4.Краткое описание:Янтра йога
использует нашу способность зрительно воспринимать информацию. Янтры
соответственно являются квинтэссенцией этой информации, а точнее
содержит в себе знания в виде изображений. Лекция подробнее
раскрывает смысл янтра йоги, даёт основу аксиоматики йоги, которая
лучше помогает понять янтры. В конце лекции также есть ответы на
самые различные вопросы по практике йоги и другим разделам
аксиоматики йоги.
5. Дата и место чтения лекции:
2007.09.08. Культурный центр «Просветление».
6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога
Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт
www.openyoga.ru.
7. Текст напечатан: Назаровой Анной. 8. Текст отредактирован: Назаровой Анной.
9. Рисунки:
10. Фото:
11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская,
ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный
Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru,
www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
12. Где бесплатно скачать текстовый файл:
13.
Где
бесплатно скачать аудио файл лекции:
Нажмите здесь чтобы скачать аудио:
Чтобы сохранить файл к себе на компьютер : кликните на ссылку правой
кнопкой мышы и затем нажмите"сохранить объект как....."
Всё наше видео (за редким исключение) храниться в формате «flash
video»
для того что бы у вас не возникло проблем с просмотром если вы
скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать
специальную программу для просмотра подобных файлов
15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть
лекцию на этой странице, (׀׀)
- пауза.
Аудио:
Видео:
16. Основной текст лекции.
У
каждого из нас есть способность видеть образы. Это принцип зрения.
Он имеет дело с нашей способностью зрительно воспринимать информацию
и использовать ёе в своём духовном развитии. Для этого в йоге
используются янтры, некие диаграммы. Самая известная это Шри янтра,
которая изображена надо мной. Это некие геометрические фигуры,
состоящие из треугольников, квадратов, листов и так далее. Таким
образом, в них записываются слова, иногда целые предложения. Надо
смотреть на эти геометрические фигуры определённым образом. Сначалаэто взгляд в общем на фигуру, затем взгляд может двигаться от
краёв к середине. Есть ещё спонтанное восприятие без детализации,
целиком.
Когда мы смотрим на эти диаграммы, идёт процесс невербального
обучения.Большинство информации мы получаем
общаясь, у всего есть какие-то слова, какие-то названия, какое-то
описание. В Индии знали ещё другой метод обучения, невербальный.
Изображение действует непосредственно на наше подсознание, минуя
сознание, и оказывает такое воздействие, которое помогает нам идти
по пути духовного развития, духовной самореализации, что это
вызывает некий восторг, преклонение перед мудрецами древности,
которые, по всей видимости, знали психологию человеческого
восприятия намного лучше.
Сейчас эту науку знают многие акулы рекламного бизнеса, так как
любая реклама это воздействие образами. Реклама это, в принципе, не
есть хорошо. Носмысл в том, что в древности эту
науку воздействия образами знали намного лучше, возникает даже
ощущение, что существовала действительно высокоразвитая культура, до
нас дошли лишь маленькие крупицы знаний.
Вернёмся к янтра йоге. При восприятии янтр на нас, наше подсознание,
и даже сознание оказывается мощнейший импульс, толчок. Строго
говоря, любое йогическое изображение может быть использовано для
практики. Например, если вы зайдёте в любой храм в Индии, вы увидите
огромное количество изображений всяких богов, богинь, йогов. Это
тоже образы необходимые для практики. Если вы будете созерцать эти
изображения, запомните их, и будете медитировать на эти образы, а
потом займётесь хатха йогой, к примеру, то как только у вас
почистятся каналы, то очень чётко сможете осознать что вам хотели
сказать по средством быстрого воздействия, раз – и до вас дошло.
Янтры это те же образы, но доведённые до своей абстракции, оставлен
костяк зрительного восприятия. Янтры вообще очень сложные, в
частности Шри янтра. Я бы не сказал, что её легко можно
воспроизвести по памяти.
Слово «янтра» переводится с санскрита как «инструмент»,
но какой-либо прибор для ночного видение или телескоп мог называться
на санскрите также. Но одно из значенийэто
инструмент, который помогает нам видеть, работать с нашим зрительным
восприятием.
Сколько бывает янтр, какие они? Большинство янтр просты в изображении, есть и сложные. Откуда они взялись, мы не
знаем, возможно, это было откровение свыше, которое досталось нам с
древних времён. Действие каждой янтры, согласно древним текстам,
классифицировано. Янтра для того, для этого, возможно, что сейчас
эта наука переросла в знание об амулетах. Существуют янтры на все
случаи жизни, на богатство, удачу, преодоление препятствий, для
приобретения счастья и так далее. Есть янтры мрачноватые, к примеру,
воздействие на других людей, то, что сейчас назвали бы чёрной магией.
Но это лишь попытка раскрыть способности, заложенные в каждом из нас.
Дай бог, чтобы рекламщики не добрались до этой науки раньше, чем всё
остальное цивилизованное человечество поднимется на новую ступень
развития. Образы – это очень сильная по воздействию вещь.
Есть ещё положение о тождестве имени и формы, то есть у каждой
мантры есть своя янтра. У каждого имени есть форма, у каждой формы
есть имя. Это принцип построения нашей Вселенной. Янтры , их
изображение упирается в базисную геометрию нашей Вселенной. Наша
Вселенная как-то устроена, она трёхмерная, у неё есть высота, ширина,
длина. Она могла бы быть двухмерной, пятимерной, не важно. Раз уж у
на с есть пространство, есть чисто математические параметры, в
которых это пространство отображается, значит, есть и формы, в
которых эти законы, параметры отображаются. Янтра как раз и является
этим отображением законов в формах. Шри ятнра – это ни много, ни
мало изображение всей Вселенной. К примеру, вы берёте карту России,
вы на неё смотрите, видите, Москву, Сибирь, Камчатку.
Строго говоря, Шри янтра и есть карта нашей Вселенной. Другое дело как её понимать. А для этого надо
очень серьёзно заниматься йогой, обладать определёнными знаниями.
Есть другой подход к восприятию янтры. Янтра считается изображением
какой-либо энергии, проявления энергии, или той или иной богини,
женского принципа устройства Вселенной. Шри янтра является
изображением богини Шри, богини влюблённости, красоты, преуспевания.
Есть целый курс лекций по йоге Шри Видьи, я отсылаю вас к ним, у нас
наверху можно приобрести диски. Постижение этой диаграммы, выводит
человека за пределы этого мира. Человек достигает самадхи, затем
освобождения и выхода из Вселенной. В принципе изучение того, как
эта Вселенная сделана, то есть первый подход к восприятию янтр,
приводит к тому же. Противоречия между этими двумя
подходами нет, так как по Шри Видье, постижение этой Вселенной
заключается в осознании красоты, гармонии в ней заключённой.
Есть определённые правила «общения» с янтрами. Если вы занимаетесь
йогой с янтрами, то со временем янтра перестаёт быть просто
геометрическим изображением. Она превращается в мощный инструмент.
Отношение должно быть при этом особенное. Можно бегать просто с
куском железа в руках, а можно с автоматом Калашникова. Также и
янтра при долгой практикеиз геометрического
изображения превращается в мощный инструмент,и
просто так разбрасываться будет нецелесообразно. Но это тема более
глубоких изысканий.
Теперь вопросы.
Вопрос:
А как практиковать янтра йогу, созерцать?
Вадим
Запорожцев:. Применять орган зрения нужно, но ведь если
закрыть глаза тоже можно воспроизвести зрительный образ. У нас,
помимо зрения, есть внутренний взор. То есть, у нас есть тонкий
орган зрения – внутренний взор, и есть более грубый орган зрения –
наши физические глаза. Как только тонкие глаза входят в физические,
физические глаза хоть что-то видят. Наши глаза это производная от
способности видеть, а не наоборот. Это заложено самим устройством
нашего тела. Созерцать янтру следует как с помощью глаз, так и с
помощью внутреннего зрения. Созерцание с помощью внутреннего зрения
намного мощнее. У нас начинает стабилизироваться ум, и мысли из
хаотического метания приходят к последним ступеням йоги (по
Патанджали), саньяме, когда степень концентрации становится очень
высокой. Например, у меня в голове куча мыслей, потом на одну меньше,
потом ещё меньше, в конечном итоге остаётся только одна мысль.
Состояние, когда в голове у человека всего одна мысль, называется
самадхи с объектом. Если же мы сосредоточимся на янтре,
то у нас в голове будет всего один образ, одна мысль, это то
состояние, которое выводит в самадхи. Как мы будем видеть, внешне
или внутренне – это уже нюансы.
Ещё вопросы? Можно задавать
любые вопросы, просто по практике йоги, если вы дома занимаетесь.
Помните, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы.
Рискуете т не вы, рискую я. Не стесняемся, самое главное, это
практиковать.
Вопрос:Когда только начинаешь заниматься, как определить какая ветвь
йоги тебе больше подходит? Какие учителя?
Вадим
Запорожцев: Не секрет, что хатха
йога это одна из ветвей йоги, но преподаётся в каждой школе
по-разному. Поэтому имеет смысл походить к разным учителям, чтобы
определиться. Что касается ветви йоги, то в идеале мы все должны
изучить в первом приближении все виды йоги.
Познакомиться с хатха йогой,крия йогой,
дыхательной йогой, с теми йогами, которые делают наши тела здоровыми,
устойчивыми, ментально сильными. Поэтому, кстати, йога стала
популярна, привести себя в хорошую форму. Но!
Есть же ещё янтра йога, мантра
йога. С помощью этих йог можно решит некие другие проблемы.
Поэтому, алгоритм я вижу следующий. Сначала надо, чтобы желание
заниматься йогой не испарилось. Правильно вы делаете, неправильно вы
делаете – неважно, со временем все ваши ошибки уйдут, а всё хорошее
останется. После того, как вы приняли решение заниматься йогой,
хорошо бы начать с физического тела. Овладеть хатха йогой,
статическими упражнениями, крия йогой – динамической йогой, первыми
ступенями дыхательной йоги – пранаямой, я рекомендую ещё освоить и
мантра йогу. Все остальные йоги – по мере продвижения. Почему?
Потому что по жизни вы можете столкнуться с разными ситуациями, как
в калейдоскопе не бывает одинаковых рисунков, так и не бывает
одинаковых ситуаций. И вот, с вами случается какая-то ситуация, и вы
начинаете вспоминать, какие инструменты у вас есть для этого. Тогда
вы можете взять одно из одного вида йоги, другое из другого. Лично
для себя собираете этот набор и применяете. Вы практикуете
физические йоги, знакомы с другими йогами и всё это применяете.
Вперёд, самое главное, не останавливаться. Как сказано в трактате,
если мы занимаемся йогой, то время наш защитник, если не
занимаемся, то время наш враг.
Вопрос:
А расскажите, пожалуйста,о соответствии мантр и
янтр.
Вадим
Запорожцев:Хороший вопрос! У каждой
мантры есть свой янтра, у каждой янтры есть своя мантра. Вот тут
начинается самое интересное. Мы помним, чтойога
дошла до нас не полностью, а лишь крупицы. Поэтому, я лично встречал
иногда, что есть мантра, а к ней ещё пять или шесть янтр. Может,
работали все янтры для этой мантры, или только несколько, мы не
знаем, точнее, мы не понимаем янтры полностью. Если ехать в метро,
то можно увидеть, что между вагонами есть дверь, у человека, техника,
к примеру, есть ключик, чтобы их открывать, у кчюча есть дырочка. А
там такойтругольничек, чтобы больше никто не
открыл. Янтра это как ключ, чтобы наше сознание раз и открылось, и
чтобы больше никто не зашёл. Какие при этом составляющие геометрии
действуют, никто сказать не может. Может быть, и се пять янтр
работают. Индусы в этом планене очень
пунктуальный народ, передают из уст в уста священные знания. Я лично
сталкивался с таким количеством опечаток и ошибок! Западные люди в
этом смысле относятся к этим знаниям более трепетно. Поэтому, трудно
сказать какая мантра к какой янтре относится. Хотя есть тексты, в
которых всё это более чётко написано. Сейчас есть интернет, и там
довольно легко можно найти янтры.
Вопрос:
Мандалы имеют отношение к янтрам?
Вадим
Запорожцев:Это и разные и
одновременно близкие вещи. Принцип действия мандалы такой же, но
есть особенности в практиках. Если взять, к примеру,тантрические мандалы в тибетском буддизме, то там, наверняка
видели по телевизору, эти мандалы насыпают из разноцветного песка.
Могут насыпать её месяцы, а то и годы. И только когда мандала
закончена, когда завершены все соответствующие обряды, её уничтожают.
Песок, из которого она была сделана, если помните, был разноцветный,
а при смешивании становится белым, потому что
белый цвет, это когда присутствует всего понемножку.
В
йоге это можно классифицировать как карма йога, когда делается
что-то на благо всех живых существ абсолютно бескорыстно, без
привязки к результатам труда. То есть, три месяца монах её высыпал,
потом одним махом уничтожил, чтобы не привязываться. Хотя, в
нью-йоркском музее есть одна мандала, её покрыли лаком, чтобы люди
видели, как она выглядит. Ещё есть момент, что уничтожение мандалы,
это как растворение мира, и много других аспектов.
Вопрос:
Например, мне понадобилось получить передачу практики мантр, как мне
не нарваться на упомянутый вами «бизнес в Индии?
Вадим
Запорожцев: Могу посоветовать только одно -молиться Господу Богу, больше ничего посоветовать не могу.
Всё очень жёстко, дело -дрянь. Это, на самом
деле, принцип ахимсы. Ну, вы войдите в положение этих несчастных
людей, они голодают, это страна третьего мира, к них страшная
бедность. А тут приезжает сагип, с вот такенным кошельком, за
знаниями приехал. Понятно, что если есть спрос, то есть и
предложение. Знаете, есть такая вещь, что иногда, человек такой
является носителем действительно действующей мантры, и это сила
самой мантр. Поэтому, нам и остаётся только молиться, дойдёт-не
дойдёт. Сертификата на то, что этот человек является истинным
носителем знания, никто не даёт. Но вы должны понимать и их тоже,
они же ведь голодают. Попробуйте, поголодайте месяц. У нас вон много
бывших академиков, которые сейчас бутылки собирают. Вы можете
представить себе жизнь такого человека. И тут
появляется человек с деньгами. Я не осуждаю. С другой стороны, если
он действительно является промежуточным звеном в передаче знаний,
это его бизнес, то почему нет. Тот, кто делит пирог, имеет право на
крошки. Тогда мантра, как бы она к вам не пришла, начнёт работать.
Только вы сами должны быть готовы, ждать с открытымсердцем. Вы на одной стороне, Господь Бог – на другой, и ему
ничегоне будет стоить построить мостик к вам
любыми средствами. Хоть цепочку приемственности бомжей, если надо
будет. Главное, чтобы вы были готовы. Сложный вопрос. Я могу
посоветовать относится ко всем крайне уважительно. Даже к человеку,
который похож на бомжа, и который приторговывает знаниями. Лучше
один раз поклониться такому, чем пропустить истинного учителя.
Ничего не стоит нам так мало и не приносит так много, как вежливость.
И не останавливаться, продолжать искать.
Вопрос:
А можно отвлечённый вопрос? Есть ли в Тибете традиция рисования
песком не только мандал, но и просто других фигур?
Вадим
Запорожцев: Существует много разных практик. Практика
мандал, когда монахи рисуют красивую картиночку, это уже высший
пилотаж. В других школах ученик может взять горсть песка, пшеницы,
рисаи т.д. и просто от руки рисовать и наделить
эту картинку ассоциативными связями. Например, я нарисовал что-то
ценное для с6ебя, а потом дарю его Вселенной. Или вот мой новый
Mercedez, и я дарю его миру миру. Не
то, что я его легко сейчас разобью при первом же повороте, а не
привязываться. Он есть, пусть он мне послужит, принесёт мне радость,
а потом легко уйдёт и послужит кому-то другому. Действительно, из
песка можно рисовать всё, что вам заблагорассудится, если вы
наделяете это неким важным смыслом. Как в древности люди рисовали
носорога, а потом протыкали его копьём, то есть, был целый ритуал,
для того, чтобы душа носорога попала в рай, то есть он нам мясо, а
мы ему счастливую загробную жизнь. На этом строилась древняя магия,
но для этого надо было рисовать зверя. Есть много ответвлений от
этой науки.
Вопрос:
Почему у меня вопрос возник, в Грузии есть традиция устраивать целые
шоу, где мастера рисуют на больших стеклянных столах мимолётные
рисунки, это всё отображается проекторами на стене….
Вадим
Запорожцев: Понятно. У нас ведь тоже делают фигуры изо
льда. Мастер делает фигуру месяц-два, а потом солнышко пригревает и
вся его работа тает. Зато сколько радости это приносит людям. Здесь
опять есть момент карма йоги. Мы часто смотрим на работу как на
неприятную необходимость. На самом деле работа – это благословение.
Любая работа – это шанс самореализоваться. Обычный
человек думает про работу как про каторгу, а человек, который
занимается долго йогой, утром встаёт и думает, что сегодня у него
будет шанс самореализоваться, шанс что-то сделать в условиях своей
работы, но самое главное за это не цепляться. Если зацепился, то как
мастер, который сделал фигуру изо льда, все радуются, потом она
начинает таять, а ему будет плохо, потому что он столько сил положил,
так старался. Если же он спокойно относится к тому, что результат
его труда исчезает, то всё в порядке.
Вопрос:
Вадим, а есть перевод слова «мандала»?
Вадим
Запорожцев:Трудно сказать, так как
есть разные варианты перевода. Санскрит – это такой язык, в котором
в первую очередь звучание, а потом написание. Поэтому тяжело
интрепретировать слова. Одна и та же вещь может быть написана
разными буквами. Чтобы прочитать слово, нужно выделить корень, а
сделать это можно по-разному. Некоторые корень «ман» относят к
процессу мышления. А можно и по-другому. Лучше всего брать перевод в
контексте.
Вопрос:
Бывает такое, что сначала есть шанс реализоваться, а потом он уходит…
Вадим Запорожцев:
Это вопрос кармы. Иногда на этой земле рождаются люди не для личного
достижения самадхи, просветления. Они этого на самом деле давно уже
достигли. А в этой жизни на своём примере помогают другим. Например,
он начал заниматься йогой, глядишь, и его сосед пьяница тоже начал
заниматься. Это хороший заразительный пример. Это вопрос того, был
ли этот шанс реальный, был ли он нужен тому именно человеку. Это
неподвластные нам вопросы, мы не знаем,с какой
целью мы сюда пришли. Может, для того, чтобы помочь многим-многим
людям, а потом раствориться в радуге. В тантрическом буддизме
считается хорошей традицией говорить йогам, лама и так далее, что
они нам нужны, чтобы они видели это. Без этого, они будут считать,
что в этом мире они больше не нужны, просветлятся и уйдут. Первые
учителя йоги, которые приезжали на запад попадали в абсолютно
смешные ситуации, почитайте жизнеописания Вивекананды, Егонанды.
Вивекананда вообще путешествовал по Дикому Западу,где жили все эти ковбои, полу-придурки, которые стреляли друг
в друга. Представьте, вы пришли читать лекции по йоге, а там кто-то
развлекается стрельбой. И ты думаешь, а нужно ли это здесь кому-то.
Поэтому, вопрос сложный.
Вопрос:
Воттакой вопрос, я вовремя выполнения одной
асаны повредил себе колено. Можно ли его вылечить?
Вадим
Запорожцев: А что врачи говорят?Ну,
что вы! В первую очередь к врачам надо обращаться, рентген сделать.
Медиками нельзя пренебрегать, раз Господь Бог их создал, значит, так
нужно.
С моей стороны может быть такой
совет, надо быть осторожным. Процесс йоги, это не процесс
скручивания себя в три погибели. Воздействуя на грубое, мы должны
воздействовать на тонкое. Если мы перенапрягаем тело, то сознание
фокусируется на физическом, а надо уходить в тонкое. Поэтому,
слишкомхорошо сделанная асана, это всё равно,
что не сделанная асана. Она в лучшем случае может дать вам растяжку,
но это не есть йога. Йога – это середина между тем, где себя
заставить, и где себе позволить. Если мы постоянно себя заставляем,
то это тупиковый вариант. Очень ценный и очень полезный, более того,
я рекомендую пройти по этому краю, чтобы почувствовать себя на коне,
приобрести уверенность в себе. Но эта крайность ещё пока никого
никуда не приводила. Стараемся делать позы, чтобы ни дай Бог ничего
не повредить. Если есть проблемы со здоровьем, то сначала
проконсультируйтесь с врачом. Хотя они за ваши деньги что угодно у
вас найдут.Я преклоняю голову перед медиками,
так как большинство действительно хороших медиков сейчас где-нибудь
в глубинке в того света людей вытаскивают. А если со здоровьем всё
хорошо, то по-тихонечку набирать время и усилие. Если уж что-то
случилось, то надо анализировать, почему . И, главное, это найти
способ как это сделать, может быть, при помощи дыхательных
упражнений.
Теперь вернёмся к аксиоматике йоги, то есть к тому, на
чём строилось это грандиозное знание йоги.
Йога – это наука, которая имеет много общего с современной наукой,
но в то же время,есть что-то , что разнит йогу
с наукой. Йога прекрасно дополняет науку, наука прекрасно дополняет
йогу. Это две разные точки зрения на одно и тоже.
Йога логична как математика, любое положение в ней
выводится, так же как мы выводим теорему из простых фактов, йога
любое своё даже самое замысловатое положение выводит из более
простых основополагающих моментов. Другое дело, что йога выше
понятия логики и на определённом этапе занятия йогой, вы выйдете за
уровень логики, то, чтобудет твориться с вами
дальше, и логикой-тоназвать нельзя. Мистическим
это назвать нельзя, мистическое – это что-то
непонятное. С другой стороны, это хорошее слово, чтобы выразить
невыразимое. Йога сначала логически доведёт вас до уровня, а потом
заставит «выбросить» логику. Но логикой пренебрегать нельзя, если мы
начнём пренебрегать логикой, то, как говорят, йоги, именно поэтому
йога и не дошла до нас в полном объёме. Представьте себе
средневековую Индию, войны, поножовщина, ей не до науки. Шло всё по
принципу, чтозапомнил, то и передал. Правильно
понимаешь, не правильно, главное, чтобы знания передал. Но благодаря
этому, мы хоть что-то имеем. К сожалению, иногда логика начинает
теряться, и это очень плохо. Поэтому, иногда возникают совершенно
бредовые интерпретации йоги. Нам следует помнить, чтойога очень логична, этодобрая наука. Всё,
что приносит зло – это не йога. Всё, что приносит вред – это не йога.
Как бы там хитрообразно всё это не объяснялось.
Иногда бывает так, что мы
знаем, что такое доброта, а что такое сверхдоброта, мы не понимаем,
а если взглянуть на всё это как бы сверху, то ты хоть и ужасаешься,
но понимаешь, что всё логично и справедливо. Поэтому, мы с вами и
рассматриваем аксиоматику.
Мы
знаем, чтоу нас есть наше Я. Наше Я непонятно
где. От нашего Я к нашему телу (у нас есть три группы тел –
физические, тонкие и причинные) тянется ниточка праны. То есть от
нашего Я тянется энергия и сознание, внутри они преломляются и затем
выходят извне. Мы с вами сидим, смотрим на этот зал, мы можем здесь
что-тосделать. Это наши энергия и сознание,
преломившись через наши Я, позволяют нам манипулировать этим
пространством. Но где наше Я, толком мы сказать не можем. Наше Я
выше понятия пространства и времени.
Ниточка, которая тянется от нашего Я к нашему телу, называется
ассоциативная связь. Что такое ассоциация
мы все имеем представление, это когда мы ассоциируем что-то одно с
другим. Ассоциативная связь вроде есть, а вроде её и нет. Если она
выстраивается, то по ней начинает течь прана, начинают идти сознание
и энергия.
Сегодня мы поговорим про аскетизм. Начнём со случая. Я,
допустим, иду по улице, вижу продаётся пиво. Я страшно люблюпить пиво. Или кока-колу, или ещё чего-нибудь. Сперва, я
увидел этот напиток, потом у меня протянулась маленькая ниточка, я
захотел его выпить, и мои сознание и энергия приклеелись. Или другой
вариант, вы заходите в ювелирный магазин, и видите удивительное
украшение, хоп, и вы уже хотите это украшение. Как это случилось?
Вы
сначала увидели, потом у образовалась связь с этим предметом. Если
кто-тоскажет, чтоникогда
её не получите, то вам тут же плохо станет. Если кто-тоскажет – «бери!», вы начнёте себя хорошо чувствовать. Почему?
Потому что от вас протянулась маленькая ниточка, ассоциативная. Она
прикрепилась к этой вещи, и в дальнейшем поведение этой вещи, как
будто бы вас резинка связывала. Она растягивается, предмет далеко от
вас, вам плохо становится, или наоборот. В результате,появляется ассоциативная связь.Как
только она возникла, по ней потекли сознание и энергия. Чтоэтозначит? К примеру, денег на покупку
понравившейся вещи у вас не оказалось, вы поехали домой, и думаете
как бы никто её не купил до меня. Вы постоянно про неё думаете. Вы
едете в метро, а от вас ниточка тянется до этой брошки. Потом с вами
может что-то случиться другое, вам звонят и говорят, что вы выиграли
миллион, и вы забыли про эту вещь. Ассоциативная связь исчезла, но
оставила свой отпечаток на причинном теле. Когда вы снова увидите
эту вещь, или вспомните про неё, она снова выстроится. Если бы вы не
увидели её, вообще, то она бы и не выстроилась.
При чём здесь энергия? Ваше внутренне умонастроение будет меняться.
Вы будете думать: «а вдруг её кто-то купит?», в душе появляются
эмоции, ваша энергия будет задействована.
Таким образом, мы становимся как бы рабами вещей. Это что-то, к чему
можем привязаться. Это простой пример. В более сложных – то же
самое, только сложнее схема. Так протягивается ассоциативная связь,
по которой начинает течь ваши сознание и энергия к этой вещи. Она
как ниточка привязывает вас. Если таких ниточек очень много, то вы
превращаетесь в Гулливера, который лежит на земле, а лилипуты
маленькими ниточками его привязали. Помните эту сказку? Ниточки
маленькие, ноих много. Вот таким образом мы
попадаемся в сеть. В сеть кармы. И эта сеть начинает нас тащить по
жизни, как сеть рыбака вытаскивает на берег рыбу. Она ведёт нас к
нашему логическому продолжению. Попадись – нас есть за что схватить.
Нас загоняют, и мы пожинаем плоды своей кармы, скажем,
отрицательной. Как только возникают ассоциативные связи, которые
тянутся во вне, мы привязываемся. Есть, правда, другой момент, вещь,
которой вы привязаны, вы начинаете контролировать. Почему? Например,
я кусок мяса, моё Я непонятно где, но оно соединено с моим телом
ассоциативной связью. Всё, оно контролирует, я могу здесь сплясать,
спеть. То есть, с которым существует ассоциативная связь,
контролирует вас, но с другой стороны и вы на него влияете. И, так
или иначе, вы делаете всё возможное, и вещь к вам попадает.
Есть такая аксиома в йоге – всё, чего вы хотите, исполнится, любые
ваши желания исполнятся, вопрос только когда. И третий вопрос, когда
они исполнятся, захотите ли вы их. Потому что как только мы получаем
то, что мы страшно хотели, нам тут же перестаёт это хотеться. Более
того, мы начинаем это отпихивать, нет, нам это не надо.
Ассоциативная связь ниточкой протянулась до желаемого объекта,
только когда притянет – это вопрос времени, вашей силы, насколько
сильно вы этого хотите. Ассоциативные связи тоже бывают разные.
Таким образом, мы становимся заложниками своих желаний. Как к этому
относится? Хорошо. Если бы не было желаний, мы бы ещё оставались
животными. Другое дело, что желания надо придумывать правильные,
грамотные.
Всё, что я вам сейчас рассказал, возникло не сейчас, 1000 лет назад
было то же самое. Поэтому, появились аскеты. Человек уходил в
удалённые места для аскетизма, где всячески себя изнурял. Йогу делал
через боль. Малейшее желание и он его принудительно рвал. Поесть –
нет, попить – нет, за ухом почесаться – нет. Руку поднимал, и весь
день так стоял. Сложный механизм ассоциативных связей заставлял
упустить, а он всё равно стоял с поднятой рукой. То есть, возникает
желание и рвётся. Ассоциативные связи – это водопровод. От нашего
тела до нашего Я широкая труба, много сознания и энергии. Есть
правда маленькие трубочки, на всякие мелкие желания. Вот вы
начинаете эти трубочки сознательно рвать, не давая сознанию и
энергии утекать. В результате, сознание и энергия не тратятся. И вас
начинает раздувать от сознания и энергии, вы получаете могущество.
Вот вы набрали энергию и сознание, и всё-таки решили какую-то вещь
получить. В древней Индии, была такая традиция, что тот сын, который
оказался обделённым престолом, уходил в пустыню, аскетическими
подвигами набирать энергию, чтобы потом вернуть
себе трон. Его желание – это мощнейшая ассоциативная связь, которая
всё громит на своём пути. На этом работает аскетизм.
Если мы хотим чего-то достичь, а нам не хватает сил, то должны
накопить энергию,как если бы мы копили деньги
на покупку чего-либо. В сексуальных практиках мы накапливаем оджас,
в других – тапас, аскетическая практика, переводится как «сжигаемый
страстями». У меня накапливается много чего-то, как только у меня
появляется цель, я направляю это чего-то на её исполнение, я тут же
этого добиваюсь. Почему? Потому, чтоспособность
творить у нас от Абсолюта. Сил поменьше в себе чувствуем, но как
только набираем, тут же способны свершить многое. На этом построены
практики аскетизма.
К
сожалению, всё у нас доводится до маргинализма. В том числе и
практика аскетизма была доведена до чудовищного маргинализма, хотя
изначально было очень дееспособна и очень ценилась в своё время.
Имеет смысл ею пользоваться время от времени.
Понятно, что потом практика стала ради практики. Уважение к
человеку, который полжизни простоял с рукой, вытянутой вверх. Все
начинают перед ним преклоняться. Как только йогин видит, что перед
ним преклоняются, его силы уходят. Вот такой тапасон не на публику. Тут же часть накопленной энергии теряется.
Кстати, возвращаясь к хатха йоге, у меня есть такой пунктик, я ведь
тоже самодур, я терпеть не могу, когда на рекламных плакатах
изображают сложные позы в йоге. Я сам могу стоять на голове, держа
ноги в позе лотоса. Иногда можно блеснуть, но Боже упаси в рекламе
для людей, которые никогда не сталкивались с йогой. Это их отпугнёт.
Это скорее похоже на экстремал. С другой стороны, если мы слишком
усиленно занимаемся йогой, то у нас появляется внутренняя гордыня.
Это очень хорошая гордость, но не на публику. Это лишнее. Таким
образом, вы теряете свой тапас, свою аскетическую энергию на
мимолётное преклонение. Это опасная составляющая аскетизма. Мы
ловимся на гордость, человек становится очень сухим, властным,
скрепуче-директивным. Я сам такой был и, наверное, до сих пор
остаюсь. Всех построить и чтобы шеренгой в йогу пришли. Вот такие
нотки у человека начинают появляться. Позитивная сторона аскетизма,
в том, что накопленную энергию можно тратить,
как заблагорассудится. Это очень ценно. Если вы встречаетесь в своей
жизни с ситуацией, которую вы не можете решить, то подержите себя в
узде немного, накопите сил, ведите здоровый образ жизни. В
результате, вырабатывается внутренняя энергия. Иногда это помогает,
иногда нет, зависит от кармы.
Боже вас упаси, ударится только в аскетизм. Это путь в никуда. Но
разумный аскетизм позволит решить огромное количество проблем,
которые до этого решить было невозможно.
Ещё раз напомню теоритические положения аскетизма:
-
сознание и энергия от нашего Я преломляются, входят в наше тело,
затем выходят из нас в виде ассоциативных связей;
-
как только ассоциативная связь прочерчена, сознание и энергия
начинают течь по ней, всё должно быть так, как мы хотим; если же эта
нить рвётся принудительно и мы не получаем того, чего хотим, то у
нас остаётся не реализованное желание
-самое опасное нереализованное желание – это сексуальное
желание; секс тоже можно использовать для аскетизма, секс – это
понятие жизни и смерти, это понятие продолжения рода, Вселенная не
любит, когда кто-то выступает против продолжения рода, как только мы
подавляем секс, Вселенная воспринимает это как попытку прекратить
человеческий род. С сексом шутки плохи.
-
если ассоциативная связь реализовалась, то она исчезает, если она
была порвана, то это принудительный аскетизм. И потом любое не
реализованное желание становится навязчивой идеей. Например, в
детстве недополучили чего-то, и потом это становится навязчивой
идеей на всю жизнь.
Мы
должны понимать, что если мы сознательно рвём – это одно, если
кто-то за нас рвёт – это другое. Если же такие вещи были, то в любом
не реализованном желании заложена, что называется, бомба
замедленного действия. В Йога Сутрах Патанждали говорится о том, что
это отпечатки, бессознательныевпечатления. Если
мы сознательно отпускаем сознание и энергию, то мы набираем
потенциал. Самое разумное, это найти баланс в своей жизни между
аскетизмом и наслаждением. Если вы найдёте тот баланс, вы пойдёте по
йоге, еслиуйдёте в сторону аскетизма или
чистого наслаждения - это тупик. Найти баланс-
это пойти по главной дороге, если свернётев ту
или другую сторону, будет плохо. Если будете испытывать наслаждение
и только наслаждение, то энергия будет тратиться, но не восполняться.
Надо либо увеличить приток этой энергии, либо уменьшить трату этой
энергии. Как увеличить приток энергии, этому как раз учит йога. Даже
если этого мало, то можно сократить потери.
Вопрос:
Как осуществлять практику аскетизма, живя в социуме? Как можно
пресекать желания в самом начале их возникновения, те, которые
забирают слишком много энергии?
Вадим
Запорожцев: Иногда нам кажется, что
то или иное желание нам не нужно, не всегда всё так очевидно. Бывает
так, что в мелочи мы выигрываем, а в чём-то
большом проигрываем. Типичная ситуация, человек решил поголодать.
Голодает, голодает, плохо ему уже становится, он приходит на работу
и срывается на сотрудниках. То есть, вроде бы голодание и приносит
пользу, а с другой стороны возникает волна негатива. Если на то
пошло, как только вы почувствовали, что ваше внимание зацепилось
за что-то, знайте, что образовалась ассоциативная связь. За день
может быть миллиард возможностей,
Вопрос:
Главное сохранить какую-то осознанность?
Вадим
Запорожцев: По-разному можно. Можно идти по улице и
медитировать на Шри янтру, только так, чтобы в стол не врезаться.
Можно мантру повторять, это некое думание, которое спасает от
ассоциативных связей. Если мы погружены в какие-то свои практики, томы не попадёмся. Обычно серьёзные учёные погружены в свои
мысли, в работу, они ничего не замечают, забывают поесть,
это их спасает.
Есть другой способ, для любителей приключений. Дать ей возникнуть, а
потом сознательно её вытащить. Это высший пилотаж. При этом у нас
должен быть опыт сознательного отказа от желаний. Для чего это надо?
Когда мы капнём причинное тело,когда будут
возникать беспричинные метания, а причинное тело это бич всего
цивилизованного человечества, когда мы сможем вытаскивать желание из
его реализации, сможем, как бы играть с желанием, исполнять желания
через раз. В этом ларьке пиво не куплю, а в следующем куплю, по
чётным дням не пью, пью по нечётным.
Мне кстати не везёт с продавщицами, они меня не любят, как только в
магазинзахожу, они сразу начинают считать меня
гадом, может, физиономия такая наглая, у меня с ними начинаются
притирки, спорить начинаем, я сам завожусь. Но если мне удаётся
как-то себя сдержать, внутри всё клокочет сначала, потом
успокаивается, и эта не вырвавшаяся энергия возвращается ко мне,
потому что я не дал ей вырваться. Иногда на хамство надо тоже
адекватно реагировать.
Ещёможно
попробовать переключить внимание на что-то другое. Например,
маленький ребёнок плачет, хочет игрушку, ему бесполезно говорить,
что она ему не нужна. Мама рассказывала, что в детстве я хотел
двигатель от моторной лодки. Зато меня можно было отвлечь, показать
что-то другое, картинка этого мотора уплывала, лишь бы второй раз я
её не увидел. У всех по-разному, кто-то раз и в книжку, туда
переключает внимание, кто-то переключается на компьютерные игры, у
него проблемы, а он к компьютеру бежит. Его энергия и сознание
отвлекаются от желания или проблемы