► Главная

Вадим Запорожцев

Йога в вопросах и ответах

Йога расписание :

▪ Занятия йогой

▪ Семинары по йоге

▪ Ретриты по йоге

▪ Лекции по йоге

Как нас найти

Преподавать йогу

Книги и тексты по йоге

Аудио по йоге :

▪ Мантры

▪ Аудиокниги по йоге

▪ Английский язык для йоги

Фильмы по йоге :

▪ Хатха Йога Самоучитель

▪ Крия Йога Самоучитель

▪ Кундалини Мантра Йога

Йога галерея

Архив лекций и семинаров по йоге (аудио, видео, текст)

Йога радио

Йога подкаст

Йога форум

Где все купить

 

► Виды йоги :

▪ Хатха йога

▪ Крия йога

▪ Мантра йога

▪ Пранаяма йога

▪ Медитация и йога

▪ Кундалини йога

▪ Карма йога

▪ Джнана йога

▪ Янтра йога

▪ Раджа йога

▪ Бхакти йога

▪ Йога сновидений

▪ Йога преподавания

▪ Лайя йога

▪ Ньяса йога

▪ Нада йога

▪ Йога Сутры Патанджали

▪ Йога Шива Самхита

▪ Йога Ананда Лахари

▪ Йога Союза

▪ Тантра Йога

▪ Йога Влюбленности

▪ Образ жизни йогов

 

 

 

 

Требования к будущим студентам. Часть 1-я.


2. Автор: Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2009.02.07 Культурный центр «Просветление».


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Сергеем Чикановым, Натальей Тимониной


8. Текст отредактирован: Натальей Тимониной


9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.


12. Где бесплатно скачать текстовый файл:


13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2009_02_07_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam_web,размер 25мб

128кб/с,2009_02_07_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam,размер 98мб 

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

1 часть

FLV,2009_02_07_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam_p1,размер 127мб

2 часть

FLV,2009_02_07_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam_p2,размер 127мб

3 часть

FLV,2009_02_07_kpc_lec_trebovaniya_k_bud_studentam_p3,размер 3мб

Всё наше видео (за редким исключение) храниться в формате «flash video» для того что бы у вас не возникло проблем с просмотром если вы скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать специальную программу для просмотра подобных файлов

Нажмите здесь чтобы скачать программу для просмотра flash video

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

Аудио:


Видео:

Часть 1-ая


Часть 2-ая


Часть 3-ья


16. Основной текст лекции.

Требования к будущим преподавателям.

 

Итак, сегодня 7 февраля 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в культурном центре «Просветление» в городе Москве, возле метро «Новослободская». И это у нас лекции для Открытого Йога Университета. Для архива вся информация на наших сайтах: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

Сегодня мы с вами будем рассматривать такую тему, которая посвящена что такое Открытый Йога Университет, как в него поступить, как учиться в нем и какие требования необходимо соблюдать будущим студентам для того, чтобы быть зачисленными. Т.е. все по порядку рассмотрим.

 

Итак, самое первое, что такое Открытый Йога Университет, для чего он был создан, кем, что он из себя представляет?

 

Для того, чтобы лучше ответить на этот вопрос следует сказать несколько таких дополнительных замечаний. К сожалению, это некая такая констатация фактов и заключается она в том, что знание йоги исчезает. Древнее знание йоги стремительно исчезает. Причем год за годом, десятилетие за десятилетием все труднее и труднее найти квалифицированных учителей йоги. Все труднее и труднее разобраться в истинном смысле этого учения. Все труднее и труднее понять практики в йоге. Тут конечно может прозвучать контраргумент: как же так, йога исчезает, ведь с каждым годом печатается огромнейшее количество книг по йоге, издаются журналы, самой разной направленности в йоге, множество школ йоги, сейчас йога преподается чуть ли не во всех фитнес клубах. Как раз создается скорее обратное впечатление, что йога процветает, что йога идет вширь, что все как раз наоборот даже очень благополучно с йогой. Но к такому выводу может прийти только лишь человек не искушенный, тот человек, кто не может сравнивать.

Действительно огромное количество всякого рода материалов, текстов по йоге, предложений занятий йогой, оно ширится, но, к сожалению, это увеличение количества идет с резким ухудшением качества. Даже более того, не то, что с резким ухудшением качества, а иногда с полным отсутствием качества. Где, по сути, от йоги остается только лишь слово йога, а не само это учение. Поэтому не стоит попадаться на вот эти, очевидные на первый взгляд, показатели того, что у йоги идут дела замечательно. Это еще раз, иллюзия. К сожалению, зачастую под учением йоги даются какие-то другие учения, собственно говоря, к йоге не имеющие отношения. Или наиболее частый такой вариант, это когда, действительно, какие-то элементы йоги присутствуют, но перемешанные совершенно с другими какими-то концептуальными взглядами, философиями, отношениями к жизни и т.д. и т.п.

Возникает вопрос: Собственно говоря, а как отличить йогу от не йоги? Тут же он возникает. Ответить на него и просто, и сложно. Просто, потому что есть до некоторой степени формальное определение йоги. Итак, что же такое йога? Так вот наиболее мягкое и  наиболее всеобъемлющее определение йоги, это следующее: Йога – это наука самопознания. Т.е. не религия, не раздел медицины, который занимается излечением болезней, не какой-то комплекс упражнений, который позволяет сделать хорошую красивую фигуру или развить интеллектуальные способности. Нет. Все эти вещи в йоге как бесплатное приложение. Цель йоги – это самопознание. И человек, занимающийся самопознанием, рано или поздно действительно открывает некоторые внутренние секреты, приобретает какой-то интуитивный опыт. И использует это действительно для того, чтобы и поддерживать здоровье, иногда излечивать некоторые болезни, хотя йога всегда призывает, что если есть хоть малейшие заболевания – в первую очередь надо обращаться к врачам. И развивает интеллектуальные способности и делает красивую фигуру – все это, безусловно, есть в йоге, но это не является ни целью йоги, ни основными задачами йоги. Цель и задача йоги – это самопознание. Но самопознание самопознанию рознь. Т.е. есть совершенно разные системы самопознания, так вот при этом добавляется, что йога может называться лишь та система самопознания, в которой жестко соблюдаются два принципа или два первых принципа йоги. Первый принцип – это не причинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Второй принцип – это не разменивание своей жизни по мелочам, а тратить только всю свою энергию, направлять свое сознание на выбранные цели и отбрасывать все второстепенные дела, как ненужные. Причем цели эти, на которые йога призывает тратить свои силы, это не обязательно цель в йоге, хотя если мы подразумеваем в более узком смысле этого слова, то и в йоге тоже. Но это некий такой образ жизни, что ли, при самопознании. Наметил цель – достигай. Наметил – достигай. В дальнейшем мы еще подробнее поговорим об этих двух принципах.

Но сейчас мы вернемся к тому положению, с которого начали. Йога стремительно исчезает и по сути дела под йогой сейчас называются самые разные учения, которые вовсе и не претендуют на то, чтобы заниматься самопознанием. Просто это даже не входит в круг интересов. И более того совершенно не следуют этим первым двум принципам. Так вот, если вот такой формальный применить подход, значительная часть вот из того материала, который плодится и размножается по всему земному шару и который называется йогой, на поверку оказывается вовсе не йогой, но какими-то иногда интересными, иногда забавными, иногда совсем даже не привлекательными системами.

Другая составная часть этого вопроса, отвечающего на то, что йога исчезает, заключена в том, что даже в тех источниках, в тех книгах, в тех журналах или в тех школах йоги, как правило, используется очень узкий набор неких таких основополагающих текстов или поучений йоги. Два-три первоисточника, которые более или менее все прочитали, а в дальнейшем каждый стремиться сделать на них свой собственный комментарий.  Причем комментарии эти иногда диаметрально противоположные по смыслу. Т.е. даже вроде и первоисточник есть, даже вроде бы и все формальные моменты соблюдены, но, тем не менее, это тоже не йога, а это какая-то более или менее современная интерпретация. Поэтому еще одна большая часть той литературы, тех всякого рода обучающих фильмов еще срезается. В лучшем случае мы имеем дело с личными опытами, которые люди в современном мире получили, занимаясь йогой. Т.е. человек, действительно, начал заниматься системой этой самопознания с применением двух этих первых принципов и действительно где-то понял, где-то, может быть, даже переоткрыл то древнейшее знание йоги, в общем-то, которое и надо было изучать. Вот это наиболее ценная часть из того многообразия информации, с которой мы можем сейчас столкнуться.

Но в это же самое время огромное количество других источников йоги до сих пор остаются невостребованными. Это и древние трактаты, это и какие-то другие способы передачи йоговской информации. Напомню, что некоторые моменты передавались, скажем, через барельефные изображения или через произведения искусства. Т.е. это некий такой невербальный способ передачи знания. Так вот, огромное количество тех же манускриптов до сих пор не переведено ни на русский язык, ни на европейские языки. А те немногочисленные, которые переведены, они не поняты. Потому что для того, чтобы понять тот или иной текст, надо знать культурную среду, когда он был записан, иначе просто некоторых терминов нельзя понять.

 И надо сказать, что такая ситуация, она была достаточно давно. Нельзя сказать, что эта ситуация сложилась только в течение последних там десятилетий. Но вот что отличает последние десятилетия от всех предыдущих эпох? Это то, что в Индии и странах Востока, где была йога, начал стремительно изменяться образ жизни людей. Даже из курса истории, вы помните, что под словом Индия понималась территория, которая сейчас разбита на два государства: Индия и Пакистан. Более того, иногда в разные периоды времени в эту территорию входили другие сейчас уже суверенные страны. Поэтому нельзя сказать, что йога только в Индии. Следы йоги вы можете найти даже в Афганистане. Но, безусловно, не в плане того, что кто-то там ее практикует. Потому что сейчас там, как вы знаете, война. Но в плане каких-то там древних артефактов и т.д. и т.п. Та же самая ситуация с Тибетом. Юго-Восточная Азия тоже имеет след такого серьезного влияния йоги. Так вот, сейчас в этих странах очень быстро изменяется образ жизни. Быстрее, чем за последние несколько столетий. И, в общем-то, это играет роковую роль в деле сохранения йоги. Фактически учитель не может найти ученика. Все настолько быстро меняется, настолько меняются приоритеты, допустим, у молодежи у той же, которая не хочет нести эти патриархальные традиции. В результате идет слом и действительно последние островки или оазисы, где это знание хранилось, они начинают исчезать. Вот, к сожалению, такая совершенно безрадостная картина. Еще раз я хочу подчеркнуть, что исчезают настолько серьезные техники, настолько серьезные практики, настолько серьезные поучения, что по сравнению с которыми все, что мы, в общем-то, сейчас уже знаем, ну, это всего лишь часть.

 

Ну, и теперь переходим мы к Открытому Йога Университету. Именно для этих целей и был создан Открытый Йога Университет, чтобы сохранить это культурное наследие. Чтобы стать тем мостом культурным, который бы соединил и помог перенести древнее знание йоги в настоящее время и помочь этому знанию адаптироваться.

Что я имею в виду под словом адаптироваться? Йога на самом деле универсальное учение. Оно прекрасно себя чувствует в самых разных странах, с самыми разными культурными образами жизни. Боле того, в самые разные эпохи йога совершенно естественно могла приспособиться под те или иные реалии. Но это, когда мы говорим собственно о сути йоги, о сути этого учения.

Но любое учение всегда излагается в разных странах и в разные эпохи с теми или иными акцентами, с теми или иными примерами, какими-то житейскими ситуациями, которые приводятся в качестве иллюстрации действия тех или иных упражнений йоги. Так вот, если бездумно переносить вот эту букву йоги, в которой, безусловно, содержится и дух йоги, на европейскую почву, на нашу Западную почву, то, к сожалению, за частую от этого бывает больше проблем и недопонимания, чем пользы. Слепое копирование и воспроизведение тех условий, в которых  йога хранилась, скажем, все эти столетия. Так вот слепое копирование сейчас в Западной среде вещь заведомо тупиковая и заведомо провальная.

К сожалению, это не какое-то гипотетическое положение, это опытный факт. Если вы начнете отслеживать систему, как вот все попытки перенести древнее знание йоги на Запад, ну, скажем в первую очередь в Америку, наиболее в 20-ом веке экономически развитую страну, то из 100 попыток выживали одна-две. И приходилось делать колоссальную работу, чтобы адаптировать это древнее знание для Западного менталитета.

Так вот, прямой перенос этого знания на Западную почву не эффективен, он просто не работает. Условия жизни, какие-то культурные моменты и особенности людей на Западе все-таки они разительно отличаются от этих моментов на Востоке в той же Индии, разительно. Так вот, возникла такая очень жесткая цель, что чтобы собрать людей, которые с одной стороны вели бы в полнее современный образ жизни, т.е. были бы полноправными представителями Западной цивилизации, с другой стороны, досконально, глубинно, всеобъемлюще разбирались в этом древнейшем знании йоги. Т.е. такие люди, которые как бы одной ногой стояли в древней традиции йоги, в древней, истинной, не замутненной, а другой нагой были в полнее нормальные, цивилизованные, современные люди, которые вели бы обычный образ жизни, такой, какой ведут, в общем-то, все остальные. Вот именно для этих целей был создан Открытый Йога Университет, чтобы воспитывать таких людей. Еще раз, не каких-либо таких вот людей фанатиков, целиком которые погружаются в этот Восточный образ жизни. К сожалению, эти попытки я очень часто наблюдаю, там вплоть до того, что начинают копировать индийский стиль одежды, разговора, образа жизни, какие-то такие гастрономические свои предпочтение и прочее-прочее. Нет, нам нужны обычные люди, обычные вменяемые люди. И наша задача, действительно научить их древнему знанию йоги.

Вот, собственно говоря, для этих целей был создан Открытый Йога Университет. Еще раз, я хочу подчеркнуть, что по нашему мнению все другие формы сохранения древнего знания йоги, не жизнеспособны. Ну, не сможете вы воссоздать там какой-нибудь монастырь по образцу Индии средневековья где-нибудь в Подмосковье и загнать туда вменяемых людей, не сможете. Найдутся, конечно, найдутся любители такой экзотики, может быть даже какой-то процент и будет их. Но в деле спасения йоги, они не сыграют ни какой роли. И самое обидное, в этом нет никакой необходимости. Потому что древнее знание йоги не предполагало какой-либо определенной, назовем его индусский, образ жизни. Т.е. знание йоги в этом смысле не привязано к образу жизни. Так зачем же копировать то, чего нет необходимости копировать.

С другой же стороны нужны люди, которые действительно бы глубоко разобрались в этом древнем учении, а не так как сейчас зачастую многие, ну, с позволения сказать, инструктора йоги, ну, они не квалифицированны. Они просто не квалифицированны. И отсюда идут все эти многочисленные перекосы в йоге, когда вдруг заявляют, что йога что-то лечит. Йога, друзья ничего не лечит. Для лечения в той же средневековой Индии была совсем другая наука. Вот отголосок той науки сейчас называется, скажем, Аюрведа. Йога – это система самопознания. Так вот, нужны люди, которые действительно не на уровне таком не серьезном изучили йогу. Вроде бы йогу даже преподают, вроде бы даже йогу и знают. А нужны люди, которые досконально разобрались в этом предмете, причем разобрались не на уровне рассуждений. Рассуждать по поводу философий йоги, ну, строго говоря, можно научить даже попугая.

Необходимы люди, которые могли бы практически доносить йогу для всех желающих. Т.е. чтобы эти люди могли проводить занятия по йоге. Могли как-то разбираться в том гигантском интеллектуальном багаже, который оставила нам йога с древнейших времен. Еще раз, и в то же самое время вели бы в полнее современный образ жизни. Вот это вот основная идея. Отсюда же, конечно же, и цель Открытого Йога Университета - это искать таких людей: искренних, смелых, состоявшихся, самодостаточных где-то, которые, в общем-то, найдут в себе силу и мужество нести это учение дальше. Почему? Потому что это сопряжено с большим количеством трудностей, с большим количеством проблем, которые приходится решать. Причем несли это учение не на уровне абстрактных рассуждений или абстрактной философии, что конечно тоже полезно, но на самом деле не эффективно. А на уровне вести практические занятия по йоге. Т.е. нам нужны те люди в Открытом Йога Университете, которые бы смогли стать инструкторами, преподавателями йоги и действительно квалифицированно распространять йогу и тем самым не дать йоге исчезнуть и умереть. Это первоочередная задача Открытого Йога Университета.

Ну, другая задача Открытого Йога Университета – это просто распространять знания йоги для всех желающих. Ну, если человек просто заинтересовался йогой, пришел изучать те или иные вопросы йоги для себя лично, то мы также стараемся помочь таким людям. Но разница между этой первой группой и второй, в общем-то, существенна. Первые к нам приходят для того, чтобы изучать йогу, чтобы нести ее людям дальше. Вторые приходят, чтобы изучать йогу для себя лично. Как вы понимаете, самый большой акцент и самое большое внимание мы уделяем первой группе. А вторая группа всех тех, кто учится в Открытом Йога Университете, попадает под категорию вольных слушателей, которые не в чем не обязаны следовать каким-то нашим рекомендациям, а берут от нас только то, что считают нужным или необходимым. Еще раз, знания йоги принадлежат всему человечеству. И каждый имеет вполне законное право познать это учение. Но с другой стороны цель Открытого Йога Университета – это в первую очередь готовить преподавателей йоги, а только лишь потом, по остаточному, я еще раз подчеркну, принципу, вот распространять йогу для всех остальных. Почему? Ответ на этот вопрос во втором принципе йоги – принцип эффективности. Т.е. если есть возможность обучить одного инструктора, который в дальнейшем пропустит через свои занятия тысячи и тысячи других простых людей. То мы в первую очередь будем тратить свои время и силы на подготовку именно такого инструктора. А если же приходят к нам просто люди решить какие-то свои проблемы. Ведь у людей много проблем. И йога это прекрасная такая система, которая их решает. Но, к сожалению, мы можем уделить этим людям внимание только лишь тогда, когда получается.

 

Так вот, теперь несколько слов о том, что же из себя представляет Открытый Йога Университет и какие йоги здесь преподаются? Как он устроен? За счет чего он живет, функционирует? Как здесь проходит все обучение?

За основу той традиции йоги, которой придерживается Открытый Йога Университет, нами выбрана традиция школы йоги Анандасвами. Только лишь по одной причине, что большинство из организаторов университета сами принадлежат этой традиции. Это не значит, что нет других традиций в йоге, и что они более худшие или более лучшие. Нет, ну, вот так получилось. Соответственно все йоги, которые изучаются в Открытом Йога Университете, они имеют этот известный отпечаток или  известное влияние традиции школы йоги Анандасвами. Хотя по своей сути, если анализировать что это за традиции – это самая обычная классическая йога. Т.е. вот основы самой обычной классической йоги.

 Но у йоги много всяких направлений, хотя это действительно единое учение, единая система самопознания, но подходов вот в этом методе самопознания есть много, они разные. Собственно говоря, столько же, сколько проявлений человека, столько же и разных видов йоги. В Открытом Йога Университете, так или иначе, преподаются более двух десятков разных йог. Почему я не называю более точную цифру? Только лишь по одной причине, что иногда в некоторых обстоятельствах некоторые разделы считаются одной йогой, а в других обстоятельствах считаются разными йогами. Но это уже тонкости в классификации если угодно. Так вот, более двух десятков йог известно, но мы в Открытом Йога Университете реалисты, мы прекрасно понимаем, что мы не в состоянии подготовить специалиста, который одновременно разбирался бы во всех этих двух десятках йог на том уровне, чтобы мог спокойно преподавать то одну, то другую, то третью. Почему? Потому что на подготовку такого бы специалиста ушли бы десятилетия, а йога стремительно исчезает уже сейчас. И надо достаточно делать быстрые серьезные шаги прямо сейчас. Поэтому у нас очень жесткие рамки обучения. Обучение длится всего лишь 4 года. Что, в общем-то, по Восточным меркам достаточно скромный период. И в течение этих 4 лет каждый студент должен в обязательном порядке изучить и уметь преподавать некие базовые йоги: Хатха йогу, Крия йогу, Пранаяма йогу и Мантра йогу. Это тот остов, это тот фундамент без которого, в общем-то, дальше не сдвинуться и ничего не построить. Так вот, каждый в обязательном порядке должен изучить эти 4 йоги на уровне, чтобы самостоятельно такой человек мог вести квалифицированные занятия. Все остальные йоги, безусловно, изучаются, но изучаются на таком уровне ознакомительном. Но каждый из студентов должен затем выбрать 2-3 йоги из этих вот оставшихся видов йог для своей специализации. У каждого из студентов есть свои какие-то предпочтения. Кто-то творческая натура, кто-то больше склонен к точным наукам, кто-то склонен к каким-то проявлением организационных каких-то способностей. На самом деле и йоги есть самые разные с разными акцентами, на разные потребности или на разные проявления неких способностей у учеников. Так вот, каждый студент выбирает себе 2-3 именно своих направления и уже углубленно их изучает. Чтобы также по этим 2-3 направлениям он стал вполне квалифицированным специалистом и также мог проводить занятия по йоге, семинары, лекции читать, ретриты проводить – в общем, весь объем весь спектр тех действий, которые помогают сохранить йогу и предать ее всем желающим. Таким образом, покрываются фактически все йоги и это гарантия того, что они не исчезнут. Еще раз, я сказал, что обучение длится 4 года. Первая его часть посвящена тому, чтобы изучать базовые йоги, а вот вторая часть, чтобы уже заняться более узкой специализацией.

 

Теперь следующий вопрос. После развала Советского Союза ничего не осталось в нашей стране бесплатно. Т.е. непонятная вот даже ситуация, то ли у нас капитализм, то ли у нас социализм, то ли все самое худшее, что было при социализме плюс все самое худшее, что есть при капитализме. В общем ситуация непонятная и в общем-то это был бы такой риторическое рассуждение, но любой организации, любому учреждению или любому вот такому образованию как Открытый Йога Университет надо как-то существовать. Опять же подготовка студентов – вещь очень долгая, связана с большим количеством самых разных организационных задач. Еще раз подчеркну, что в этом мире победившего капитализма, все понимают только наличные, что, конечно же, очень затрудняет нашу работу. Но так сложилось и я надеюсь, чтобы, дай Бог, это и продолжалось  и впредь, что сейчас, пока мы имеем возможность готовить преподавателей йоги за счет той спонсорской помощи, которую нам оказывают наши российские спонсоры. Ну, это не секрет, это, как правило, те люди, которые сами когда-то обучались йоги и теперь вот таким образом не прямо, а косвенно поддерживают йогу. Иначе, конечно, очень бы с трудом мы могли бы арендовать помещение или там какие-то решать другие организационные вопросы. Насколько, безусловно, эта продлиться ситуация, как вы понимаете, никто не знает, так как вселенная на то она и вселенная, что она не запрограммирована, во многом мы сами творцы своего будущего. Я надеюсь, что это будет продолжаться и впредь. Но если же нет, то, конечно же, это добавит нам серьезных трудностей, серьезной головной боли.

 

Теперь дальше, следующий момент, который необходимо осветить на Открытом Йога Университете – это вопрос, собственно говоря, а откуда у нас студенты? Кто у нас учиться? Кто эти люди? Откуда они взялись? Откуда мы их набираем? И здесь я конечно должен немножко с вами пооткровенничать в том плане, что это одна из самых больших головных болей Открытого Йога Университета. Знаете в очень больших уважаемых компаниях, которые работают в бизнесе, есть такие должности, есть такие позиции, такие вакансии, позиции на которых всегда открыты. Как правило, это менеджеры очень высокого звена, такого умеющего принимать решения. В любое время года или спадов или подъемов той же экономики такой человек всегда востребован. Есть другие позиции, где таких специалистов более чем достаточно и идет какой-то там уже более конкурс, выбор. Так вот, если сказать честно и откровенно, у нас очень жесткая нехватка таких сильных, смелых, волевых, состоявшихся людей. Поэтому мы всегда открыты для набора, 365 дней в году. Почему? Потому что те, кто нам нужны, должны отвечать очень высоким требованиям. Еще раз хочу сказать, это наша головная боль, осуществить это крайне тяжело. Почему? Потому что иногда нужные люди к нам по каким-то, уж не знаю, кармическим причинам  до нас не доходят. А люди, которые идут в йогу из-за каких-то своих эгоистических соображений или которые, ну, в общем-то, не дотягивают еще до статуса преподавателя йоги или инструктора йоги. Ну, в общем-то, они не особо и нужны. По этой причине, конечно же, приходится делать достаточно серьезный отсев и серьезный отбор. Правда надо сказать, что иногда, даже если человек нам подходит, но какие-то там другие условия у него не складываются, он не может к нам попасть. И отсев, и отбор этот осуществляется по следующим критериям. Человек, безусловно, должен суметь сдать некие тесты, ну и, безусловно, мы всегда проводим некое собеседование с претендентом, чтобы в личном живом контакте понять, что из себя представляет человек. Я хочу сразу сказать, что тесты эти не какие-либо специальные тесты, там, по тому, чтобы проверит знания тонкостей йоги. Нет, это скорее тесты, я прошу прощения, на вменяемость, на некую коммуникабельность, на некую обучаемость человека, на какую-то открытость, если угодно, характера. Потому что нам с ним работать, нам с ним общаться. Тем более, что йоге мы здесь и сами учим, поэтому. Причем учим с нуля, в независимости от того на каком уровне приходит к нам человек. Это у нас правило, очень жесткое правило и чуть попозже я коснусь его. Поэтому особо тестировать, что человек знает в йоге или чего не знает. Или еще хуже, тестировать, как он гнется, а как он не может себя согнуть, потому что некоторые претенденты думают, что у нас здесь цирковое училище. Безусловно, этого нет.

Так вот, это тесты, они скорее общего такого характера, чтобы удостовериться, во-первых, в известных качествах претендента, во-вторых, что сам претендент понимает, куда он идет учиться, что его ждет, какие условия, чтобы он не терял свое время, ну, и мы тоже не разбрасывались, не распылялись вот так понапрасну. Т.е. вот акцент именно на это тестирование и на эти собеседования идет.

 

Ну, теперь несколько слов про другую нашу задачу – это обучение йоги всех желающих, т.е. это те, кто не являются нашими непосредственными студентами, очными либо заочными, предполагаются, в общем-то, разные формы. Потому что известное число наших студентов не проживают в Москве и как-то приходится с ними организовывать вот этот процесс обучения дистанционно. Так вот, все другие люди, которые просто для себя решили хоть что-то почерпнуть из йогиа, попадают в нашу категорию вольных слушателей. Т.е. это те люди, которые могут приходить к нам на семинары, на лекции, на занятия, проходить ретриты по йоге. И никаких обязательств с их стороны или никаких так сказать ограничений или какого-то влияния с нашей стороны на них не было, нет и быть не может. И если у нас есть хотя бы малейшая возможность вот таким образом охватить как можно больше людей – мы это делаем. В значительно степени нам сейчас в этом стал помогать, безусловно, интернет, где мы выкладываем практически все, что у нас есть. Но друзья, такое количество материала, что, я боюсь, мы еще лет десять выкладывать будем. Т.е. вот как только у нас та или иная тема более или менее прилизана, освещена, адаптирована, мы тут же распространяем ее через интернет, причем на самых свободных условиях. Т.е. каждый имеет право использовать эту информацию или эти все знания йоги так, как он считает нужным. Т.е. боже упаси какие-либо копирайты или какое-нибудь свое право собственности на интеллектуальное знание йоги, конечно же, нам это и в страшном сне не снилось. Но, еще раз, это удается делать по остаточному принципу. Более того, это является некой такой нагрузкой для каждого из наших студентов именно подготовить хотя бы какую-то порцию вот этих знаний и распространять, в первую очередь, еще раз, через интернет. Но настолько, насколько это не мешает учебному процессу и нашей первой задаче – подготовке преподавателей йоги.

 

Теперь другой вопрос. Собственно, а как учебный процесс проходит? Еще раз, мы достаточно серьезно ограничены в своих финансовых возможностях, мы не можем, допустим, как Московский Государственный Университет обучать людей с отрывом от производства, т.е. когда студенты занимаются только тем, что учатся. Мы себе этого позволить не можем, мы не можем позволить себе выплачивать стипендии студентам или обеспечивать их какой-либо работой на время обучения, ну, нет у нас просто этой возможности. Поэтому обучение идет, как бы его назвали раньше, без отрыва от производства. Как правило, все студенты у нас где-либо еще работают или учатся, параллельно совмещая это с работой или учебой у нас. Обучение идет в формате лекций. Лекций открытые, т.е. для всех желающих. Лекции специальные, ну, действительно, где мы рассматриваем некие тонкости, скажем, преподавания йоги, которые, в общем-то, всем остальным людям не особо полезны и интересны. Обучение идет в виде семинаров, опять же, семинаров для всех таких открытых или специальных, только лишь для тех, кто непосредственно у нас учится в качестве студентов. Также практики, ретриты, т.е. некие такие практики с погружением в йогу. Почему? Потому что студент, будущий преподаватель йоги на своей шкуре должен все пройти, прежде, чем сам начнет преподавать, чтобы действительно мы переломили эту негативную ситуацию, когда человек вечером покупает книжку по йоге, за ночь ее читает, а утром говорит, что он инструктор йоги. Это никуда негодная практика.

 

Еще значительная часть процесса обучения идет через интернет и доля его будет только лишь нарастать. Почему? Потому что, ну, со временем мы растем, у нас все больше и больше студентов, надо как-то это процесс систематизировать и акцент, опять же сейчас идет на интернет курсы. В этом направлении мы сейчас тоже достаточно серьезно работаем. С одной стороны, чтобы упростить или даже формализовать некий такой процесс изучения каких-то основополагающих вещей. С другой стороны, для того, чтобы дать возможность в качестве, скажем, тех же вольных слушателей получать обучение или образование в йоге для всех людей, которые живут по нашей необъятной родине. Потому что такая ситуация с йогой более или менее спокойная только лишь Москва, может быть какие-то крупные города. Мелкие города до сих пор этого слова еще не знают. Акцент в обучении идет на какие-то компьютерные технологии, через интернет и т.д. и т.п. Но, конечно же, интернет интернетом, но личного общения никто не заменит. Проведение каких-то занятий с личным общением с преподавателем йоги никто не заменит, поэтому, безусловно, это также неотъемлемая часть, без которой невозможно просто подготовить вменяемого преподавателя йоги.

 

Ну, и наконец, я об этом говорил и еще раз хочу подчеркнуть, что учебный процесс в независимости от того насколько долго человек до этого практиковал йогу для себя лично, либо учился в какой-либо другой школе йоги, родственной нашей школе йоги, близкой или совершенно далекой – для нас это не важно, все равно обучение начинается с нуля. К сожалению, это та жестокая необходимость, это тот весь опыт, который показывает, что, как только есть какое-то вот такое послабление, тут же идет очень резкое снижение качества подготовки будущего преподавателя. Он думает, что он знает. Студент приходит и говорит: Д я уже там учился, там учился, я все знаю. Он думает, что он знает. Мы с его слов тоже думаем, что он знает, а на самом деле это ему только казалось, что он знает, а в реальной жизни, когда он сталкивается с реальной ситуацией, вдруг сам студент понимает, что он ничего до этого не знал. А у него была только лишь иллюзия, что он в чем-то разбирался. Вот дабы не допустить таких неприятных для нас моментов - это политика обучения с нуля.

 

Ну, и наконец, как идет процесс обучения? На какие этапы он разбит?

Обучение в Открытом Йога Университете разбито на три цикла.Так называемый нулевой цикл, первый цикл и второй цикл.

Нулевой цикл предполагает, что студент, будущий студент или, назовем его, абитуриент начинает присматриваться к нам. Потому что прежде чем куда-то идти учиться надо, в общем-то, представлять, куда ты идешь учиться. Т.е. человек начинает ходить к нам на занятия, начинает посещать те или иные семинары пой йоге, проходить те или иные ретриты и тем самым вовлекается в поле нашей йоги и понимает – его ли это йога или не его? Почему? Не секрет, для разных людей разные предпочтения есть. Совершенно естественно, что кому-то может не понравиться наш подход, а понравится подход какой-то другой школы йоги. В этом нет ничего плохого. Это не значит, что наша школа лучше или хуже других. Это значит только лишь, что человеку не подошло. Так вот, этот как раз нулевой цикл и предполагает, что человек будет знакомиться непосредственно с йогой, которую он будет изучать. По-разному, опять же все зависит от таких организационных составляющих. По-разному может проходить этот нулевой цикл. У разных людей по-разному. Т.е. кто-то достаточно долго к нам присматривается, а потом приходит учиться. Кто-то наоборот быстро достаточно понимает, что наш подход в йоге, это его подход в йоге. И он как бы быстро проходит этот нулевой цикл. И непосредственно уже приступает к такому более прямому обучению на курсах по подготовке преподавателей йоги. Еще раз, я хочу сказать, что в связи с многочисленными организационными трудностями нулевой и первый цикл до известной степени могут быть совмещены. Ну, действительно, мы видим, если приходит к нам человек, который сразу же загорелся, который сразу же вовлекся в работу, который просто живет йогой, той йогой, которую мы преподаем, а формально еще к нам не успел походить долго на занятия. Ну, не успел, вот так у него судьба сложилась, что он сразу же  пришел, то, безусловно, мы идем навстречу, поэтому позволяем нулевой и первый цикл йоги как совместить.

 Затем идет первый цикл йоги, где изучаются в первую очередь какие-то основополагающие предметы. Я не буду сейчас их перечислять какие предметы, в какой последовательности. Во-первых, потому что всегда существует некоторые предметы поменять местами. Но правда есть предметы, которые нельзя менять местами, скажем ту же аксиоматику йоги надо изучать уже на ранних стадиях, чтобы вообще понять, о чем идет речь. А, допустим, сперва изучить вам ньяса йогу, а потом янтра йогу или янтра йогу, а потом ньяса йогу, это в общем-то в зависимости от ситуации можно менять. Поэтому бывают разные моменты, так чтобы наиболее эффективно шел процесс обучения.

 

Наконец по завершению первого цикла начинается второй цикл, где уже предполагается, что люди более или мене освоили эти основополагающие йоги. Еще раз, я подчеркиваю, освоили не на теоретическом уровне, а на том уровне, что они могут вести практические занятия. Нам нужны практики от йоги. Теоретиков от йоги очень много. Но, к сожалению, как и в науке только лишь практика – это критерий истинности теории. Так вот, потом начинается второй цикл. Он до известной степени где-то, может быть, даже повторяет первый цикл. Т.е. опять же изучается та же аксиоматика, но уже на другом уровне, на более глубинном уровне. Опять же изучаются какие-то йоги, но уже больше с другим акцентом, с другими такими вот моментами, более углубленно. И тогда же начинается и специализация. По завершению обучения в нашем Йога Университете, наш студент должен нас покинуть на какое-то время. Никто не должен ни от кого зависеть. Т.е. свобода в йоге священна. Никто никого не должен, так или иначе, удерживать, поэтому добрая традиция считается, что наш студент после того, как он завершил свое образование, он должен на какое-то время уйти из нашего поля зрения, а потом вернуться как равный. Т.е. некая такая субординация статуса, она, безусловно, соблюдается. Пока он у нас учится, он студент, но как только он завершил процесс обучения и формально ушел, скажем на месяца 2-3 он не появляется, ну, некоторые и несколько лет могут не появляться. Но потом, когда он возвращается, он возвращается как равный. Т.е. вот на этом построены именно все те формальные даже взаимоотношения, которые царят в Открытом Йога Университете. С формальной точки зрения это называется меритократией или властью заслуг. Т.е. не демократия, не диктатура, а меритократия. У нас вес имеет больше тот, кто соответственно больше сделал или выше поднялся или как-то проявил себя. Тогда и после того, как человек завершил обучение, он нам ничего не должен, также как и мы ему, в том плане, что мы не стараемся его, скажем, удержать в рамках, скажем, нашей школы йоги. Мир огромный, школ йоги еще больше, чем кажется на первый взгляд. Ради Бога, можешь идти учиться в других школах йоги и т.д. и т.п. Нас это уже перестает интересовать.

 

Ну, теперь несколько более таких практических моментов касающихся тех неких шагов, которые как правило, проходят все наши студенты.

Все эти шаги достаточно детально расписаны, они находятся на нашем сайте www.openyoga.ru , то есть какие надо шаги предпринять, чтобы попасть в качестве студента к нам в Открытый Йога Университет. Всего сейчас на сегодняшний момент так обозначили семь шагов. Это наиболее такие серьезные вещи. Само первое с чего должен начать наш потенциальный студент – это с того, чтобы как-то познакомиться с тем, куда он желает попасть учиться, познакомиться с теми требованиями, которые мы предъявляем. Затем, если он с ними согласен, то это некий такой формальный шаг. Ну, как? Он должен себя обозначить, заполнить соответствующие анкеты, их тоже предоставить. Затем пройти, как я уже говорил, некие тесты, собеседования, ну и так далее. Эти шаги, еще раз я подчеркиваю, описаны на сайте www.openyoga.ru. Т.е. пошаговая инструкция, чтобы не было какого-то недопонимания.

 

Ну, и теперь следующая часть нашей сегодняшней этой лекции – это те требования, которые мы предъявляем к будущим студентам. Итак, еще раз хочу сказать, что это для нас самая серьезная тема – это будущие студенты. Очень тяжело найти нужных нам. Несмотря на то, что даже есть и конкурс, даже есть и какие-то такие моменты отсева, отбора, но вы понимаете, что должен быть и выбор. Так вот, некие требования, которые мы предъявляем к будущим студентам, они достаточно формализованы. И мы просим, чтобы каждый из претендентов досконально с ними ознакомился. Более того, не просто досконально с ними ознакомился, но и еще прошел известное тестирование на тот факт, что понимает ли он эти требования или нет. Откуда и для кого взялись эти требования? Ну, во-первых, они только лишь для тех людей, кто собирается в будущем стать преподавателем йоги. Если вы не собираетесь стать преподавателем йоги, а просто хотите изучать те или иные разделы йоги, еще раз, мы выкладываем всю информацию, которая только у нас есть в свободный доступ, то вы попадаете под определение вольного слушателя, и вы можете принимать эти требования, а можете и не принимать. Т.е. это ваше уже личное дело. Вы берете от йоги уже то, что вам хочется, то, что вам нравится, в той последовательности, в которой вам это все нравится, но вы не являетесь студентами. Если же вы идете на курсы по подготовке преподавателей, то это, безусловно, предполагает, что в будущем вы понесете йогу сами, йогу для других людей. И это две большие разницы – изучать йогу для себя лично или изучать йогу для того, чтобы ее нести дальше. К сожалению, это самое распространенное такое заблуждение. Люди иногда говорят: А вот я уже сам давно практикую, много лет практикую. Друзья, еще раз, это две большие разницы – практиковать для себя и учиться на преподавателя йоги.

 

Так вот, чтобы не было этих недоразумений, были составлены эти требования. Как бы требования были составлены, во-первых, из тех рекомендаций, которые дошли до нас с древних времен. В древних текстах, в древнем учении йоги были в полнее однозначные такие положения кого следует принимать в ученики йоги, чтобы этот человек нес дальше традицию, а кого можно просто обучать йоги, но это не факт, что он имеет право… вернее он имеет не то, чтобы право, а у него есть способность или навык для того, чтобы нести йогу дальше. Так вот, в первую очередь эти требования, это древние рекомендации. Другая часть требований – это прецеденты. Что такое прецеденты? Ну, так как мы давно достаточно занимаемся подготовкой преподавателей йоги, это фактически список всех провалов, которые были. Т.е. когда люди приходили к нам, а потом выяснялось, что они не правильно что-то поняли. Что они думали, что что-то будет развиваться в одном ключе, а столкнулись, что совсем все по-другому. Изначально, мы даже, как-то было, делали упор больше на древние требования, нежели на современные, но, к сожалению, жизнь меняется, современная жизнь вносит тоже некие коррективы. Еще раз, вот все эти прецеденты, все эти недопонимания, мы, безусловно, систематизируем и выдвигаем в качестве требований, чтобы больше никто не повторял этих ошибок. Почему? Потому что согласно учению йоги, если человек к нам пришел, учился-учился, а потом понял, что он не туда пришел, он, собственно говоря, где-то потерял какое-то время своей жизни, а йога призывает не терять время жизни понапрасну. Так вот, дабы обезопасить и человека и  нас самих, эти требования были нами сформулированы.

 

Начнем их рассмотрение. Что это за требования?

 

Во-первых, первое требование, оно начинается с того, что мы призываем потенциального нашего студента придерживаться первого и второго принципов йоги. Т.е. вы помните, что йога – это система самопознания. Но знаете самопознанием можно по-разному заниматься. Я всегда повторяю, что врачи в концлагерях бедных узников заживо резали и тоже вроде как познавали устройство и своего собственного тела, но только на примере этого бедного несчастного узника. Понятно, вот это отсутствие нравственности в самопознании не приемлемо в йоге. Йога – это в первую очередь нравственность. В первую очередь – доброта. И один из первых принципов, он гласит так, что не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если нет такой возможности, то следует поступать так, как велит долг. Т.е. иногда это, еще раз, называется принципом доброты, принципом не причинения вреда. Дело в том, что не в нашей власти, не в наших силах не причинять вред вообще, этого нам не дано. Мы вынуждены причинять вред прямо или косвенно. Тем фактом хотя бы, что мы физически живем на этой земле, и мы едим какую-то пищу, мы как-то живем, и в результате даже не осознанно от этого всего кто-то страдает. Не в наших силах полностью исключить страдания, но в наших силах сократить их до минимума. Вот первый принцип йоги, принцип доброты и является этим основополагающим принципом, без соблюдения которого, в общем-то, система самопознания не может называться йогой. Но у каждого из нас есть наша собственная судьба. У каждого из нас есть свои какие-то обстоятельства жизни. Наша карма, наша дхарма или наш долг. Поэтому иногда человек попадает в такие условия, когда он вынужден причинять вред, и вот в этом случае йога призывает, что если даже ты и вынужден причинять вред, то причиняй его только лишь в рамках своего долга. Или по-другому говоря. Если ты с автоматом в руках родину защищаешь, то и защищай ее, даже если это связано с какими-то страданиями. Но только лишь применяй этот автомат в рамках своего долга. Ни шага в лево или в право. Одно дело, когда вы в бою сражаетесь за какие-то идеалы, другое дело, когда вы пленных расстреливаете беззащитных. Так вот, йога и призывает вас сократить до минимума вред, а если такой возможности нет, то идти строго так, как велит ваш долг.

 

Первое требование это соблюдение первого и второго принципов йоги. Второй принцип призывает нас не растрачивать сил, времени понапрасну, не тратить энергию и не направлять сознание на недостойные дела. Этот второй принцип не менее важный, иногда он называется принцип здравого смысла, он так же не обходим в йоге. Почему? Потому что этот принцип здравого смысла всегда будет срезать всю нелогичность или все те может быть загрязнения вашего разума, ваших чувств, от которых следует избавиться йогу. То есть это очень такой четкий показатель, если угодно вменяемости человека, который изучает йогу или в данном случае претендует на то, чтобы учиться в Открытом йога университете. Как правило, по первому, второму принципу йоги мы читаем отдельные лекции и, если вам интересно более подробно ознакомиться с этими положениями, вы можете найти этот материал. Но это является одним из первоочередных требований, которые необходимо выполнять студентам, и эти требования пришли к нам из древности. Собственно, поэтому они у нас и есть. Йога, еще раз напомню, это система самопознания с выполнением двух этих принципов. Дальше идут более ли менее требования, хотя с одной стороны выводятся из первого и второго принципа, но так как современный человек очень не внимательный и не склонен к такому медитативному состоянию или размышлять над первыми двумя принципами, то он делает ошибки. Следующие принципы во многом и дублируют первый и второй принципы, но во многом это прецеденты, это те прецеденты, о которых я говорил.

Если вы претендуете, чтобы учиться в ОЙУМ вы должны быть адекватным и вменяемым человеком, вы не должны быть странным, потусторонним, мистически космическим человеком в плохих смыслах этого слова. К сожалению, это бич современной цивилизации, точнее не нашей цивилизации, а нашей страны после развала Советского Союза, после развала той коммунистической системы, которая была, где был атеизм, где был культ, на первый взгляд, науки, где все четко понятно. Так вот после этого хлынуло большим потоком всякого рода «мутная водица», очень не понятная, когда вместе с величайшими философскими откровениями, которые приходили к нам с востока, к нам попало огромное количество, всякого рода мути, в виде суеверий, мракобесия, даже иной раз. Тут же нашлись люди, которые зачастую не обладают устойчивой психикой, которые начинают выдавать желаемое за действительное, начинают рассказывать всем о своих космических откровениях, переживаниях. Еще раз, сейчас их стало немного убавляться, а в одно время они правили бал везде. Как показывает опыт, толку от них в йоге нет. Почему? Потому что, как правило, они нарушают второй принцип йоги. И они, еще раз, очень часто выдают желаемое за действительное, и очень тяжело их в этом разубедить, а иногда просто не возможно, особенно, если на лицо явные психические отклонения. Открытый Йога Университет был создан, как место, где готовят преподавателей йоги, а вовсе ни как психиатрическая лечебница, как вы понимаете. Поэтому оказывать такие психокоррекции, медицинские услуги мы не можем. То есть понятно, что для этого есть другие заведения. Кроме того, как только появляется такой потусторонне космически мистический человек, он имеет тенденцию не адекватно себя вести, а ему надо с сокурсниками как-то общаться, какие-то там диспуты вести, разговаривать, что-то дело, а, как правило, такие люди вываливаются. Вот  он сидит, сидит, потом бах, вывалился в транс, и потом у него откровения пошли, как он считает, это на самом деле, видимо обострение заболевания. Поэтому мы сразу четко всех предупреждаем, что если вы ищете контактов с неземной цивилизации посредством йоги или вам махатмы открылись и нашептывают что-то. Это может действительно оказаться прорывом для человечества, может быть действительно такой человек гений, только наша задача, друзья, другая. Мы не оцениваем таких людей, просто у нас нет возможности с ними общаться. Поэтому приходиться как-то объяснять, что Открытый Йога Университет не для них.

 

Следующее требование. Студент должен помнить, что идет учиться в университет на преподавателя йоги, чтобы в будущем помогать людям, а не для того, чтобы достичь каких-то заоблачных состояний в йоге или решить свои личные проблемы в жизни или обрести какие-то психические сверхспособности, или здоровье.

Иногда люди приходят к нам и говорят: «вы знаете, у меня там здоровьечко пошатнулось, пришел к вам лечиться в надежде на то, что может быть поможете». Ну, во-первых, йога не занимается медициной сама по себе, во-вторых, еще раз, если вы идете учиться в Открытый Йога Университет, вы приходите для того, чтобы стать преподавателем йоги и самим помогать людям, а не для того, чтобы кто-то занимался решением ваших личных проблем. Вот я приведу известную аналогию: к сожалению, почему психология, как наука, сейчас теряет былой лоск, блеск, потому что огромное количество людей в психологию идут не для того, чтобы заниматься этой наукой, а для того, чтобы решать свои личные проблемы. Они  думают, что если начнут изучать эту науку, то они свои личные проблемы решат. Очень бы нам не хотелось, чтобы к нам в Открытый Йога Университет   приходили такие люди решать свои личные проблемы. Еще раз, это не значит, что мы грубые, циничные, что нам нет дела до чужих страданий и проблем, нет эти проблемы должны решаться, но только не нами. У нас цель другая, у нас цель – подготовка преподавателей йоги, а не помощь отдельно взятому человеку в его личностных отношениях или взаимоотношениях с любимым мужчиной или женщиной, или на работе или еще что-то. К сожалению, иногда очень удивляются люди: «как? Я пришел учиться, вы же должны меня просветлять, вы же должны меня излечивать от болезней, вы же должны меня всячески развлекать». Но это какой-то неправильно расставленный акцент. И, безусловно, очень тяжело сделать будущего преподавателя из человека, который сам нуждается, во-первых, в чьей-то помощи и сам не является состоявшейся личностью, а, во-вторых, думаешь, что он сейчас сюда придет, научится по воздуху летать, а только после этого начнет практические занятия по йоге. Нет, друзья, не входит в наши задачи учить по воздуху летать или третьим глазом смотреть, в наши задачи входит сохранение древнейшего знания йоги в подготовке преподавателей. Вот, к сожалению, очень часто такие недопонимания случаются.

Следующий момент. Вы должны помнить, что в университете наше отношение к студентам, которые изучают йогу для того, чтобы преподавать ее людям чрезвычайно требовательное, он диаметрально отличается по отношению к тем, для кого йога для себя лично. Тоже очень частая такая проблема, головная боль для нас. Ходит к нам человек на занятия, месяц, другой, более продолжительное время: «Ой, это моя йога, все». Приходит к нам учиться и тут отношение к нему меняется. Почему? Потому что, когда он приходил, как вольный слушатель или изучал йогу для себя, мы не имели право ничего не советовать, ни навязывать. И отношение было такое, скоре дружеское и скорее желание помочь в том объеме, в котором мы можем, но когда же вы пришли учиться на преподавателя, вы поступили в учебное заведение, от вас начинают требовать, и многие становятся психологически не готовы. Как? Вчера была такая жизнь – совершенно замечательная. Ходил на занятия, все было так чудесно, а теперь от меня чего-то требуют, я должен домашние задания выполнять, чего-то изучать, то есть тоже такой чисто психологический момент должен присутствовать, если вы идете учиться, то это со всеми вытекающими последствиями.

Следующее требование очень интересное.

Вы должны чувствовать, что йога – это ваше призвание, что йога стала неотъемлемой частью вашей жизни, и вы имеете силу, упорство, волю практиковать и распространять это древнее учение йоги дальше. Смешно будет сказать, но иногда люди приходят, сами не зная, куда они идут. По принципу: шел в одну комнату, попал в другую. Если же человек думает: то ли йогу ему преподавать в будущем, то ли аэробику, то ли гимнастику, то ли еще чего-нибудь, то есть он не определился, то, может, имеет смысл сперва определиться и понять действительно это мое или нет. Откуда возникает такое некритичное отношение, оно возникает из такого представления, что преподавать йогу – это своего рода халява: «а что, пришел, занятие провел и свободен, как ветер». Это настолько суровое заблуждение, вот говорят, не знаю, проверить с трудом можно, что в Москве йога преподается новыми преподавателями йоги в районе 6-ти месяцев, после чего человек бросает это занятие, плюется и говорит: «Ни за какие коврижки больше не буду этим заниматься». Почему? Потому что преподавать йогу и ходить на занятия по йоге – веще настолько разные. Если вы ходите на занятие по йоге, вы выходите полные сил, окрыленные, йога вам что-то дала, то преподаватель после проведения занятия, выходит выжатый, как лимон, в предынфарктном, иной раз, состоянии, но это шутка, конечно. Но в плане того, что нагрузка колоссальная и здесь стоит подумать иной раз: «а нужна ли эта нагрузка вам?». Ну, и, наконец, тоже такой очень известный факт, что на одно занятие йогой, которое проводит преподаватель, он тратит от 5-10 часов подготовительной работы. То есть, это не так, что пришел, кого-то чему-то поучил и ушел. Если вы по настоящему преподаете йогу, такого не бывает, такой халявы не бывает. Поэтому такое некритичное отношение противоречит второму принципу йоге.

Следующее требование.

Вы должны будете постоянно демонстрировать оптимизм, коммуникабельность, инициативу, конструктивизм, хорошее настроение. Вы не должны сеять вокруг себя склоки, уныние, апатию, вечно ныть о своих проблемах, если вы попадаете в какие-то трудности, связанные с вашей учебой, работой или жизнью, вы должны незамедлительно информировать нас об этом, мы подумаем: что мы можем сделать для вас.

Тоже, как эпидемия распространяется это вечное нытье. Я согласен, когда человек просто к нам приходит на занятие йогой для себя лично, он имеет право «выть» просто я не знаю как. Но, если вы будущий преподаватель йоги вечно ноете о своих проблемах и не демонстрируете своего хорошего настроения, оптимизма, коммуникабельности, то, вероятно, вы не туда попали, потому что в дальнейшем ваша работа в качестве преподавателя будет от вас требовать постоянно иметь хорошее настроение, оптимизм, конструктивизм в плане того, что нет проблем, есть задачи. Это очень важно. Почему-то кое-кто из студентов имеет обратное представление, они приходят, начинают ныть и.т.д. Видите ОЙУМ в большей степени, ну мы действительно, одна сторона – чисто западный, современный подход, другая  - чисто восточный. Вот я в свое время учился в большей степени в восточной. Там, если бы я позволил себе демонстрировать плохое настроение, не конструктивизм  или еще при изучении йоги, со мной бы перестали просто общаться. Понятно мы сейчас живем в других условиях, но об этом следует помнить, что, если вы ноете, если вы себя сами помочь не можете, как вы будете потом людям помогать, как вы будете им внушать оптимизм и все те светлые идеалы йоги. Очень сомнительно. Тем более, что на поверку оказывается, что все нытье оказывается всего лишь привычкой, то есть, нет там тех проблем реальных, от которых надо было ныть. Действительно, иногда случаются проблемы у наших студентов. Здесь следует очень быстро, четко проинформировать о них, чтобы мы знали почему он не особо весел и, если есть возможность, конечно же мы всегда помогаем, это естественно, как все люди.

Следующее требование.

У вас должны быть время, условия жизни и работа для обучения йогой. Срок обучения, как я уже сказал, четыре года, по восточным меркам совершенно смехотворный. Но это том минимум, в течении которого, если очень напряженно, серьезно работать, то можно подготовить квалифицированного преподавателя, но эти четыре года надо, в общем-то, работать и надо как-то планировать время, что эти четыре года я буду заниматься йогой, изучением йоги, это должно стать неким приоритетом. И как-то так не планировать, что, если допустим вы сегодня поступили в университет, а сами уже точно знаете, что через два года вы уедете в Индию ходить по ашрамам, бродить, там обучаться. Это опять же нарушение второго принципа йоги. То же  самое касается и ваших условий жизни. Очень часто приходят люди, те, кто уже поступил: « Здравствуйте, я к вам поступил, я к вам иду учиться, вы знаете, я с работы уволился», первый вопрос: «а что с работы уволился?», «Ну, как, работа такая бездуховная, работа такая серая и скучная, а я то теперь пойду в йогу, это такое возвышенное, это такое о-го-го». Вот, что называется, обрадовал, и это продолжается из раз в раз. То есть, во-первых, у нас нет возможности платить никаких стипендий и.т.д., просто их нет финансовых, во-вторых, у нас нет возможности, допустим, как-то там трудоустроить, ну, мало ли там есть сфера деятельности, за которую можно было бы деньги получать и параллельно учиться, нет такого. То есть человек на это время должен себя как-то содержать, а он приходит к нам и говорит, что он с работы уволился. И не понятно, у него завтра деньги закончатся, его придавят какие-нибудь там неурядицы, и он точно также уйдет у нас, потому что не будет возможности учиться. Поэтому здесь надо немного быть реалистом. Ну, во-первых, йога учит, что не бывает бездуховной работы, неинтересной работы. Конечно же, работа не должна быть такая, что не в состоянии учиться. Допустим, если вы с утра до ночи только лишь и занимаетесь работой, когда же вы будете учиться. Но с другой стороны, если вы не работаете – это тоже плохо. Вообще говоря, есть такое негласное правило в ОЙУМ о том, что вы не должны тунеядствовать. То есть,  если вы у нас учитесь, вы должны либо где-то работать, либо учиться. Опять же, откуда это взялось, это печальные прецеденты, я сплошь и рядом это наблюдаю. Тем более в Москве это стало эпидемией, человек увольняется с работы, надо на что-то существовать, хорошо, если там квартира есть, он начинает ее сдавать за деньги, сам где-то там перебивается, по Индиям ездеет, ему бы устроится на следующую работу, а он чего-то ждет. Потом на него наваливается лень, он бы уже и рад устроиться на работу, да лениво, он уже привык к этому вальяжному образу жизни, на работу не надо ходить, учиться не надо и начинает умничать, начинает какие-то веще  говорить про какую-то духовность. В общем, мы это все проходили, есть черный список людей, кто начал увольнением с работы и закончил, став циником от йоги, не закончив ни у нас обучения, ни где-либо еще и до сих пор влачит такое непонятное существование. Поэтому не наша, конечно, задача вмешиваться в личную жизнь человека, но, собственно говоря, это большая проблема, надо же себя как-то в течении обучения кормить, где-то жить.

Следующий момент.

Вы должны уметь пользоваться современными достижениями науки и техники и средствами коммуникации. Может быть, даже смешное требование на первый взгляд, если бы мне самому лично было бы не до слез. К сожалению, огромное количество потенциальных наших студентов, очень вменяемых, очень хорошо подготовленных, ну в морально-этическом смысле, отвечающих требованиям. Вот им кто-то сказал, что йог должен жить в пещере, что все зло от телевизора и интернета, что сотовый телефон – это вообще придумка потусторонних сил. И вот такой человек начинает влачить или жить очень уединенным образом жизни. Ну, во-первых, его обучение становится невозможным, хотя бы потому, что значительная часть его идет через интернет, через компьютер, он просто ни домашнего задания получить не сможет, ни ответить на него. Но это еще пол беды, другая проблема: а как же он станет преподавателем йоги, как он будет учить людей, которые всем этим пользуются. Ну, то есть он же в первую очередь должен, как преподаватель йоги,  понимать все мысли, весь образ жизни тех людей, которые придут у него изучать йогу, а он сам в пещере живет. И причем, самое интересное, многие не понимают этого совершенно логичного противоречия, они начинают с пеной у рта убеждать, что нет, надо, чтобы ничего не отвлекало для их медитации и так далее. Поэтому я не знаю, какой образ жизни должен вести йог в современном мире, если он ставит себе те или иные цели, в зависимости от цели. Да, кому-то, может быть, действительно очень хорошо жить в своей пещере, не смотреть ни телевизора, ни радио не слушать, интернет не подключать, но если ты идешь к нам учиться на преподавателя ты должен это все уметь делать, иначе ты не сможешь учить других людей. То есть, это не анализ даже образа жизни, это необходимость.

Следующий момент.

Вы должны знать, куда идете учиться, вам должен быть близок именно наш подход в йоге.

Я уже говорил сегодня, что начинаем мы учить йоги с нуля. И, когда человек приходит и учится у нас, то он проходит вполне конкретный ряд дисциплин. К сожалению, в головах многих студентов сложилось такое впечатление, что есть йога вообще. Она действительно йога вообще, но разные  школы йоги имеют свой набор инструментов. То есть в одной школе йоги сперва изучаются одни предметы, потом другие. Где-то по-другому. Где-то на одном акцент, где-то на другом акцент. То есть, надо как-то определиться, какой подход наиболее вам близок. К сожалению, многие примерно думают таким образом, что вот буду параллельно учиться и здесь, и еще где-нибудь, что буду все лучшее брать и здесь, и все лучшее там. Но на самом деле нельзя идти одновременно по двум тропинкам. Понятно, что вершина горы – она одна, йога – она одна, цель в йоги – одна, но вот тропинок, которые ведут наверх к этой цели или школ йоги, которые приводят к этой цели много разных. И вот иногда не возможно идти одновременно по двум тропинкам, потому что можно так заблудиться, что по кругу просто ходить. И это очень серьезное требование. То есть определиться: а куда вы идете учиться, именно понять, что, так скажем, наш подход, который в йоге мы пропагандируем вам наиболее близкий, чтобы потом не перепрыгивать с темы на тему. Или отдавать себе отчет, что здесь будут именно эти упражнения. Иногда нас спрашивают: «а вот в той-то книге у того мастера йоги сказано это, это, а у вас, когда это будет?». А у нас может быть вообще не будет. Почему? Потому что у нас другая методика. И очень много разочарований, непониманий, все делают большие, удивленные глаза и говорят: «Как, а разве йога – это ни одно и то же везде». Да йога одно и то же, но еще раз подход в йоге очень разнится.

В продолжение этой же темы вы должны быть готовы начать изучение йоги с самого начала, даже, если до этого вы несколько лет изучали и практиковали йогу в других школах или самостоятельно.

Еще один бич, серьезнейший бич. Приходит  к нам будущий претендент и говорит: «вы знаете, я уже и в Индии в ашрамах поучился, и у того мастера поучился, и у другого, и у пятого, у десятого, а давайте я к вам приду и сразу же буду там изучать высшие йоги, а все обычные йоги, аксиоматические зачем, я же уже везде учился, мне же это можно зачесть. К сожалению, долгий опыт наш показывает, что каждая такая попытка зачесть опыт приводит к 100% к очень большим неприятностям в дальнейшем. Как для самого человека, так и для нас. Выясняется, что учился он чему-то другому, а это всего лишь называлось йогой или еще что-то. Ну, в общем, в любом случае наше правило очень серьезное, что-либо от начала до конца у нас, либо, в конце концов, кто мешал тому же человеку, который к нам пришел, а до этого учился в другой школе, почему он там не учится на преподавателя йоги. Как правило, люди, которые так прыгают из школы в школу, очень большой у них шанс быть недоучками, очень большой.

Следующее требование.

Вы должны строго соблюдать дисциплину и посещать все наши занятия, лекции, семинары. То есть, понятно, что сперва, когда человек приходит изучать йогу, она кажется ему такой заманчивой, фантастической, такой интересной, вот он станет когда-нибудь преподавателем сам. То есть это где-то такой известный стимул. Потом начинается собственно процесс обучения со своей рутиной и наблюдается такая картина: «Ой, а что я буду ходить на эту лекцию, а я итак уже все знаю, ой это я могу так пройти косвенно, то есть заочно». Или вообще по каким-то причинам просто перестают ходить, у них какие-то свои дела, в жизни приоритеты. Ну, понятно, могут быть всякие форсмажорные ситуации, когда человек действительно не может посещать. У каждого свои условия жизни, своя судьба, но когда это просто переходит в привычку, когда это просто отношение несерьезное, то это понятно тут же сказывается на каких-то успехах, которые тут же делает человек, а на самом деле это характеризует человека, насколько он в дальнейшем будет серьезно сам преподавать йогу. Конечно, процесс обучения йоги можно до известной степени там перенести на чтение книг по йоге, на просмотр неких фильмов- самоучителей, на прослушивание каких-то аудиозаписей, все это действительно очень помогает, это значительно ускоряет подготовку студента, но без личного общения ой как тяжело получить нормальное образование, чтобы стать преподавателем йоги. Поэтому, знаете, как в поговорке, что такое образование, образование – это то, что осталось после того, что выученное забыто. И вот опять же, как показывает опыт, конечно, вы сейчас можете изучить те или иные трактаты по йоге и помнить их наизусть. Пройдут годы, если вы не будете преподавать эти йоги, ну они как-то отодвинутся на второй план. Не то, что вы совсем забудете, ну это, как всегда бывает. Но у вас останется самое главное. У вас останется внутренняя сила, что вы  можете в любой момент поднять свои записи или какие-то другие источники. И быстро вспомните, быстро вернете себя на нужные уровень. Так вот, в первую очередь, для этого нужно личное общение, чтобы уловить неуловимое. Ведь йога не сводится к формальному набору знаний, которые должен приобрести студент, йога – это нечто высшее, но об этом, о других требованиях с вами давайте поговорим на нашем следующем субботнем занятии.

 

 

   

Занятия Йогой в Москве

Хатха Йога

 

Хостинг от uCoz
 

Всю информацию с сайта Вы может использовать так, как захотите. Желательно при этом делать ссылки на наш сайт www.happyoga.narod.ru