги, если она делает его несвободным.
Следует также помнить, что обратная сторона свободы - это ответственность и долг. Если вы стремитесь к своей личной свободе и при этом ущемляете или игнорируете свободу других живых существ, то, как учит йога, вы только усложните свою ситуацию в будущем. Достичь высшего идеала свободы для себя можно в первую очередь через помощь другим в обретении свободы. То есть достичь личной свободы можно только, если при этом не сокращается свобода других - это называется ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. Невозможно достичь свободы, игнорируя ответственность. Если вы встречаете человека, который демонстрирует вседозволенность поведения в ущерб свободе и интересам других, и если при этом такой человек прикрывается высшими идеалами свободы в йоге, то знайте, такой человек не имеет отношения к йоге. Если ваша свобода опирается на несвободу других, то рано или поздно вы сами станете несвободными.
Также следует помнить о своём ДОЛГЕ. Если кто-то в прошлом был к вам добр и сокращал свою свободу во имя расширения вашей, и вы пользовались этой свободой, то у вас возникает долг, который может определить ваша совесть. Это, например, долг перед родителями, родиной и так далее. Часто мы забываем, что своей текущей свободой мы обязаны тем, о ком забываем. Это приводит к тому, что мы выходим с прочного островка любящих нас людей и проваливаемся в болото негатива.
5. Кто придумал йогу?
Йога существует настолько давно, что мы не знаем имена тех людей, кто, занимаясь самопознанием, развивал это учение в древности. Это, вероятно, также связано с тем фактом, что на Востоке, где йога сохранилась лучше всего, считалось нескромным привлекать внимание к своей личности. Древние мудрецы считали, что они только озвучивают то учение, которое они черпают из Высших Сфер Вселенной. До нас дошли имена относительно поздних последователей йоги, таких как Патанджали, Вьяса, Гхеранда и других. Считается, что йога - это практическое воплощение в жизни человека древнейшего знания Вед. То есть того знания, которое содержится в таких Ведах как, например, Риг Веда. К сожалению, нам практически ничего не известно о жизни тех древних мудрецов (риш), которые создали Веды.
6. Где можно найти самые древние первоисточники йоги?
Найти и прочитать самые древние первоисточники не представляется возможным, так как йога в древности передавалась устно в течение продолжительного времени, и лишь затем учение йоги стало записываться в форме трактатов, афоризмов и пояснений. Традиция устной передачи знания йоги сохранилась до наших дней, что затрудняет датировку недавно напечатанных текстов.
Считается, что вся суть йоги изложена в Ведах. Все последующие тексты - это всего лишь трактовка Вед. Одним из самых древних трактатов, целиком посвященных йоге, дошедшим до нас в письменном виде и не вызывающим сомнений как у представителей современной науки, занимающихся востоковедением, так и у последователей йоги, является текст «Йога Сутры Патанджали». К сожалению, он представляет собой не последовательное и систематичное изложение теории и практики йоги, а, скорее, систематизацию разных подходов йоги в стройную последовательность из восьми ступеней. Также есть вероятность того, что многие тексты по йоге до сих пор не найдены и не изучены по разным причинам. А из тех текстов, что найдены, многие не переведены ни на русский, ни на один из европейских языков.
7. Откуда территориально пришла к нам йога?
Считается, что в древности йога была распространена повсеместно среди самых разных народов и стран. До сих пор в древних исторических преданиях и мифах многих стран от России, скандинавских стран, через Европу и до Египта с Ближним Востоком, мы можем обнаружить отголоски этого учения. Но затем, в результате не совсем очевидных на сегодняшний день причин, ареал распространения йоги значительно сузился до размеров древней Индии и некоторых прилегающих стран. Это территории таких современных стран, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, страны средней Азии, современной Индии, Непала, Бутана и Тибета, страны юго-восточной Азии. В настоящий момент этот ареал ещё больше сузился и стал включать в себя только территорию современной Индии и Гималайских стран.
Провести четкие границы, откуда распространяется современная йога на Запад, не представляется возможным, так как, например, такая страна как Пакистан до 1947 входила в состав Британской Индии и на её территории также хранилось это учение. И она, вероятно, так же, как и современная Индия, может претендовать на роль территории, откуда стала распространяться йога в современную эпоху.
В то же время, на сегодняшний момент существует много серьёзных школ йоги, внутри которых считается, что йога в страны Востока была принесена откуда-то с Севера. Причём непонятно, имеются ли в виду под Севером Гималаи или область очень далеко на Севере, чуть ли не за полярным кругом. Здесь было бы уместно вспомнить Гиперборею древних греков. В тех школах йоги, где считается, что под Севером имеется в виду Крайний Север, также утверждают, что с Севера знания йоги на юг распространялись вниз по территории Западной Сибири и Урала. Затем направление распространения повернуло в сторону таких стран, как современный Иран, Ирак, и только затем проникло в Индию, так что, согласно их взглядам, современная территория России представляет собой начальный участок пути йоги. И действительно, как тут не вспомнить такие исторические артефакты как Аркаим в Челябинской области России. В любом случае окончательную точку в этой исторической тайне должны, вероятно, поставить современные историки, лингвисты, археологи.
8. Является ли йога религией?
Нет, йога не является религией. Йога - это система гармоничного самопознания. Йогой может заниматься человек любых религиозных взглядов, так же как и человек, не имеющий каких-либо религиозных убеждений. Хотя в йоге иногда и встречаются термины и объяснения, которые похожи на религиозные, например, названия тех или иных поз, но это всего лишь дань традиции и культурному менталитету тех людей, в среде которых сохранилась йога.
Если бы йога сохранилась в нашей стране, то мы бы, вероятно, имели дело с такими персонажами как Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Иван Царевич и другие. Следует также помнить, что некритичное применение имен и терминов индийской мифологии насквозь пропитывает повседневную жизнь как обычных людей, так и ученых, культурных деятелей и политиков. Это своеобразный «пунктик» людей Востока, который перешел в какой-то части и в йогу. Поэтому разумнее всего относиться ко всему этому так же, как мы относимся к персонажам и терминам «Мифов древней Греции», применяемым в европейской науке.
9. Является ли йога тайным и закрытым знанием?
Йога является полностью открытой системой самопознания. То есть все фундаментальные принципы построения этой системы или аксиоматика йоги доступны настолько, насколько вообще что-либо может быть доступно всем желающим изучать йогу. То есть имеются общие положения йоги или аксиомы йоги и из них выводятся все упражнения, практики и другие философские принципы в йоге. Эти общие положения или аксиомы всегда открыто обнародовались, в отличие от других религиозно-философских систем, где доступ к фундаментальным принципам построения этих систем был полностью закрыт для обычных практиков этих систем. То есть последователям этих закрытых философско-религиозных систем сообщались лишь упражнения без малейшего намека на то, как они были получены или открыты, какая за ними логика и философия. От них требовалось лишь вера.
Пользуясь современной компьютерной терминологией можно сказать ,что йога -это система с открытым исходным кодом и каждому предлагается изучить его прежде чем использовать или верить в него. Йога принципиально считает, что духовное знание должно принадлежать всему человечеству, а не горстке избранных сверхлюдей.
Другое дело, что некоторые особые практики или специфические выводы из общедоступных фундаментальных принципов йоги иногда не особо афишируются, так как неподготовленные люди могут неразумно и бездуховно ими воспользоваться, причинив вред себе и другим.
Аналогия следующая. Вы можете открыто изучать ядерную физику в МИФИ не испытывая особых преград. Но конкретные рекомендации, как "на кухне" сделать ядерную бомбу, вы не найдете в открытой печати, так как это может привести к ненужным для всех последствиям. Так же и йога полностью раскрывает свои принципы, но есть практики, в которые вас допустят, только если будут уверены, что вы строго придерживаетесь морально-этических правил жизни. Или же вы должны сами переоткрыть ту практику, в которую вас не хотят посвящать. Когда же вы будете пытаться переоткрыть нужную вам практику, вы потратите время и силы и поймете, что без соблюдения моральных принципов вы все равно не добьетесь для себя пользы.
Итак, йога - открытая система, где свободно провозглашаются все основные положения и принципы. Любой желающий изучать йогу может на основании этих принципов переоткрывать все методы, упражнения и практики, которые, когда бы то ни было, были известны. Более того, открытая система самопознания позволяет создавать уникальные практики, заточенные под решение узких задач на пути самопознания с учетом места, времени и образа жизни людей, интересующихся йогой. Именно поэтому йога пережила века и прекрасно себя чувствовала и чувствует как в глубокой древности и средневековой Индии, так и в современном мире на Западе. Зная аксиоматику йоги, учителя человечества с легкостью адаптируют это учение к разным странам, народам, культурной среде. Йога никогда не ставит под сомнение традиции, устои общества, философские взгляды людей в тех странах, куда она приходит. Йога ненасильственно и гармонично интегрируется в жизнь людей, не пытаясь собой подменить религию, науку или медицину, а также навязать кому-то некий чуждый, «йоговский» образ жизни.
И это получается очень красиво, потому что, имея стройную и логичную систему начальных положений, йога с гибкостью и грациозностью подстраивается под нужды людей вне зависимости от их расовой, национальной или религиозно-философской принадлежности.
Следует также помнить, что, несмотря на то что йога - открытая система самопознания, существуют как открытые школы йоги, так и закрытые школы йоги. Закрытые школы йоги нужны для сохранения тех крупиц знания йоги, которые дошли до нас, чтобы затем их время от времени передавать открытым школам йоги, где их изучают все желающие. В закрытые школы йоги попадают только самые проверенные и надежные йоги и йогини. Аналогия здесь такая же, как с эталонами веса, длины в науке. В Париже хранится эталон веса - один килограмм, он неприкосновенен. Только некоторые ученые имеют к нему доступ, чтобы создать другие эталоны, которые расходятся по всему миру. Так и закрытые школы йоги хранят дожившее до нас знание, чтобы было с чем сверять.
Открытость йоги - это величайшее благо для человечества, фактор сохранения знания, гарантия того, что и через столетия йога, как вечно юная девушка, будет так же стройна, привлекательна и современна.
10. Как йога относится к науке?
Йога относится к науке очень уважительно. Йога не подменяет собой науку и не противоречит науке. Здравый смысл и логика абсолютно необходимы при занятиях йогой так же, как и в науке. Но в йоге, в отличие от науки, в первую очередь призывают людей соблюдать нравственность при познании мира, стараться не причинять вреда ни одному живому существу. Хотя, вероятно, в йоге есть такие знания, к которым современная наука пока еще не подошла, и которые могут быть отнесены скорее к сверхлогике. Но йога категорически заявляет, что сверхлогика никогда не противоречит логике и здравому смыслу, а дополняет их. Йога учит, что логика - это частный случай того, что можно было бы назвать сверхлогикой. То есть высшее знание никогда не противоречит обычному знанию, в том числе и тому, с которым имеет дело современная наука. Таким образом, йога не противоречит науке и не подменяет её, а где-то, скорее, дополняет и вносит элементы нравственности и доброты.
11. Сколько видов йоги существует?
Наиболее актуальны для западного человека ЧЕТЫРЕ вида йоги. Это Хатха-йога - статическая йога, Крия-йога - динамическая йога, Пранаяма-йога - дыхательная йога, Мантра-йога - йога звуковых и ментальных вибраций. Остальные виды йоги следует добавлять к этим четырем. У нас вы можете изучить более тридцати разных видов, но без этих четырех не обойтись.
12. Какие болезни лечит йога?
Лечением болезней занимаются медицинские учреждения. Йога не подменяет собой медицину. Йога - система самопознания, которая помогает поддерживать здоровье на хорошем уровне и иногда справляться с некоторыми болезнями, но это скорее побочный эффект от занятий самопознанием. Если у вас есть какие-либо заболевания, то надо в первую очередь обращаться за квалифицированной помощью к врачу. Конечно, бывают случаи, когда йога помогает преодолеть заболевания, которые человек не смог вылечить в медицинском учреждении, но вряд ли кто-либо сможет вам с уверенностью сказать, что это именно ваш случай.
13. Является ли йога спортом?
Само понятие спорта, которое можно трактовать как состязательную игру, предполагает две неотъемлемые от спорта вещи. Первое - это обязательное наличие соревнования, где должен быть победитель. Второе - это некая внешняя зрелищность, которая позволяет отслеживать наличие победителя и проигравшего. Действительно, любой спортсмен нацелен на достижения конкретного, понятного для зрителя или участника результата.
Йога же - это система самопознания, которая не предполагает победивших и проигравших. Кроме того, нет никакого внешнего критерия преуспевания в йоге для того, чтобы сравнивать эти критерии и определять победителя так же, как в спорте. В йоге главное - состояние гармонии при выполнении как физических, так и духовных упражнений. Привычка заниматься - это единственный показатель успеха.
Никакой судья или зритель не сможет определить, насколько сильно тот или иной человек ощущает гармонию при выполнении йоги, или насколько у него развилась естественная привычка заниматься йогой. Даже если человек хорошо и красиво гнется, с улыбкой на лице, это вовсе не значит, что внутри себя он чувствует гармонию. Акробат в цирке или гимнаст тоже может хорошо гнуться и при этом улыбаться, но внутри может ощущать боль и дискомфорт.
В то же время даже если человек пока еще не обладает растяжкой и, соответственно, гнется хуже, чем гимнаст, но при этом гармонично работает над собой, то он преуспевает в йоге, даже если стороннему наблюдателю не нравится, как он это делает. Таким образом, вся зрелищность при выполнении тех или иных поз или упражнений йоги - вещь второстепенная и несущественная. Все зрелищные упражнения в йоге, такие как асаны, не являются основой учения йоги, а есть всего лишь следствие самопознания.
Йоги вообще стараются избегать заниматься йогой напоказ, если это не связано с распространением йоги среди тех, кто никогда не сталкивался с ней, так как это всегда отвлекает от углубленного погружения в самопознание своей природы. Так же и вся философия йоги старается избегать ситуаций, когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Йога призывает нас, чтобы в жизни были только ситуации, когда все выигрывают и нет проигравших.
Таким образом, йога не является спортом, но прекрасно дополняет спорт.
14. Можно ли йогу совмещать со спортом?
Не только можно, но иногда еще и очень полезно. Йога прекрасно сочетается с занятиями спортом, а занятия спортом с йогой. Но все же следует помнить, что цели и подходы у спорта и йоги разные. Спорт в большей мере направлен на достижение того или иного результата, йога же - это система самопознания, где делается акцент на внутренней гармонии и свободе, а какой бы то ни было результат приходит как побочный эффект. Если он есть, то йог радуется, если его нет, йог не печалится. Иначе бы у человека, занимающегося йогой, не было бы самоудовлетворения, а это делало бы его несвободным и нарушало бы внутреннюю гармонию выполнения упражнений.
15. Как передаются знания йоги?
Насколько мы можем судить в настоящий момент, форма передачи знания йоги в древности была устная. То есть от Учителя к ученикам в личном контакте. Во всяком случае, никому не известны тексты старше некоего определенного возрастного рубежа. До настоящего времени в некоторых школах йоги передача также остается устной. Так, как это было во времена Вед, когда от ученика требовали не просто запомнить и зазубрить звучание всех мантр Вед при обычном произношении, но и помнить вариант, когда слоги этих мантр менялись местами по известному закону.
Позднее, когда йога стала стремительно исчезать и возникла опасность потери преемственности в передаче знаний, те или иные части учения стали записываться в виде текстов или фиксироваться другими способами. Это могли быть всякого рода храмовые барельефы, скульптуры и так далее. То есть помимо устной передачи, была передача через тот или иной носитель. Наконец, есть школы йоги, которые опираются только на тексты фактически без устной передачи.
16. Что такое школа йоги?
Йога - это система самопознания, которая придерживается принципов гуманизма, доброты, здравого смысла и опыта. Цель любой йоги - это состояние высшей свободы и высшего счастья, которое в терминах йоги может называться как запредельное самадхиосвобождающий экстаз, просветление и многие другие термины. Несмотря на то, что цель и принципы достижения конечной цели йоги одинаковы у всех йогов, методы, как реализовать эти принципы и с какой последовательностью приближаться к конечной цели, могут быть разные у разных йогов. Подобно тому, как у горы может быть всего одна вершина, но много тропинок, которые приводят к этой вершине, также и в йоге цель у всех последователей йоги одна, но путей или тропинок, по которым можно достичь этой цели, может быть великое множество. Люди, которым близка та или иная тропинка, часто объединяются в дружеское сообщество попутчиков по духовному пути самопознания - или на санскрите в "сангху" - и идут вместе, помогая друг другу на этом пути. Такие группы людей, идущих одинаковыми методами в йоге, называют ШКОЛАМИ ЙОГИ.
Школ йоги на сегодняшний день известно большое количество. Методы продвижения в йоге у этих школ могут быть очень похожие друг на друга, но могут значительно отличаться друг от друга. Например, какие-то школы йоги делают упор на аскетизм, другие на экстатические методы. Какие-то школы йоги призывают последователей вести один образ жизни, скажем, минимально использовать сексуальную энергию, чтобы накопить значительный потенциал сил для будущего духовного рывка. Другие же школы считают, что разумное использование наслаждения, которое заключено в сексе, может также значительно ускорить духовную эволюцию самопознания. И таких различий может быть очень много. И на первый взгляд эти методы могут казаться противоречащими друг другу. Подобно тому, как есть альпинисты и скалолазы, которые любят подниматься на вершину по отвесным скалам, избегая простых путей, в то же время есть люди, которые поднимаются на вершину по пологому склону, а высвободившиеся силы тратят на то, чтобы помочь преодолеть подъем как можно большему числу других хороших людей.
Чтобы отличаться друг от друга, разные школы йоги могут носить разные названия, иногда связанные с именем того или иного выдающегося Учителя йоги, который помог большому числу людей преодолеть все трудности подъема к вершине йоги. Многие Учителя известны как люди, которые приняли и исполняли III принцип йоги или обет отказа от страданий. Они, как правило, берут себе псевдоним. В псевдониме иногда присутствует слово АНАНДА. В вольном переводе это звучит как «Радостный» . Или "человек, не знающий страданий, несчастья, горя, разочарования, пессимизма". Другая часть этого псевдонима может означать тот путь, через который он пришел к этому состоянию или какое-то другое, понятное, может быть, только ему слово. Поэтому в мире известны многочисленные школы, скажем «АБВГДананды» или «ЭЮЯананды». Правда, имена школ йоги могут носить обычные имена Учителей, скажем, индусские имена. Или включать в себя слова, характеризующие основной метод той или иной школы йоги. Например, «Адвайта Йога» указывает на основной метод этой школы йоги, как на метод недвойственного восприятия. Или, скажем, «Према Йога» говорит нам о запредельной любви к Абсолюту.
Также следует помнить, что в настоящие время практически невозможно проследить, как и откуда взялась та или иная школа, какая школа что позаимствовала из другой школы, кто был основоположником той или иной традиции. Этим пытаются заниматься ученые-востоковеды, использующие разные научные методы анализа и сравнения, начиная от методов радиоуглеродного определения возраста дошедших до нас манускриптов и до анализа лексических выражений, предметов и понятий, упоминаемых в той или иной традиции.
Что же касается самих школ йоги, то на Востоке всегда больше уделяли внимания смыслу учения, чем тому, откуда оно взялось. В ментальности Востока прочно заложена мысль, что высшее знание было всегда и пришло оно из высочайших сфер Вселенной, а человек, который его впервые обнародовал, хоть и является великим Учителем человечества, но все же он посредник. И самое главное, Учителя йоги, несмотря на свою сверхгениальность, никогда не выпячивали свою личность в ущерб делу распространения йоги. Поэтому полной истории, какая школа йоги когда возникла, что ей предшествовало, каким образом она распространялась, мы, вероятно, никогда не узнаем. Из этого следует, что все современные классификации, таблицы и списки, показывающие, какие школы йоги были в древности, как развивались и во что вылились, достаточно условны, неполны и приблизительны. Этим больше занимаются современные последователи йоги на Западе, чем на Востоке.
17. Как определить, какая школа йоги является моей?
К сожалению, в этом вопросе вам вряд ли кто-то сможет помочь. Проблема заключается в том, что, находясь в той или иной школе йоги, вы должны сами почувствовать, является ли эта школа вашей. Только ваша интуиция может определить это. Есть много достойных школ йоги, но насколько каждая из них подходит лично вам, никто другой определить не может. Соответственно, никаких внешних формальных критериев по определению своей школы йоги нет.
Единственное, что в этой связи можно упомянуть, это следующее высказывание: "Когда человек находит свою школу йоги, он понимает это не только разумом, но и чувствами". Иногда человек испытывает интуитивное чувство, что нашел то, к чему бессознательно тянулся всю жизнь, не понимая этого. Ощущение гармонии происходящего и внутреннее принятие без какого бы то ни было насилия над собой. Когда такой человек изучает теорию йоги, он ловит себя на мысли, что он тоже так думал всегда, но только не мог ясно и четко выразить это словами. Человек испытывает радость от изучения теории и практики йоги. Иногда те или иные положения в йоге вызывают настоящую эйфорию своей логичностью, завершенностью и красотой у человека, который не склонен к каким бы то ни было экзальтациям в своей обычной жизни, и который привык очень сдержанно относиться к эмоциям. И когда изучение теории подкрепляется практикой, человек ловит себя на мысли, что он на пороге чего-то очень значительного в своей жизни, как если бы вступил в волшебную страну из детства. Иногда от осознания грандиозности йоги у человека мурашки бегут по коже и волосы встают дыбом. Причем, надо еще раз подчеркнуть, что здесь мы говорим не о невротичных и неадекватных людях, которые только и ищут возможности по любому пустяку вываливаться в неконтролируемые эмоции, а разговор идет о нормальных, адекватных, умеющих держать себя в руках людях.
Но все бывает и по-другому. В любом случае только вы сами сможете определить, ваша это школа йоги или нет.18. Для каких людей подходит йога? Кто может заниматься йогой?
Йога подходит для всех людей вне зависимости от национальной, расовой или культурной принадлежности человека. Йога не признает деление людей по расовому, национальному, культурному или религиозному принципам. Поэтому йога одинаково хорошо подходит как для людей Востока, так и для людей Запада. Каждый человек может почерпнуть что-либо полезное из тех или иных упражнений йоги. Никаких предварительных навыков, таких как, например, гибкость, не требуется. Если человек, как говорят медики, «практически здоров», то он может заниматься йогой. Если есть хоть малейшие сомнения в отношении здоровья, то обязательно следует проконсультироваться с врачом.
19. Существуют ли ограничения по возрасту для занятий йогой?
В йоге неизвестны никакие возрастные ограничения, то есть йогу можно практиковать как в детстве, так и в глубокой старости. Все могут получить пользу от занятий йогой, если подойдут к этому со здравым смыслом, гармонией и последовательностью.
20. Можно ли начинать заниматься йогой самостоятельно?
Начинать заниматься йогой рекомендуется под руководством инструктора. Это сэкономит вам массу времени, расставит правильные акценты в выполнении упражнений и обережет от заблуждений в йоге. Но если нет возможности найти подходящего инструктора, то вполне допускается изучение йоги самостоятельно: по книгам или фильмам. При этом человеку следует проявить здравый смысл и известную осторожность, не перенапрягая свое тело. Самостоятельное изучение йоги, как показывает опыт, даже при наличии хороших самоучителей по йоге, потребует от вас значительно большего времени и сил, но нет никаких принципиальных ограничений в этом вопросе.
В йоге сказано, что каждый человек должен переоткрыть для себя учение йоги так же, как это делали древние мудрецы. И никто не сделает это за вас, даже если вы занимаетесь под руководством самого опытного инструктора. Йога - это система самопознания; это значит, что весь путь йоги вы должны пройти сами, и никто не пройдет его вместо вас. Даже если вы живете один на необитаемом острове, вы в принципе можете переоткрыть йогу сами, другое дело, что на переоткрытие этой внутренней мудрости йоги у вас уйдет фантастическое количество времени, что не оправдано.
Кроме того, идеал йоги - это свобода. Это значит, что если с вами рядом нет подходящего инструктора йоги, но вы хотите изучать эту науку, вы свободны начать это делать самостоятельно.
Это ошибка, когда человек, вместо того, чтобы начать заниматься йогой самостоятельно, ждет иногда долгие годы жизни, прежде чем найдет подходящего инструктора. Значительную вспомогательную часть пути можно, а иногда необходимо пройти самостоятельно, чтобы облегчить затем задачу инструктора. По этой причине в Международном Открытом Йога Университете мы создали Интернет Йога Курсы, чтобы все желающие могли уже сейчас начать постепенно осваивать йогу, в особенности за пределами крупных городов, где иногда не найти инструктора йоги.
ДАЛЕЕ