Международный Открытый Йога Университет



Международный Открытый Йога Университет


главнаяйога и образ жизни4 цели в жизни. зачем мы живём?


4 цели в жизни. Для чего мы живём?

ЛЕКЦИЯ


  • Скачать текст лекции в формате DOC или PDF


Введение

Всегда возникает вопрос у человека, который начинает изучать всякие философские течения, различные религии. А для чего весь этот мир? Или это может быть выражено по-другому: если Господь Бог всё это сделал, для чего он всё это сделал? Это одна сторона вопроса. Кто-то верит, что бог создал весь этот мир, а атеисты, например, не верят. Ещё кто-то считает, что мир сам возник. В общем, сколько философских и религиозных течений, столько фактически точек зрения. Это одна сторона этого вопроса. Но есть и другая часть, на которую уже трудно не ответить.

Ну, хорошо, мы не знаем про весь этот мир и про Господа Бога, но про себя самих-то мы знаем. Если мы верим, чувствуем и знаем, что мы существуем, то есть если мы вынуждены те или иные дела делать, то в чем смысл нашего существования и есть ли смысл вообще как таковой? Может, вообще нет никакого смысла? А может, есть четко заложенная программа действий, которую должен отработать каждый человек в этом мире для какой-то определенной цели? И если есть такая цель, то как отличить промежуточные цели от конечной цели?

Вот такими вопросами задаётся время от времени человек на своем жизненном пути. В простонародье это то, что называется: в чем смысл жизни? Для чего я существую? Что я здесь делаю? И так далее. Нам этот вопрос кажется, может быть, не особо актуальным. Потому что если человек работет в поте лица, у него нет ни секунды времени, чтобы подумать о смысле жизни или о тонких моментах. Понятно, если за тобой гонится разъяренный тигр, ты, навряд ли, будешь думать об этом, ты будешь поглощен этой гонкой, чтобы убежать. Точно так же и человек.

Тем более наша страна в этом отношении, может быть, как никакая другая – парадоксальная, потому что по уровню своего интеллектуального развития она намного выше, чем страны третьего мира. Поэтому люди и задаются такими вопросами.

С другой стороны, по экономическому потенциалу, по политическому потенциалу, по тому, насколько хорошо устроено общество - а устроено оно у нас из рук вон плохо - абсолютная власть в руках немногих и абсолютное бесправие у тысяч. Причем, пытаются представить это в виде демократии. Так вот в этом смысле, мы мало чем отличаемся от стран третьего мира. И получаются такие ножницы: жизнь нас гонит, нам, в общем-то, некогда подумать о смысле жизни, потому что приходится зарабатывать деньги на еду и для того, чтобы выжить в этом мире. С другой стороны, мозги развиты, конечно же, другим образом, чем у папуаса, который также с утра до ночи бегает за пропитанием. Так вот пока эти насущные проблемы не дают человеку времени, он не думает о смысле бытия.

Но как только он научился добывать себе пищу относительно просто, как только у него освобождается время, так что уже не надо бегать и прыгать весь день из-за куска хлеба, он начинает задумываться, и многие-многие мысли и вопросы приходят в голову. И рано или поздно приходит вопрос: а что я здесь делаю, зачем я живу на этом свете?

Этот вопрос кажется нам, может быть, смешным. Вот я вспоминаю в стародавние времена из разделов курьезов описывали, что, мол, американские миллиардеры с жиру бесятся, не могут найти смысл жизни, они ударяются то в наркотики, то в какие-то азартные игры, то вообще заканчивают жизнь самоубийством_ разочаровавшись во всем. И всегда был такой акцент: нам бы их проблемы. К сожалению, скоро у нас будут такие проблемы. Потому что бедность долго длиться не может. Опять же подчеркиваю, мозги у людей нашей страны развиты несколько иначе, чем у папуасов. И очень скоро волна изобилия и достатка накроет наше общество. И вот тогда придут эти проблемы. Проблемы эти, надо сказать, будут иметь настолько жгучий характер неразрешимости, что предыдущие проблемы - как добыть себе кусок хлеба насущного - будут казаться детским лепетом и блаженными проблемами.

То есть когда первичные потребности обеспечиваются, какая-то энергия высвобождается и начинается уже более тонкая крышеломка. И как любая крышеломка она более тонкая и извращенная, и больше за живое цепляет. Иногда мне кажется, что нашу страну специально держат в черном теле, чтобы мы морально, ментально и духовно подготовились к этой встрече с изобилием. То есть нас специально обременяют какими-то проблемами, чтобы мы раньше времени не вывалились к этим проблемам и, столкнувшись с безысходностью, не сделали себе еще хуже. Меня постоянно преследует мысль, что какой-то добрый ангел делает специально плохую жизнь, чтобы не допустить еще большего зла.

Вернемся к нашей теме. Итак, рано или поздно каждый человек начинает себя спрашивать: а что я здесь делаю? Во имя чего я стремлюсь к одной цели, и почему эта цель достойна, чтобы ее достигать? И вообще, стоит ли стремиться к этой цели?

Первые вопросы такого плана приходят, как правило, тогда, когда человек еще не полностью освобожден от этой гонки за материальными атрибутами существования, но у него уже освободилось время. И он начинает задавать себе другой вопрос: а стоит ли вообще участвовать в этой гонке «за куском бесплатного сыра». Вопросы сильные, вопросы страшные. Потому что эти вопросы, если на них не будет получен ответ, станут отправной точкой для многих страданий. На них нельзя не отвечать.

Можно, конечно, зарыть голову в песок, можно сказать, что «ребята, воспринимайте мир таким, какой он есть, жизнь одна, успейте насладиться этой жизнью». Но, честно сказать, эта жвачка может быть пригодна только для умственно отсталых индивидов. Потому что одной жизнью ничего не определяется. Определяется следующей жизнью, потом следующей и так далее. Поэтому гнаться за какими-то удовольствиями любой ценой в этой жизни – это, по меньшей мере, не дальновидно.

Смысл жизни, смысл бытия… Мы не первые люди, как можно понять, которые задаются этим вопросом. Эти вопросы возникали и сто лет назад, и пятьсот, и пять тысяч лет назад и десять тысяч, и вообще столько, сколько прослеживается с исторической точки зрения существование человека. И вот такая парадоксальная особенность, что кое-какие попытки ответов на этот вопрос дошли до нас. Безусловно, никто не берет на себя роль ответить полностью на этот вопрос, в том числе и йога. Жизнь намного сложнее, чем любая книга, любой трактат, любая философия. Невозможно всё это многообразие свести всего лишь к нескольким письменным предложениям. Иначе таким образом можно свести человека просто к запрограммированному роботу, а эти три предложения и есть его программа.

Поэтому, безусловно, все древние учения не отвечают на этот вопрос для каждого конкретного человека однозначно. Но, тем не менее, они дают некую классификацию всех возможных смыслов существования, всех возможных целей и более того, они делятся опытом, который прожили древние мудрецы, пройдя по всем известным нам целям существования, достигнув цели, которые мы еще пока очень смутно видим. Так вот, они достигли целей, о которых мы еще и представления не имеем пока что, более того, ушли еще дальше. То есть те зоны за горизонтом и облаками, о которых мы даже связно и подумать не можем. И в этом смысле, как любое учение, оно очень любопытно и экономит нам время. Потому что к тому же самому, по идее, мы можем дойти и сами, если будем переоткрывать законы, которые были открыты до нас.

И начиная с этого момента, как только эти цели мало-мальски выкристализовываются, приходят четыре понятия: Дхарма, Кама, Артха и Мокша. Этих понятий мы коснёмся чуть позже. Сейчас же, чтобы сделать какую-то грубую модель для дальнейшего объяснения, я расскажу байку. Опять же, как и любая аналогия, это всего лишь аналогия. Полнота жизни, полнота её многообразия намного сложнее, чем любая байка. Но тем не менее.


История о ныряльщике за жемчугом

Жизнь человека сравнивается с ныряльщиком за жемчугом. Некогда человек решил погрузиться в этот океан рождений и смертей, в этот океан материальной жизни, для того, чтобы нырнуть на самое его дно и достать с дна океана драгоценную жемчужину опыта, опыта победы над иллюзией. Из Джнана-йоги мы помним, что одна из самых фантастических вещей – это иллюзия, Майя. Трудно сделать вещь трудную. Но сделать вещь невозможную – на такое способен только Господь Бог.

И вот он создал эту вещь. И каждая человеческая душа должна в этом смысле если не превзойти Господа Бога, то сравняться с ним по уровню преодоления этой невозможной вещи. А для этого человек должен погрузиться в пучину этого океана рождений и смертей, материально обусловленной жизни, погрузиться на самое-самое дно. И на самом-самом этом дне, куда не проникает луч света, нужно найти эту жемчужину опыта, знания и понимания мира – иносказательно йоги, йоги мира. И взяв эту жемчужину, он может уже после этого опять всплывать на поверхность. И больше ему нет нужды нырять в этот океан. Делать там по большому счету нечего, потому что сам смысл этого океана был, чтобы хранить жемчужину. А если жемчужины этой в океане нет, если человек ее подобрал и вынырнул – то и смысл этого океана исчезает.

И вот каждый из нас когда-то давным-давно нырнул в этот океан. И пока мы плыли глубже и глубже, все сильнее погружались в пучину этих вод, то первое время мы еще находились в солнечных лучах творца прародителя. Как это всегда бывает в старые добрые времена. Обычно всегда рисуют золотой век, когда все были счастливы, и все было чудесно. Но по мере того, как человек погружается все ниже и ниже, солнечных лучей становится все меньше и меньше, тьма сгущается. Более того, после многих дней, часов, проведенных под водой, человек начинает забывать, а было ли что-то другое, что где-то на поверхности светит солнце, и там совсем другой мир.

И в какой-то другой момент он, все больше вовлекаясь в пучину, может забыть, зачем он собственно в нее нырял. Более того, он начинает приспосабливаться к этой темноте, учится как-то там существовать и выживать в этой темноте. И потом уже совсем не помнит, откуда он пришел и куда направляется. Многие тысячи и миллионы живых существ теряются таким образом по дороге. Лишь немногие из них помнят до конца цель и со страшной волей продолжают плыть глубже и глубже, и в том месте, где уже совсем нет света и тьма полнейшая, только лишь в самый последний момент они видят сияние жемчужины. Они вспоминают, зачем они нырнули, они берут ее в свою руку.

И начиная с этого момента, они начинают также последовательно всплывать и выходить из этого океана. Но тьма океана им больше не страшна, у них в руках факел из этой драгоценной жемчужины. И тьмы больше нет. Более того, чем выше они поднимаются, тем больше они видят, что свет струится не только из них самих, но еще свет начинает светиться везде снаружи. Они всплывают-всплывают и, наконец, оказываются на поверхности океана. Момент возвращения с этой драгоценной жемчужиной. Они победили Майю. Они прошли весь опыт, они познали в полной мере всё, что только можно было когда-либо познать. Так вот в древних учениях эти состояния называются по-разному.

В йоге момент погружения называется Праврити - вовлечение. Затем, когда мы берем эту жемчужину – это процесс осуществления, осознания. И третье – это процесс возвращения - Ниврити, то есть выход, выход из этой толщи океана рождения и смерти. Вот такая байка. Опять же, как любая байка, это всего лишь образ, чтобы как-то создать «зацепку для разума». Безусловно, наш мир сложнее.

Кто-то: Нахождение жемчужины – это как бы начало интереса всеми духовными вещами, размышлениями о Боге, о себе?

Вадим Опенйога: Не совсем так, но раз уж ты задаешь такой вопрос. Я несколько в укороченном виде рассказал эту историю, она несколько длиннее. Так вот, всего лишь единицы доплыли до жемчужины и, не смотря ни на что, всплыли обратно. А сотни тысячи миллионов потерялись и стали жить в промежуточных очень темных слоях. Они обо всем на свете забыли. И те, кто вынырнул, они их по дороге встречают. Они знают, что там тысячи людей, которые не двигаются ни вперед, ни назад, которые просто застряли. Более того, они бродят там по кругу, не собираясь вообще что-то делать, без вектора, без осмысления действий. И вот они помнят о них, и они второй раз ныряют, но только лишь с одной целью: чтобы передать некие знания и направить этих людей, которые потерялись. Опять-таки донырнуть до дна, взять эту жемчужину и всплыть на поверхность. Во всяком случае, учителя Тантры являются таковыми. Кто-то, может быть, учит другому: если вы не доплыли до дна – возвращайтесь обратно, попытаетесь в следующий раз.

Кто-то: Получение жемчужины – это получение опыта всех форм существования?

Вадим Опенйога: Это некая переломная точка внутреннего осмысления. Если угодно, именно этот момент можно назвать просветлением. Когда ты понял, в чем вся суть, то процесс выхода или нисхождения – это в некотором смысле процесс второстепенный. Но окончательное освобождение – это когда ты всплыл на поверхность с жемчужиной. А когда ты взял ее в руки, у тебя впервые концы с концами сошлись. То есть ты впервые осознал очень четко: для чего ты нырнул, в чем была твоя цель, ты видишь эту цель очень отчетливо, ты держишь эту цель в руках, в некотором смысле, и ты знаешь, что делать дальше, причем, абсолютно однозначно. Причем сбить тебя уже ничто не может. И вот чтобы нам немножко продолжить наше объяснение, мы будем пользоваться этой байкой, как смысловым скелетом.


ДХАРМА – первая цель жизни

Итак, если мы проанализируем живое существо, среднестатистического человека. Что бы он ни говорил, есть такая особенность – человек будет стремиться к счастью и всеми силами стремиться избежать несчастья. Говорят, есть люди, которые не стремятся к счастью. Хотел бы я посмотреть на таких людей. Это еще ни о чем не говорит, даже подсознательно, не отдавая себе отчет, они предпочитают одни моменты и не предпочитают другие. Они стремятся к счастью.

Вот если поехать в деревню и встретить бабульку или дедульку, ну такого приличного доброго вида. Не каких-нибудь разгильдяев, а проживших жизнь, бывалых, много хлебнувших лиха, благо в нашей стране таких полным-полно. И вот если ты начнешь говорить с ними просто за жизнь, и они начнут с тобой делиться впечатлениями, то ты в какой-то момент почувствуешь, что они хотят передать свой опыт. Насколько он приемлемый или не приемлемый – я не берусь судить. Но что будет сквозить в их разговоре? У каждого человека есть своя тропинка, свой образ жизни. И пока ты его придерживаешься, у тебя всё хорошо.

Как только ты начинаешь выполнять не свою роль или зариться на чью-то чужую роль, либо наоборот обстоятельства так складываются, что ты уходишь от своей роли, то ты начинаешь чувствовать себя плохо, как не в своей тарелке, занимаешься не своим делом. Если ты кузнец – вот и занимайся своей работой, наслаждайся ею. Нечего тебе идти и выполнять какие-то правительственные роли, ты их можешь выполнять, может быть, ты их даже очень хорошо будешь выполнять. Все вокруг будут довольны, все, кроме тебя. А ты будешь чувствовать, что это не твое.

Другая ситуация: тебя лишили твоей кузницы и заставили тебя картошку копать. Хотя это вроде как ниже рангом, в кузнице может работать более квалифицированный человек, а тут каждый может. И ты опять чувствуешь себя несчастливым, но уже как бы с понижением. И вот есть такая тропинка, по которой если ты будешь идти, пусть ты не начальник, не знаменит, но все-таки какой-то уважаемый статус у тебя есть. И стоит тебе уйти с этой тропинки – начинаются несчастья. Поговорив с этими старыми людьми, ты примерно то же самое выяснишь. Примерно через это проходят все. Все за компанию стремятся к власти, к большим должностям, но попробовав их, понимают, что это не их дело. И хватает ума – уходят.

В древней традиции это называется ДХАРМА. Дхарма – это жизненный путь, оберегающий нас от несчастья. Это ощущение субъективно личного счастья. Не дай Бог соседу занять твое положение, он от тоски взвыл бы. Оно лично для каждого человека, оно не переносится, его нельзя перенести от родителя к детям. Нельзя передавать по наследству, потому что у каждого своё. Это фактор глубоко личностный. А всё остальное: генетика, способности, переданные от родителей, или еще что-то - они в какой-то мере тоже помогают или определяют, чтобы человек занимался тем же самым, но только лишь до какой-то меры. А если душа вообще другая, с другой предысторией родилась, то вообще другая история. И вот это называется Дхарма. Есть такой анекдот, как понять слово Дхарма. Дхарма звучит как слово «даром». «Х» выбрасываем, и получается «дарма», даром, на халяву. Это тот путь, живя по которому ты избегаешь несчастья. И эти старые люди, с которыми бы ты пообщался, сказали бы, что это тот путь, которого нужно придерживаться.

Дхарма – это одна из целей жизни любого человека. То есть, это то занятие, в котором человек находит личное удовлетворение. Вот он врач, и он счастлив в роли врача и ему не нужно быть миллиардером. То есть он будет несчастлив, если будет миллиардером каким-нибудь. Каждый должен найти то, чем он будет заниматься и будет счастлив. Именно так.

Расставим акценты. Мы рассматриваем цели человеческого существования. Так вот человек может не задаваться вопросами смысла жизни, но, тем не менее, он будет стремиться заняться именно тем, что ему по душе. Опять же, обладая или не обладая знаниями.

Вопрос: А может это занятие, в котором он счастлив, меняться в течение жизни?

Вадим Опенйога: Конечно. Понятие Дхармы это не понятие чего-то закостенелого. Это тоже ошибка, когда говорят, что если родился, то до конца жизни нужно заниматься тем же самым. Ничего подобного. Дхарма – это тропинка, которая очень извилисто может идти. И в один прекрасный момент она будет тебе указывать путь в президенты земного шара. И вот ты должен ее слушаться, потому что если ты по каким-то причинам не станешь президентом земного шара, то ты будешь точно так же несчастен. То есть это та тропа, личная тропа, которой надо держаться, что бы ни случилось и какие бы обстоятельства не пришли. Может, в течение жизни ты сменишь сотни профессий и предпочтений и будешь странствовать по всему миру, но если ты идешь по тропе Дхармы – ты будешь счастлив.

Вопрос: Если сравнивать с аналогией о многообразии опыта этой жемчужины. То есть человек может побыть дворником, президентом, врачом-хирургом и в разных-разных таких статусах побыть, попробовать все качества жизни?

Вадим Опенйога: Да, ты правильно подметил. Если мы коснемся этой аналогии, то как бы погружаясь в этот материальный мир, мы выбираем свою траекторию, как в него погружаться, наиболее интересную для нас. Что мы к жемчужине должны подплыть именно таким ракурсом, таким креном.


КАМА – вторая цель жизни

Следующая тема. Следующий принцип, который определяет человеческое поведение – это КАМА. Кама – это наше желание чувственного наслаждения. Мы хотим вкусно есть, сладко спать, обнимать красивых девушек, иметь красивые автомобили. В общем, всё, что приносит чувственное удовольствие. Мы, конечно же, можем говорить, что мы этого не хотим, на самом деле мы этого хотим. Зачем себя обманывать? И здесь не дается окраска этому как негативному, грязному или порочному. Это естественное желание. Другое дело, это как своего рода приманка, к которой мы плывем. И мы выбираем в своем подводном погружении, если сравнивать с этой байкой, то один объект на пути, то другой. То водоросль красивая – мы к ней подплыли, то камушек красивый, то рыбка. Мы видим объекты, которые приносят чувственное удовольствие, и мы к ним стремимся. Поэтому вторая цель человеческого существования – это стремление к чувственным наслаждениям.

Вопрос: Вот именно к чувственному или наслаждению вообще?

Вадим Опенйога: Наслаждение – наше естественное качество существования, до тех пор, пока у нас есть хоть одно тело, до тех пор, пока мы не растворились в Просветлении, а Просветление в этом плане – это сверхнаслаждение или Высшее, чем вообще то, о чем мы можем сказать. Когда мы стремимся к чувственным объектам, они раскрывают в нас то естественное состояние наслаждения, которое и так в нас есть. Но они, как внешний ключик, открывают то один замочек, то другой.

Представь себе: есть верблюд, сверху сидит человек с длинной удочкой, а на ней висит финик. Верблюд видит финик, он знает, что получит наслаждение, и это заставляет его двигаться. Вот точно так же и мы движемся к этим наслаждениям. Но, может быть, в отличие от верблюда, нам периодически скармливают по одному финику, чтобы мы не расслаблялись и помнили. Так устроено человеческое тело, оно генерирует внутренние гормоны, балансирующие умонастроения. Что бы ни случилось, человеческий организм вырабатывает определенное количество этих гормонов и веществ, которые поддерживают это состояние тонуса. Тяжело существовать в обусловленном материальном мире, нужен некий допинг. Человеческое тело его вырабатывает в разумных дозах, чтобы каждый день был на определенном уровне.

Итак, ещё раз. Каждый человек стремится к удовольствию. И это вторая цель человеческой жизни.


АРТХА – третья цель жизни

Третья цель человеческого существования – это так называемая АРТХА. Мы можем задаваться вопросом о смысле бытия, а можем не задаваться. Но мы хотим, и мы это делаем, мы добываем себе хлеб насущный. Мы что-то делаем, чтобы поддержать свое существование, мы стремимся к этому. Именно поэтому мы ходим на работу, именно поэтому мы радуемся, когда нам повышают зарплату и страдаем, среднестатистический человек страдает, когда ему не платят зарплату. Артха – это желание поддерживать жизнь на определенном уровне достатка. Любой человек, еще раз подчеркиваю, знает он йогу или нет, придерживается этих трех целей существования. Безусловно, они переплетены друг с другом. Артха (достаток) нужна, чтобы получить Каму (удовольствие) , Дхарма (свой путь) – чтобы осуществить правильно Артху. То есть все это переплетается.

Вопрос: То есть если посмотреть жизнь любого человека, в целом он стремится к основным вот этим трем или даже к четырем целям существования?

Вадим Опенйога: Стоп, стоп. Если берем среднестатистического человека, то про четвертый мы пока не говорим. К этим трем. То есть, вся его жизнь сводится к этим трем целям существования. Все его существование основано на этих трех стремлениях.


ПРАВРИТИ – вовлечение в мир

Любой человек интеллектуально развитый или неразвитый, получивший высшее образование или работающий в колхозе - каждый хочет прожить жизнь и быть востребованным, каждый хочет наслаждаться жизнью и каждый хочет, чтобы этот уровень жизни поддерживался. В общем-то, всё сводится к этому. И вот эти три цели существования как раз и являются движущей силой нашего погружения. То есть это был смысл погружения в этот океан. И именно они, а не что-то другое должны были привести нас к этой жемчужине знания йоги. Именно они - и мы должны всё сильнее вовлекаться в мир, чтобы рано или поздно доплыть до этой жемчужины. Этот процесс называется ПРАВРИТИ. Праврити – это вовлечение в мир.

Эти три цели существования вовлекли человека. Они как бы вовлекают человека вниз и в процессе ныряния самое главное – нырять. Не останавливаться, а нырять. То есть о чем это говорит? Если есть желание быть богатым – оно должно осуществиться, если есть желание власти – ты должен ее получить. Если ты хочешь быть академиком или нобелевским лауреатом или заниматься научными исследованиями – ты должен этим заниматься. Если тебе необходимо зарабатывать на хлеб насущный – ты должен делать это наиболее эффективным образом. Чем больше ты становишься профессионалом в своей стезе, тем ты прочнее погружаешься в весь этот материальный мир, ты от него начинаешь все сильнее зависеть.

Сперва человек просто погружается, начиная с какого-то момента, он начинает просто забывать цель своего погружения и начинает уплывать в сторону. И чтобы как-то ограничить человека, даются эти религиозные заповеди и правила, которые худо-бедно человека направляют в нужном направлении. Потому что человек начинает придумывать осложненные и извращенные виды наслаждения, которые уже несколько не обусловлены самой целью его погружения. Или он начинает зарабатывать больше, то есть поддерживать свое благосостояние больше, чем может его тратить даже. И много, много всего.

Люди теряются, но те из них, кто доплывает до жемчужины и понимает все это, если забыли, то вспоминают. А, как правило, все, кто доплывает до этой жемчужины, они проходят много разных ступеней. Они могут погружаться-погружаться и застрять потом на каком-то уровне и там находиться достаточно долго. А потом им кто-то или что-то говорит: ребята, вам надо выныривать. А прежде чем вынырнуть, осуществите цель, во имя которой вы сюда погрузились. То есть начиная с этого уровня, еще сильнее вовлекитесь в жизнь: станьте богатыми, знаменитыми, счастливыми, если хотите этого, возьмите эту жемчужину со дна, а в дальнейшем возвращайтесь.


МОКША – четвертая цель жизни

Но человеку очень сложно это понять. В тот момент, когда он берет эту жемчужину, он, во-первых, понимает все три предыдущих смысла, и в этот момент обретает четвертый смысл человеческого существования. Точнее уже подплывая к этой жемчужине, он начинает (пусть он ее еще не схватил) понимать, что скоро ему уже нужно будет с ней выныривать. И когда он взял эту жемчужину, начинается процесс НИВРИТИ. Человеку добавляется четвертая цель существования – МОКША или освобождение.

Освобождение от этих пут океана. И это становится для человека доминирующей идеей. Больше ни о чем другом он думать не может. Эти люди стремятся лишь к освобождению и ни к чему более. Все предыдущие три смысла для них, после обретения этой жемчужины, несколько тускнеют. Но понимать это нужно правильно. Потому что как и любая аналогия с этим пловцом – это всего лишь аналогия. Здесь говорится, что, даже не добрав до конца первые три (еще остались желания, возможности, еще осталось, чем заняться), но уже в этот же момент можно потихоньку начать выход. То есть два этих процесса объединяются.

То есть если нам суждено сделать вот такую петлю, то сделаем ее одновременно. И получается так, что для людей одновременно существует четыре смысла существования. Они наслаждаются жизнью, делают свое дело, поддерживают свое существование, но в этот же самый момент выходят из мира. Таким образом это два противоположных потока, но они умудряются все это соединить. И если такое случается, то та байка, о которой я говорил, она исчезает. Весь океан вдруг испаряется, и ты волшебным образом оказываешься на поверхности.

Это быстрые методы, но в этой байке мы это рассматривать не будем. Это классическая байка. Классический метод в йоге. Нисхождение и выход разделены.

Опять же, любая аналогия – это всего лишь аналогия. Но с точки зрения четырех целей существования, с точки зрения расширения сознания. Там следующий момент. Что первыми тремя ты расширяешь свои ареалы энергии и сознания, расширяешь их медленно, но накапливаешь знания и силы. То есть ты накапливаешь знание и силы, а потом ты понял весь принцип целиком. Базовый принцип, как накопление сознания и силы идет уже вне привязки к каким-нибудь материальным вещам, а в принципе. С помощью Камы, Артхи и Дхармы мы вовлекаемся в этот мир, мы расширяем свои горизонты, наше сознание растет, наша энергия растет, но медленно. Она дорастает до определенного критического момента, начиная с которого идет процесс взрывообразный. Мы поняли, как это всё сделано, и мы распространили свое сознание и энергию вообще до краев Вселенной.

Плавно-плавно-плавно раздувались, а потом – бабах и все, и мы везде. Вот если с точки зрения сознания и энергии объяснять то же самое. Но опять же, растворившись, расширив свое сознание и обретя всю энергию, то есть расширив свое сознание до абсолютного плана. Мы с точки зрения других существ вроде как исчезли, мы стали природой. Мы везде, во всех предметах, которые нас окружают. То есть для всех людей, которые продолжают расширяться, был-был святой, а потом хоп – и исчез.

Вернемся еще к последней цели существования – МОКШЕ. Дело в том, что человеческие существа рано или поздно понимают, что если до этого они жили в мире, и их основная цель была - получение счастья, и это счастье они получали, применяя три метода: Каму, Дхарму и Артху. При этом каждый из этих методов основан на чем-то материальном вовне.

К примеру, есть у тебя прекрасная девушка, ты чувствуешь себя хорошо. Она куда-то ушла – ты себя плохо чувствуешь. Выходит, что твое внутреннее счастье зависит от чего-то внешнего. Ты занимаешь какую-то позицию, к примеру, начальника предприятия. А его взяли и разогнали. И ты остался не в удел, опять начинаешь понимать, что ты зависишь от чего-то внешнего. Но уж с Артхой еще проще. Пока тебе платят денежки на работе, ты туда ходишь. Но многим людям даже страшно подумать, как это они останутся без денег. То есть это такая плетка, которая заставляет маршировать под эту музыку. Это все зависит от внешних факторов.

И человек начинает прослеживать этот механизм и понимает, что всё, что построено на внешних факторах – приходящее по своей сути. И если ты будешь мертвой хваткой цепляться к чему-то, то ты обречен на страдание. Или же ты будешь скользить, переходить из одного положения в другое, от объекта к объекту. Вот ты задал вопрос: если в юности занимался чем-то, мы должны всю жизнь заниматься этим? Так вот если ты мертвой хваткой схватишься за то, чем ты занимался в юности, и будешь держаться что есть силы, то ты обречен на страдание. Потому что Дхарма подразумевает переход: сегодня ты сторож – завтра премьер-министр. А если ты схватился за свою метлу и не отпускаешь – будешь потом страдать.

И человек начинает понимать, что ни на что материальное опираться нельзя. Любимая девушка, которая может клясться в любви, завтра может уйти к другому. Работа, на которую ты потратил 20 лет жизни, сошла на нет. Как с наукой у нас было после перестройки. Это ж были трагедии личные. Либо езжай на Запад, либо иди торгуй в палатки коммерческие. Ты зарабатывал честно публикацией каких-то статей своих – завтра закрылся этот журнал, и тебе перестали платить. То есть человек понимает, если мертвой хваткой за что-то внешнее схватишься – то будешь обречен на несчастье.

И вот человек один раз обожжется, второй раз, третий. И потом уже будет говорить, что мне ничего не надо, я не хочу вовлекаться, чтобы меня лишний раз не ударило. Но это грубейшая ошибка с точки зрения эволюции. Потому что ты застреваешь на этом месте. Ты должен продолжать вовлекаться, скользить от одного к другому, ты должен получать суть, а не форму, должен идти по этой Дхарме, точно так же и Кама разворачивается и Артха, то есть способы, которые приносят тебе деньги, меняются.

У человека понимание растет-растет. Потом он понимает, что ничего материального, все переходящее. Что если и есть счастье, то оно в процессе. И последний скачок: если все в процессе, то его вовне вовсе и нет. То есть этот процесс открывает то, что внутри и так заложено. Но тут уже приходит четвертая цель существования. Она о чем говорит: зачем мне внешнее приходящее счастье, если Мокша открывает то, что внутри. Причем это я не потеряю никогда. И понятно, что человек на уровне Мокши уже забывает про три предыдущих цели существования, они ему становятся просто неинтересны. Как маленький ребенок, который играл в кубики, а потом родители подарили ему мотоцикл. Понятно, в кубики он больше играть не будет.

Но здесь есть одна очень серьезная ошибка, которую делают очень многие. Они, не наигравшись в кубики, и не поняв, что такое кубики, до конца все замки не построив, они начинают претендовать на мотоцикл. Они начинают рассуждать, что все преходяще, а что к этому стремиться, а давайте сразу заниматься духовными целями. Это все замечательно, но я боюсь, что без подготовки прыгнуть на четвертый уровень, не проработав все остальные, очень трудно.

Зачастую это происходит как в сказке Эзопа «Лисица и виноград». Мы не можем дотянуться до этого винограда, и начинаем его ругать. Что мол, зачем к власти стремиться, это же так бездуховно, а деньги – это вообще грязь, кто до них дотронется, тот измажется. И на работу ходить не надо, я лучше дома буду сидеть медитировать, зачем корячиться. В результате это человек, который не нашел своего места в жизни, у которого нет ни денег, ни власти, ни каких-то объектов чувственных для наслаждения. И как лисица он начинает их ругать. Хотя где-то в подсознании страстно их хочет.

Вопрос: То есть, человек стремится к духовным практикам, потому что не может ничего достичь в материальной жизни? Поэтому человек уходит в духовное?

Вадим Опенйога: Да, иногда так бывает. Сразу оговорюсь: ничего плохого я здесь не вижу. Это тоже полезно, это тоже нужно и это тоже замечательно. До тех пор пока вы не насладитесь всем тем, чем бы вы хотели насладиться, у вас на подсознании будет это желание, и в самый ответственный момент перед самым просветлением оно вам палки в колеса вставит. То есть не надо обманывать себя. Вы можете обманывать других, себя не надо.

Более того, есть быстрый метод, где одно другому не противоречит. Когда два эти метода совмещаются. Чувствуете стремление достичь чего-либо – достигайте. Если вы чувствуете, что при этом хотите также духовного развития, то есть выйти за пределы этого всего – идите. То есть очень любопытное течение. А все ортодоксальные течения говорят – нет. Сперва вы должны забыть про три первые цели существования, а потом найти четвертую. Но можно объединить их все четыре.

Скажу совершенно шокирующую фразу для ортодоксальных йогов: ты будешь наслаждаться жизнью и идти по духовному прогрессу. Есть такое выражение: бхога и йога. И бхога и йога, и наслаждение и воссоединение с источником одновременно. Но легко сказать. Осуществлять этот метод так же легко, как и сказать, только при одном условии – ты вовлечен в него. То есть ты валишься. А до этого, конечно же, очень трудно совместить одно с другим. Это поистине мистическое знание-учение. Мы можем сказать только, что оно есть, даже без претензий на то, что мы его по палочкам распишем. Можем, конечно, расписать на отдельные участки и фрагменты. Но оно больше этого. Оно поистине мистическое, поистине это подарок тех, кто нырнул, взял эту жемчужину, а потом еще раз нырнул, чтобы научить нас лопоухих. То есть это подарок.

Я не знаю, почему некоторые этим начинают интересоваться, а другие нет. Почему некоторые даже более того – в нескольких шагах от этого, но не могут соприкоснуться с этим, а кто-то совершенно случайно, знаешь, шел в одну комнату, а попал в другую. Я не могу сказать, почему это учение одним приходит, а другим нужно потратить жизнь, чтобы объяснить о чем речь. Я не знаю, почему так происходит, но так происходит.


главнаяйога и образ жизни4 цели в жизни. зачем мы живём?