Автор:
Вадим Запорожцев,
Дата: 2011.01.15.
Где:
Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание :Ограничивает ли Первый и Второй принцип йоги нашу
свободу? Какова цель йоги? Как построить мост из
логики в сверхлогику, чтобы объяснить цель йоги?
Что такое свобода? Откуда мы знаем, что мы
свободны? Зачем нам нужна свобода? Дается ли
свобода просто так или ее нужно отстаивать? Как
отстаивать свою свободу? У кого мы должны ее
отстаивать? Где начинается ответственность и где
заканчивается свобода? Как построить долговечную
систему? На каких принципах она должна строиться?
Какая бывает свобода? Вы этой лекции вы найдете
ответы на эти и многие другие вопросы.
Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь:
www.openyoga.ru
Слушать Аудио: Смотреть Видео:
Читать Текст:
У нас сегодня 15 января 2011 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Мы находимся в культурном центре «Просветление» в городе Москве рядом с метро Новослободская, это лекции Международного Открытого Йога Университета. Вся архивная информация на наших сайтах: www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.
Начнем с опроса студентов, кто-нибудь расскажет, какой он замечательный человек, какой он чудесный и похвалит себя.
Студент 1:
Похвалить себя можно за то, что сегодня я сделала все, что намечала. Я молодец!
Вадим Запорожцев:
Браво! Браво!
Следующая «жертва» расскажет нам, чем мы занимались на предыдущей лекции и что нас ждет сегодня?
Студент 2:
На прошлой лекции мы рассматривали
алгоритм принятия решений.
Вадим Запорожцев:
Какое было домашнее задание?
Студент 2:
Домашнее задание было рассказать,
что такое свобода в понимании каждого.
Вадим Запорожцев
Подумать, подготовиться, поразмышлять на предмет свободы, это одна из самых интересных тем. Чем еще мы занимались на предыдущей лекции? И что нужно вспомнить на сегодняшней? Кто готов? Кто хочет добавить?
Студент 3:
Мы начали занятие с того, что рассматривали Третий принцип йоги, и как он соотносится с йогой преподавания, далее мы вспомнили алгоритм принятия решений, какой нам предлагает йога и продолжили рассмотрение такого вопроса как свобода.
Вадим Запорожцев
А сейчас кто-нибудь озвучит алгоритм принятия решения, который разбирали на предыдущем занятии.
Студент 4:
Схема следующая: возникает в нашей жизни какая-либо ситуация:
1. первое - мы вспоминаем, что мы свободны, наше Высшее Я свободно от всего, и мы можем поступить любым приемлемым для нас способом;
2. затем мы вспоминаем, что у нас, в нашей жизни есть долг, обязательства и наш жизненный путь;
3. после этого мы начинаем «фильтровать» решения ситуации через Первый принцип йоги;
4. затем через
Второй принцип йоги;
5. и если мы соблюдаем
Третий принцип – то и через Третий принцип йоги;
И вот готовое решение.
Вадим Запорожцев:
Здесь прозвучало, что мы свободны, и мы принимаем любое приемлемое для себя решение. Друзья, понятие свободы подразумевает, что вы можете принимать любое, даже неприемлемое для себя решение.
Студент 5:
Затем, мы пропускаем через Первый принцип йоги, через Второй принцип йоги, если придерживаемся Третьего принципа, то и через Третий принцип йоги, а затем, мы вновь должны вспомнить о том, что мы свободны и тогда уже на выходе пользуемся тем, что у нас получилось. Из множества вариантов часть отсевается, то, что остается на выходе, мы этим пользуемся.
Вадим Запорожцев:
Кто хочет поразмышлять, затем мы вначале вспоминаем, что мы свободны и в конце вспоминаем, что мы свободны? Наши рассуждения обрамляются этими напоминаниями нашей внутренней свободы. Для чего это?
Студент 6:
Можно сказать, что это две отправные точки, Микрокосмос и Макрокосмос, что мы опираемся на состояние внутренней свободы и
состояние внешней свободы.
Вадим Запорожцев:
Несколько с другой стороны, в плане технологии, для чего нужно было постоянно помнить?
Студент 6:
Для того, чтобы по умолчанию не подразумевалось, что мы должны что-то делать, мы не роботы, чтобы решение наше гибким было, чтобы мы всегда имели ввиду, что если ситуация изменяется мы можем всегда другое решение принять.
Студент 7:
Мы вспоминаем два раза о том, что мы свободные существа, для того, чтобы дать шанс проявиться нашей интуиции.
Вадим Запорожцев:
Браво! Абсолютно правильно, давайте я еще раз поясню этот момент: Итак, мир – сверхлогичный, все размышления, даже Первый, Второй, и Третий принципы – это вещи излагаемые словами, и поэтому они в плоскости логики, но всегда в жизни, которая сверхлогична есть факторы, которые выше чем слова, выше чем логика, откровения с небес. И дабы оставить возможность сверхлогике проявиться, мы и вспоминаем два раза о том, что мы свободны.
Мы на предыдущей лекции размышляли, что как под интуицией может придти, как сверхлогичность, так и глупость. Крайности они сходятся. Мы не видим инфракрасного света, и мы не видим ультрафиолетового света, но по сути дела – это разные вещи. Точно также и для нас иногда какие-то моменты буду сверхлогичны, как нам кажется, а окажутся глупостью, суеверием, подсознательные реакции какие-то на какую-то повторяющуюся ситуацию, а может и действительно оказаться сверхлогикой. И исключать этого нельзя, но и полагаться только на сверхлогику опасно. Получается, что все дальнейшее: вспоминание своего долга, вспоминание Первого принципа, Второго принципа, ну и если разговор зашел о Третьем принципе – это отсеивание, попытка разделить сверхлогичность и глупость. Мы практически в этом алгоритме пытаемся задействовать все и логику и сверхлогику. Вот поэтому столь важно и необходимо помнить, что мы свободны. Мы свободны, друзья, делать глупости. В этом смысл свободны. Мы свободны делать и какие-то умные вещи. Кто еще хочет еще что-то сказать по алгоритму принятия решений?
Студент 8:
Если мы перебрали все эти способы, но так и не приняли решения, мы должны посоветоваться с кем-то более мудрым или обсудить этот вопрос как можно с большим количеством людей.
Вадим Запорожцев:
Да, конечно, очень хорошее замечание, что если есть возможность с кем-то посоветоваться, то фактор совета также должен учитываться. Даже выслушав все советы не свете, мы вольны поступить так, как мы посчитаем нужным; но совет из вне, как уже было сказано, это фактор Макрокосмоса. Или такой косвенный способ общения с Абсолютом. Ведь, в конце концов, где Абсолют? Он за всеми окружающими объектами и явлениями нашей жизни, но наиболее сильно он проявляется через человека, через людей. Напомню, что отсюда рождаются такие поговорки: «Глас народа – Глас Божий». Но опять же, тут очень тонкая грань, тут может быть «Глас народа», а может быть мнение толпы, поэтому учитывать, безусловно, надо, но и попадать под влияние бездумно опасно.
Это знаете такой тест для политиков: если политик идет во власть, и будет только учитывать мнение тех, кто собирается его выбирать, то он далеко не уйдет. В религиозных диспутах средневековья были такие вопросы: «должен ли пастырь идти за паствой?» «Должен ли вождь только исполнять чаяния тех, за кого он отвечает? Или должен что-то свое им навязывать?» Так вот, тут тоже нет однозначного решения, человек не должен идти против, и, в то же время, не должен становится частью толпы, которая иногда захватывает и в этом эмоциональном порыве отключает вам и здравый смысл, и эмоции и вы сами уже не понимаете, что начинаете делать. Но в то же самое время и пренебрегать общественным мнением так же безумие. Поэтому это дополнительные факторы, весьма полезные при принятии решения.
Кто еще нам повторит все от начала до конца? Желающие?
Студент 9:
1. В начале, мы вспоминаем, что мы свободны;
2. Затем мы вспоминаем, что у нас есть долг и обязательства;
3. Затем «прогоняем» все возможные варианты через Первый принцип; Первый принцип отсеивает часть вариантов;
4. Потом «прогоняем» через сито Второго принципа, отсеиваем еще часть вариантов;
5. Затем, Третий принцип, если его приняли;
6. Затем опять вспоминаем, что мы свободны и из того, что осталось вольны выбирать как угодно.
Ну и если честно, я не очень понял, как красиво «вплести» сюда авторитетное свидетельствование «Глас народа».
Вадим Запорожцев:
Вовнутрь нужно. То есть в первый раз вспоминаем, что мы свободны и последний раз вспоминаем, что мы свободны. То есть, как только приблизились к решению, вспоминаем - мы свободны. Исходное наше состояние. Как у судьи, который рассматривает дело, он должен быть объективным и не ангажированным, он не должен испытывать излишних эмоций к тому человеку, кому он выносит приговор, то есть он должен вспомнить, что он свободен от всего. Потом серия рассмотрения, долг, Первый принцип, Второй принцип, Третий принцип, авторитетное свидетельствование, общественное мнение и, наконец, опять вспоминаем - «ты свободен», и на выходе – принимать решение.
Любопытная вещь: в современной юриспруденции, в законодательстве также были попытки несколько привнести такой же инструмент через аппарат присяжных заседателей. Кто такие присяжные? Как правило, это незаинтересованные люди, и представители того социума, где проживал обвиняемый, кто должны скорректировать эту логичность законов фактором сворхлогичным - общественным мнением.
Я помню, в советские годы все восхищались системой царской, хотя в советские годы ничего подобного не было. Когда террористка, убившая кого-то, была оправдана. Террористка – революционерка, достаточно известная – Вера Засулич – была оправдана судом присяжных, хотя по всем законам и канонам гнить бы ей в Сибири долго. Потому что с позиции эмоций, с позиции других обстоятельств, вдруг, выяснилось, что она не смогла поступить иначе.
Попытки принятия решения - все равно они станут основным трендом развития человечества, подобно тому, как люди изобретают колесо, начинают применять огонь. Точно также и мы рано или поздно приходим к оптимальным шагам осмысления нашей жизни. Понятно, что если вы возьмете животное - кошку или корову или собаку – они не воспользуются этим алгоритмом, о котором мы сейчас говорим, у них разум еще не развит. Может быть какие-то смутные позывы у них и есть и в отношении Первого принципа и в отношении Второго принципа, ну про Третий вряд ли конечно. Может быть, очень сильно авторитетное свидетельствование в стаде коров или мнение вожака в стае. Но в полном объеме они не могут этой схемой воспользоваться, этой схемой можем воспользоваться только мы – люди, начиная с момента, когда у нас появляется разум. И вот хорошо бы пользоваться разумом, который логичен таким образом, чтобы допускать и сверхлогичность в своей жизни и в то же самое время отсекать всю глупость, которую мы тащим со времен жизни в телах животных. И те люди, тот народ, та нация, которая научится это делать, будут доминировать, хотя бы по той простой причине, что будут делать меньше ошибок. Соответственно меньше ресурсов будет тратиться в пустую. Ресурсов больше останется на улучшение жизни и опять же на оттачивание разума или для того, чтобы сделать толчок во что-то сверх. Кто-нибудь хочет что-то добавить?
Студент 10:
Я бы вот что хотел добавить: она (схема принятия решения) предельна аксиоматична. Просто идет аксиоматика как таковая от Микрокосмоса. Если взять Микрокосмос или Макрокосмос – совершенно не имеет значение. То есть получается вот что: Абсолют, создавая все, былабсолютно свободен. О чем мы вспоминаем? О том, что мы абсолютно свободны. Дальше все идет абсолютно по схеме Макрокосмоса или Микрокосмоса, если в двух словах: Первый принцип – это чистая выжимка из Макрокосмоса, то есть сухой остаток, сверхлогичный остаток и само понятие, почему мы даем проявляться сверхлогике по простой причине, что мы сверхсвободны. Понимание и осознание этого уже есть позыв сверхлогики. Дальше берем Второй принцип – это уже логика идет. Закон причины и следствия – карма, тут мы стараемся как – то с ней работать, убрать плохую и добавить хорошую для начала. Третий принцип я не беру во внимание сейчас, хотя это сочитание Микро- и Макро- Космоса.
Вадим Запорожцев:
Мы с Викторией постоянно думаем над образом для студентов, что бы быстро, наглядно объяснять три принципа йоги и часто рождается такой образ:
Первый принцип – одна большая гора, Второй принцип йоги – Вторая большая гора, а тропинка между этим горами – это наша Дхарма, то есть тот пусть, пройдя по которому в минимальной степени нарушаем Первый принцип йоги и максимально выполняем Второй принцип. А Третий принцип йоги можно представить, что вы не идете по тропинке, а летите на самолете или на ракете, сперва вдоль этой тропинки, а затем делаете резко вверх и уходите в такие высоты, где и Первый принцип йоги – гора одна и логичность – гора другая, остаются далеко внизу, а перед вами простор. У вас даже нет ограничений. Ваша узкая Дхарма постепенно при вашем подъеме расширяется и отрывается в космос и вы как – бы выходите, вылетаете. Поэтому, Третий принцип йоги можно было бы здесь «привязать», как Первый и Второй принципы.
Студент 10:
Это как сочетание Первого и Второго принципа, довольно таки сложное в объяснение даже с аксиоматической точки зрения. Здесь, наверное, больше включается как логика, так и сверхлогика. И в конце мы опять же вспоминаем, что мы свободны, потому что вдруг сверлогика где-то и «выпрыгнет», все-таки, уничтожить всю ту карму, которую как мы не пытаемся убрать, все равно не можем. Для чего нужны советы, авторитетные свидетельствования? Это очень большая, очень нужная вещь – да все мы здесь учимся по авторитетному свидетельствованию, опять же тут включилась сверхлогика, мы поняли, что нам это надо, что нам это хочется. Здесь уже даже можно сказать Третий принцип начинает сверкать, нам это нравиться, нам это хочется, мы это любим и тут авторитетное свидетельствование! Кармически конечно.
Вадим Запорожцев:
Друзья, вы должны понимать, что алгоритм принятия решений он полностью аксиоматичен. Аналогия такая: есть законы природа, есть закон всемирного тяготения, яблоко Ньютона падает на землю, есть другие законы, определяющие факторы нашего мира, скажем сопротивление воздуха, или сила трениея, или еще что-то. Зная все эти законы можно построить, допустим, самолет или можно построить ракету. То есть что такое самолет или ракета? Это нечто такое использующее, что было известно ранее по другим каналам и воплощающее в едином целом. И если научиться удачно сочетать действия разных законов в одном устройстве, то это устройство становится очень полезным. Действительно, как ракета, на которой вы в космос вылетите или самолет, на котором вы можете преодолеть расстояние до Индии буквально за несколько часов, а Афанасий Никитин за три моря несколько лет ходил. Получается фактор эффективности. И вот алгоритм принятия решения – это такой же фактор эффективности. Если мы даже не будем знать аксиоматики, друзья, вот не было у нас еще времени изучить всю эту казуистику, Первого принципа, Макрокосмоса, Микрокосмоса, но если мы отработаем эту технологию, то мы очень здорово поможем сами себе.
Студент 11:
У этих трех принципах есть аналоги в Яме и Нияме Патанджали. Есть ли смысл добавлять какие-то принципы в Яму и Нияму или это будет зомбирование?
Вадим Запорожцев:
А вы на прошлой лекции были?
Студент 11:
Нет
Вадим Запорожцев:
Очень плохо, потому что я касался этого вопроса.
Один из самых уважаемых трактатов, дошедших до наших дней, по йоге, называется «Йога – сутры» Патанджали, как правило, он идет в связке с комментариями (Комментарии Вьясы). Это достаточно серьезный, очень лаконичный труд, я имею ввиду сами сутры, комментарии более объемные. Примечательность в том, что это один из немногих текстов, к которому с уважением относятся в равной степени, как современная академическая наука, так и круги практикующих йогов. Вы должны для себя очень четко понимать, что это бывает крайне редко. Есть серия трактатов, которые академическая наука не признает или датирует более поздним сроком. Или выдвигает самые разные концепции и предположения возникновения мысли в том или ином трактате, а для практикующих йогов, тех, кто на своей шкуре пропускает практику не возникает сомнения в отношении тех или иных трактатов, в отношении которых ученые могут вообще ничего не знать.
Друзья, вы должны понимать, что ученые только приступили к исследованию этой темы, поэтому совсем полагаться на их мнение нельзя. Поэтому сводить всю йогу к йога – сутрам Патанджали было бы грубейшей ошибкой, хотя бы по той причине, что из самого характера йога доршан Патанджали или в вольном переводе, это точка зрения Патанджали на йогу. Это по сути дела дайджест. То есть Патанджали изучил известные на его момент системы йоги, которых было очень много. Разные направления йоги и разные методики, разные подходы. Так вот, он изучил многочисленные трактаты, многочисленные школы йоги и дал свою личную классификацию или дайджест.
Дайджест, это когда, например, выходит множество прессы, а нам некогда ее читать, и выходит газета, где описано коротко все, что было в этот момент опубликовано другими. «Йога – сутры» Патанджали не является полноценным учебником по йоге. Там многие моменты совершенно не рассмотрены.
Пранаяма там дана буквально два – три слова. Мантра йога приведена крайне сухо, лаконично, неудовлетворительно. С точки зрения, если вы кого-то хотите научить этой науке. В то же самое время, какие-то моменты более или менее ничего, связанные с концентрацией и медитацией. Поэтому «Йога – сутры» Патанджали один из самых уважаемых текстов, но не единственный. Более того, в кругах практикующих йогов он безмерно уважается, но не считается каноном, по принципу того, что если чего-то нет в «Йога - сутрах» Патанджали - этого нет в йоге, это далеко ни так.
Теперь к существу вопроса: Патанджали дал известную классификацию йоги, названную «Аштанга-йога» или «восьмеричный путь йоги», где разбил все стадии на восемь ступеней и отчасти включил моменты связанные с Первым и Вторым принципом йоги не в оформление принципов не через возникновение как таковых через систему возникновения систем Микрокосмоса и Макрокосмоса, хотя косвенно на них ссылался. Опять же, в своих афоризмах, как выжимку, он дал на тот момент наиболее подходящие рекомендации для практиков в предельно коротком виде, отсюда возникли его две первые ступени Ямы и Ниямы, по сути дела, включающее в себя все те же рекомендации, которые вы можете получить из Первого и Второго принципа йоги, а также частично из Третьего принципа йоги, но привязанные очень узко для практиков, и в настоящий момент не всегда эти пункты однозначно адекватно воспринимаются современными людьми и поэтому сейчас имеет смысл не давать наработки для тех времен, а давать более глубинные предпосылки того же трактата «Йога – сутра» Патанджали, который безусловно опирается на ведическое знание и является фактически выражением
Вед.
Для настоящей эпохи более разумно рассматривать Веды, а потом уже на «плацдарме» Вед анализировать и в лучшем объеме понимать и в том числе и «Йога – сутра» Патанджали. Без понимания Вед вы даже комментарии не поймете на «Йога - сутра» Патанджали, а уж сами их читать больше не представляется возможным для современного человека. Вот по этой причине, конечно, полезно знать принципы Ямы или Ниямы, но они вас, Бог знает, куда могут вас завести, если вы их выдерните из контекста.
Я постоянно повторяю, есть там некоторые пункты, которые ставят просто на нет вашу практику. Когда дается просто принцип «Ахимса» - не убей – это для обычной человеческой жизни нормально, понятно, что вас призывают никого не убивать, но как только отрывается это положение от реальной жизни, человек начинает уже умничать: «Не убей – человека, животное – не убей, а потом по нарастающей: Червя- не убей. Муху - не убей. Микроба - не убей…» и все – тупик! Логический тупик! В результате, вы прекрасно знаете, что в той же Индии до сих пор есть касты джайнов, которые ходят с повязками на рту, хотя это другая система в отличии от «йога – сутр» не являющая канонической, то есть они не признают авторитета Вед, но вот к чему может такая недосказанность привести. Опять же, пример с непринятием доров. То есть, если дословно следовать, то про день рождения свое вы все должны забыть. Когда вам кто-то пустяк какой – то дарит, вы должны от этого отказываться, потому что понимаем мы подарки как что-то из сегодняшнего времени, а смысл был совсем в другом, смысл был – непринятие взяток. И вот попробуй, разберись. Поэтому гораздо выгоднее и легче начинать с более фундаментальных основ, а потом из них выводить и в том числе положение Ямы и Ниямы, и мы не сделаем тогда критических ошибок, которые делают другие современные последователи йоги. Вот такая ситуация.
Давайте разбавим немного адреналином нашу лекцию. Итак, пусть себя сейчас кто-нибудь похвалит.
Студент 12:
Я большая молодец, но я соблюдаю принцип тайны, и не могу рассказать конкретику.
Вадим Запорожцев:
Принцип тайны – вещь хорошая, но вы помните, что он должен всегда компенсироваться Принципом открытости, иначе вы будете превращаться в сектоподобное образование, где на любой вопрос: «Как дела?» будет ответ: «Принцип тайны!» Понятно, что есть вещи, которые иногда не надо озвучивать раньше времени, но вы помните, что Принцип Открытости действительно крайне необходим, вы должны делиться своим опытом, а вы как будущие преподаватели йоги – это ваша прямая обязанность. Как вы свое состояние перенесете другим? Только своим опытом. Поэтому нужна предельная конкретика. Согласно положению Принципа Тайны – тайну вы должны осуществлять в практиках до тех пор, пока не будет прямого указания тех, кто вас ведет по тропинке йоги, если те, кто вас ведет по этой тропинке йоге, даст вам указание обнародовать – вы должны не задумываясь обнародовать.
А так как все, чем мы занимаемся, должно быть в рамках Открытого Йога Университета и все чудесное, уважаемое собрание имеет полномочие от вас требовать конкретики вы должны эту конкретику давать. Йога когда-то чуть не погибла из-за этого. Но я подозреваю несколько другой момент, вы просто не готовы вспомнить; поэтому давайте так, вы перед очередной лекцией будете готовиться, зная, что потребуется конкретика на «какой я молодец!»
Друзья, давайте перейдем ко второй нашей части, но прежде я хочу сделать серьезный акцент. Все-таки, когда мы с вами говорим про алгоритм принятия решений, возникает образ чего-то безжизненного, механистичного, тупого. Нужен правильный акцент. Тем фактом, что мы вспоминаем, что мы свободны, мы уже вносим какую-то жизнь. Мы вспомнили, что мы свободны, мы поразмышляли, как себя вести, вспомнили второй раз, что мы свободны и все-таки эти размышления, пусть и механистические, обрамляются во что-то живое. Фактически, друзья, что такое есть жизнь? - Я живых существ через разные тела, через разные формы. И все многообразие жизни через листики, через птичек, людей, зверушек это фактически проявление высших Я этих существ через это многообразные тела, которые они трансформируют, которые они эволюционируют. Но исходная точка – это высшее Я каждого живого существа, а оно свободно, поэтому
можно смело ставить знак равенства между понятием жизни и понятием свободы. Не бывает свободы без жизни, а жизни без свободы. Сложная связка, друзья, неочевидная.
Йога, друзья, это в первую очередь доброта, милосердие. Йога в первую очередь это открытые ваши чувства, когда вы чувствуете боль и страдания других не менее, чем свою собственную. Самая большая ошибка, которую делает человек – он увлекается насилием.
Насилие, на первый взгляд, дает иногда прекрасные результаты. Кого-то подавить, какие-то законы внедрить, которые подавляют и вот видишь, что все уже поджались, ушки и хвостики прижали и начинают бегать, боясь кнута. Но вы помните, что любое насилие или нарушение Первого принципа йоги в результате крайней необходимости, это как если бы вы брали в долг под чудовищные проценты. Представьте, вам нужно решить чудовищную проблему, а у вас нет денег, вы, конечно, можете взять в долг, точно так же и здесь, решая какую-то проблему, вы можете иногда применять насилие, но знайте, это долг с чудовищными процентами, которые надо будет выплатить все до копейки. Поэтому это самый нехороший вариант.
К сожалению, на протяжении всей истории мы видим, все правители проходят этот искус и мало кто с ним справляется. Как только у человека появляется хоть какая-то маленькая реальная власть, все склонны проявлять насилие. Действительно, это такой соблазн, особенно когда тебе удалось с помощью насилия что-то сделать. Возникает соблазн применять насилие там, где надо и там где не надо и это момент тупика. Сколько достойных политиков начинали блестяще свою карьеру, приходили к власти, даже применяя иногда насилие, они стабилизировали ситуацию, приводили в порядок страну, но потом что? Потом что-то неуловимое менялось, а они по привычке продолжали забивать гвозди, всех строить, применять репрессивные методы. И сейчас я смотрю на наших некоторых правителей: ну зачем сейчас-то? Это очень плохо применять насилие там, где можно милосердием решить, там, где даже не милосердием, а просто сесть и хорошо подумать.
Все попытки отобрать у людей свободу, ввести крепостное право, потом была прописка, сейчас регистрация. Референты этих больших начальников, зачем они их так подставляют, зачем пытаться сейчас зажимать там, где зажимать нельзя. Будет взрыв, будет слом системы. Больше милосердия надо. В этом самая сложная вещь, вы не на секунду не должны забывать, что каждым своим действием вы строите Вселенную, в которой вы будете жить сами. Вам захочется попадать под действие своих же собственных дурацких законов? Нет! Так и не придумывайте их. Придумывайте изначально законы человеколюбивые, открывающие, дающие свободу, но ни как не затягивающие гайки, хотя бы по той простой причине, что это кредит. Иногда он необходим, да бывает крайняя необходимость, как учит Первый принцип йоги, ну никуда не деться, надо гайки закручивать, но это бывает очень редко, друзья. И как только хоть какая-то возможность появляется гайки не закручивать – их надо раскручивать. И весь алгоритм, который мы сейчас с вами рассматривали, это можно сказать человеколюбие, гуманизм в упаковке готового продукта. Это он просто называется алгоритм, никакой это ни алгоритм, это просто то, к чему вы придете рано или поздно.
На прошлом нашем занятии очень хорошая мысль прозвучала, о том, что рано или поздно осуществляя свою свободу вы поймете, что Первый и Второй принципы это никакие не ограничения свободы, а наоборот – единственная способность ее реализовать «не схлопывая» в будующем. Что бы от ваших же действий ваша же личная свобода в будущем не уменьшалась и поэтомудля йога или йогини Первый, Второй, Тритий принципы йоги они становятся естественны, не потому что это насилие над собой, не потому что это как-то ущемляет их свободу, а потому что это наиболее красивый и человеколюбивый способ проявить свою свободу, так, чтобы в дальнейшем она не ущемлялась. И поэтому я еще раз хочу сказать: будьте добрыми, друзья! Не надо никого обижать. Если есть возможность по-хорошему что-то решить – решайте по-хорошему, если есть возможность без насилия, без закручивания гаек, без устрашения, без запугивания. Если есть возможность не пользоваться этим кнутом – не надо им пользоваться, даже если предыдущие ваши эксперименты показывали, что это эффективно. Времена могут измениться, и ваша Дхарма может сделать резкий поворот. Да, бывают моменты, где надо кулаком по столу, да бывают моменты. Но в течение мгновения все может измениться и ваш кулак по столу будет совершенно неуместен и приведет вас к чему-то более плохому. Поэтому мы помним, когда вспоминаем Первый принцип йоги, что бывает крайняя необходимость его нарушать.
Пример: когда вы сражаетесь на войне за Родину. Но откуда эта крайняя необходимость? Из понятия Долга. А что такое Долг? Долг – это осмысление высшей доброты, что кто-то другой от вас зависит и вы должны максимально проявить себя с хорошей, светлой, доброй стороны в отношении какой-то одной группы людей может быть в таких обстоятельствах, что приходится нарушать, но только до того момента, пока не возникнет возможность это изменить все по-доброму.
Вот у нас есть медитация: «Да будут все живые существа счастливы», живые существа здесь - это и люди, это и звери, это и птички. Если есть возможность не убивать – мы должны не убивать, если есть возможность не мучить – мы должны не мучить. Ни словом, ни мыслью, ни делом не надо никому делать плохо. Делая плохо кому-то, вы все равно, по большому счету, делаете плохо себе, только это придет немножко позже, это называется закон кармы. Мы живем в той Вселенной, которую мы сотворили. Вам надо творить дурацкие законы в этой Вселенной, чтобы под них попадать? Не надо!
Теперь мы переходим к серьезной части, которая называется свобода. Прежде чем мы начнем рассматривать ее, мы узнаем у студентов,
в чем цель йоги?
Студент 13:
Цель йоги - это самопознание, и как результат достижение сверх. Вещь весьма абстрактная, иногда называют сверхсчастье, иногда бессмертие, иногда познание своего Высшего Я или познание Вселенной. Иногда йогу называют системой самопознания приводящую к этой цели, иногда йогой называют и эту самую конечную цель.
Вадим Запорожцев:
Еще кто-нибудь добавит?
Студент 14:
Цель йоги в самосовершенствовании. Когда мы постигаем свое Я, глубину своего Я, осознаем себя, соответственно вокруг нас меняется наша Вселенная. Наша Вселенная и те люди, которые рядом с нами они тоже подпадают под это действие.
Студент 15:
Цель йоги - это стремление к свободе, что бы осознать свое Я и осознать свободу.
Студент 16:
Основная цель йоги – это обретение свободы.
Студент 17:
Цель йоги –это открытие свободы, не обретение, а открытие свободы.
Студент 18:
Абсолютной свободы.
Студент 19:
Конечная цель йоги - это просветление, а все остальное это побочное, это способ достижения.
Вадим Запорожцев:
А что такое просветление? Друзья, здесь интересная мысль, которую вы должны разобрать досконально, так как вы будущие светила и все человечество смотрит на вас затаив дыхание, перевернете вы все таки эту ужасную ситуацию к лучшему или так и будем мы в скотстве. Вам рано или поздно придется отвечать на самые разные вопросы перед самыми разными аудиториями. И вот представьте себе зал, заходит человек и говорит: «Здравствуйте, я представитель системы Благл. Моя цель, чтобы каждый из людей достиг состояния Благл. Для этого надо делать то-то и то-то, того-то и того-то не делать, кушать это, не кушать это и огромное число таких вот объяснений
Великолепная система «Благл»! Как, вы еще не занимаетесь системой «Благл»? Так давно пора заняться ей и достичь состояния «Благл». «Благл» - это еще такая благозвучная вещь.
Представьте, что был в средневековой Индии Великий Хрюньдель. Это у него имя такое – Хрюндель. Это у нас оно ассоциируется с какой-нибудь свинкой, поросенком, а на санскрите - это может быть совершенно уважаемое слово, например, посвященный или адепт тайного пути. И вот Великий Хрюндель достиг состояния хрюкотания и призывает нас делать тоже самое. Отсюда возникло течение Хрюнделизм и надо обрести себя в этом течении и достичь этого состояния хрюкотания. И вы понимаете, что отвечая на один вопрос, вы порождаете массу других вопросов.
Когда мы говорим, что мы стремимся к Просветлению, мы должны тут же объяснять, что мы имеем ввиду под словом Просветление. Когда мы говорим, что мы хотим достичь состояния самадхи, мы должны тут же пытаться объяснить, что такое состояние самадхи. Если мы говорим, что мы хотим достичь состояние нирваны, мы должны пояснять, что такое нирвана, иначе это просто сотрясание воздуха, поверьте это иногда звучит не менее странно, чем состояние великого Хрюньделя, который ушел в поля хрюкотания, растворился в космическом хрюкотании и т.д, и т.п. Нужно чтобы мы не были в глазах людей, которым мы понесем знание какими-то марсианами абстрактными.
Поэтому нужно очень четко выбирать то, что мы говорим и идти в более логичной последовательности. Когда мы говорим про йогу, мы говорим: цель йоги – самопознание. А зачем мне оно самопознание? Может оно мне не нужно? Может мне от него плохо будет? Этот вопрос, чего мы хотим, куда мы стремимся, он очень сложный. Потому что цель йоги, то состояние самадхи или нирваны, оно сверхлогично. Его языком выразить нельзя. А когда мы объясняем какие-то философские концепции или учения, мы много-много всего должны наплести. Начинаем мы говорить, мы хотим выйти за пределы кармы, тогда мы должны сказать, что такое карма и где ее пределы вообще. Есть у нее пределы или их вообще нет. Это очень сложная такая вещь, но к счастью есть такие слова, которые являются неким мостом. Мостом из логики во что-то, что мы не можем осознать до конца, но интуитивно мы понимаем, что имеется ввиду. И вот одним из таких слов является слово свобода.
Каждый из нас знает на своей шкуре в ограниченном варианте, что такое свобода. Если у вас в кармане есть пачка долларов, ваша свобода несколько шире, чем если бы ее не было. И мы уже знаем, что счет в банке расширяет нашу свободу. Если у нас есть автомобиль или дом, то наша свобода может проявляться в большей степени. Так же есть множество факторов, которые дают нам понять, что такое свобода, и что такое не свобода в относительном смысле. Прежде, чем мы дальше пойдем, давайте мы с Вами порассуждаем на тему свободы. Для этого вспомним наше домашнее задание.
Студент 20. Когда я рассуждал на тему свободы, у меня возникло несколько противоречивых мыслей. С одной стороны мы говорим, что мы свободны, с другой стороны мы вспоминаем, что у нас есть долг, у нас есть карма. У меня такая аналогия возникла, что мы свободу рассматриваем в одной плоскости, может быть, имеет смысл посмотреть в других проекциях, например, внутренняя свобода. Мы в большей степени говорим о внешней свободе, что мы можем сделать, куда пойти, какие решения принять и т.д, т.е.мы говорим о свободе действия, но есть еще свобода мысли, свобода восприятия ситуации, здесь мы действительно свободны, в вопросе о том, как нам мыслить, как нам воспринимать ситуации, о чем думать – здесь мы действительно свободны. Я считаю, что это понятие свободы, тоже имеет право на существование, и в нашей жизни играет немаловажную роль.
Студент 21. Свобода, тождественна свободе от неведения. Если мы свободны от неведения, то мы обладаем тем всезнанием, той интуицией, которая поможет нам принимать решения, которые не будут предполагать причинение вреда и негативных последствий для нас и для окружающих.
Студент 22. Размышляя о свободе, я пришел к неожиданным для себя выводам. Абсолютная свобода – это есть бесконечная возможность выборов и бесконечная возможность эти выборы воплотить в жизнь. Т.е. это бесконечность, помноженная на бесконечность. Если возникают какие-то условия – это уже не свобода, значит абсолютная свобода – это понятие сверхлогичное. В этом случае сверхлогика уничтожает возникающие противоречия. Далее, в области логики получается, что если я хочу быть абсолютно свободным, то условием для этого является то, что я один. Если я один, то в этом случае я могу быть в плоскости логики абсолютно свободным. Отсюда возникает вопрос, буду ли я счастлив, если я буду абсолютно свободен?
Вадим Запорожцев: Очень интересно. Мне очень понравилось сравнение с вариантами, количество вариантов и количество их решений. У меня был один товарищ, который жил в каком-то селе. Он говорил, там, где я живу, у меня есть только четыре места, куда я могу устроиться работать, т.е. я фактически должен выбирать между ними. Если я приезжаю в районный центр, там уже 20 мест, куда я могу устроиться работать. Если я приезжаю в Первопрестольную, то там 200 мест. Если я приезжаю в США, то там уже 2000 мест, куда я могу устроиться работать, такая экстраполяция. Но по прошествии времени этот товарищ скорректировал этот список, он действительно прошел весь этот путь от самых низов, до Америки и потом вернулся и уже несколько лет живет здесь. Он сказал, что как не странно, это не такая кривая роста, а есть некий пик, а потом он начинает падать. Оказалось, что и в Америке при условии многих факторов количество мест, куда ты можешь устроиться работать дает минимум приемлемых вариантов.
Студент 23. Я размышляла о свободе в плоскости логики, потому что в области сверхлогики – это слишком сложно для восприятия. В плоскости логики, свобода – это когда мы не зависим от чего-либо и кого-либо и от нас никто не зависит. И для достижения такой свободы, мы должны либо не вступать во взаимоотношения с кем-либо, либо вступать во взаимодействие на равных правах. Это тоже достижимо вне плоскости кармы. Таким образом, мы приходим к пониманию, что абсолютная свобода – это нечто сверхлогичное. Рассматривая свободу в плоскости кармы, мы видим, что имеет смысл обретать свободу, если обретая ее, мы обретаем счастье. С другой стороны, мы видим, что часто проявляя свою свободу, мы в последствие обретаем несчастье. Наша жизнь – это результаты наших предыдущих поступков, которые ограничивают нашу свободу в будущем.
Студент 24 (заочник). Свобода – это отсутствие обусловленности: условиями жизни, кармой, предыдущим опытом, чем-то внешним. Когда нет кармы, когда карма не действует, т.е. – это выход из плоскости кармы, из плоскости причины и следствия.
Вадим Запорожцев: Мы сейчас организуем приобретение телевизора, чтобы можно было видеть заочников в интерактиве. Чтобы было большее ощущения адреналина и присутствия для заочников.
Знаете, весь мир связан. Вот нам кажется, что мы здесь сидим, что ничего не зависит от того, что мы здесь делаем или не делаем. Я вас уверяю, у меня было однажды очень любопытное хобби. На заре, когда кое-какие трактаты по йоге начали публиковаться, а я имел отношение к тому, чтобы их обнародовать на русском языке. Мы разработали систему отклика. Т.е. дается новая практика и публикуется. И она самым непостижимым образам передавалась, кто-то что-то прочитал, кому-то передал, пошло, пошло, знаете, как круги на воде разошлись. А потом, мы получаем сходящуюся волну, т.е. люди под влиянием как каких-то размышлений, рассуждений, практик йоги, поменяли свою жизнь, получили какие-то свои хорошие результаты и обратный отклик, и менталитет буквально страны чуть-чуть, раз, и изменился, раз и изменился.
Знаете, в ЦРУ очень популярна была в 80-е годы концепция агентов влияния, т.е. не обязательно было с какой-то системой закоренелой бороться, нужно было просто грамотно подбрасывать известные мысли, чтобы они грамотно внедрялись в умы народа и немножко изменяли ситуацию. И нужно сказать, что эта концепция прекрасно работает и великолепно согласуется с концепцией принятия решений.
Представьте себе, наши правители пытаются нас всегда задавить. Им так проще. Любому бюрократу удобно, чтобы вы все построились в шеренгу, пересчитались на первый второй, упали, отжались, и делали так, как им выгодно. Если же вы заявляете, что вы этого делать не будете – это сначала для них шок. Как это так? На протяжении тысячелетий в древней Руси, как только царь какой-нибудь грозно посмотрел – все уже затряслись. А если на этот грозный взгляд вы не отводите своего взгляда и спрашиваете, а собственно говоря, кто ты такой, и почему я должен под тебя танцевать. Это очень отрезвляюще действует. Выход один. Либо опять катушку репрессий применять. А катушку репрессий не так-то просто раскрутить. Мало желающих палачами работать. Человек по природе своей добрый. Говорят, СС-овцы в концлагерях спивались, потому что не выдерживали этих зверств и не могли смотреть на страдания других. Поэтому, вы должны это понимать, как знаете, секрет пороха какого-то изобрели, и раз, мир поменялся или какое-то лекарство новое изобрели, и мир меняется. Вам стоит только сказать какую-то мысль, и вы начнете замечать, как мир меняется, и это самый хороший способ пообтисать мозги звериные. Иначе найдется полным-полно желающих претендующих на вашу свободу. А зачем с Вами считаться, если вы быдло, если вы бараны, если вас гнать можно? И в этом отношении - это вопрос серьезный – вы должны биться за свою свободу! Опять же, как биться? Хотя бы тем, что вы должны знать о том, что вы свободны.
Если вы знать не будете, если вы будете считать, что я никто и зовут меня никак, то очень легко будет вами манипулировать.
Недаром в йоге считается, одна из самых мощнейших практик, когда йогин с утра до ночи себе говорил: «Я свободен! Я свободен! Я свободен!.. И когда он в жизни сталкивался, когда действительно вопрос решался, свободен он или нет, то если он постоянно помнил, что он свободен, то у него было больше шансов осуществить свою свободу. А если даже его подавляли, то это был только вопрос времени, когда он из пепла восставал и все равно свою свободу осуществлял. Но продолжим. Кто еще хочет высказаться по поводу того, что такое свобода?
Студент 25. Для меня свобода – это возможность сделать выбор, среди множества вариантов и возможность этот выбор реализовать.
Студент 26. Для меня свобода в большей степени ассоциируется с понятием воля. Как мы когда-то волеизъявили те законы и ограничения, по которым мы живем, так мы можем их убрать.
Студент 27. Я хотел бы дополнить тему вопросом ответственности. Так как у нас вопрос был о свободе и ответственности. Цель йоги – это достижение свободы за счет устранения незнания и неведения. И чем больше мы устраняем незнание и неведение, тем больше мы свободны, соответственно тем больше наша ответственность в окружающем мире.
Студент 28. Мне кажется, что живое существо проявляет себя в материальном мире в нескольких плоскостях. Первое – это наше тело. Как мы владеем своим телом. Если мы больны, то соответственно свобода нашего тела уменьшается, если мы занимаемся практиками йоги, то мы имеем здоровое тело, которое нормально функционирует, соответственно у нас больше свободы. Дальше свобода нашего ума. Мы развиваем свободу своих убеждений, своих установок, и важно понимать ограничения, которые у нас есть. Дальше свобода нашей энергии. Свобода осуществлять наши намерения, как-то проявляться, иметь силу и прану на это все. И свобода нашего духа, свобода сверхлогичная, свобода абсолюта, которая является самой главной, и до которой мы добираемся в самом конце.
Вадим Запорожцев: А у меня встречный вопрос. Можно ли рассматривать все эти свободы по отдельности или все они вытекают из общей свободы?
Студент 29. Да, они вытекают из общей свободы.
Студент 30. Для меня свобода – это единство со всей Вселенной. Ощущать себя не отдельной какой-то единицей, а целым. Ощущать себя продолжением Вселенной. Если говорить о карме и дхарме, то для меня это спасение, потому что я очень ясно увидела, что они защищают меня от различных проявлений моего неведения. Действие кармы еще очень сильно, и выполнение первого и второго принципа йоги, которые ведут меня по пути дхармы позволяет мне не совершать тех ошибок, которые еще в большей степени ограничили бы мою свободу в будущем.
Студент 31. Я думаю, что абсолютное состояние свободы – это отсутствие условий выбора. Когда человек живет свободным от желаний, живет на интуиции. У него не возникает вопросов, куда ему двигаться, влево, вправо, таким образом, он становиться свободен от метаний.
Студент 32. Я - Григорий, свободный слушатель. У меня есть предложение. Может быть, мы зарегистрируемся как политическая партия и эти принципы перенесем на нашу страну, тогда наша страна возродиться.
Вадим Запорожцев: Григорий, у меня есть встречное предложение, давайте вы организуете политическую партию, но не будете связывать ее с йогой, потому что если она провалиться, то не хотелось бы, чтобы у людей возникала негативная ассоциативная связь с йогой.
Студент 32. А мы вас президентом выберем.
Вадим Запорожцев: Меня президентом – нет. Это не моя дхарма. Друзья, вы должны понять так же такую вещь, надо найти свое место. Конечно, если я почувствую, что моя дхарма занимать какое-то место, я его займу. Но сейчас я четко понимаю, что не моя дхарма стать президентом или в политику идти. А вот кто вам мешает, пойти в политику и построить партию. При этом можете под кальку взять принципы йоги. Правда, не называйте, что это йога. Потому как, если провалитесь, не хорошо будет, если будет тень сомнения на йогу брошена.
Студент 32. Духовную поддержку вы нам гарантируете?
Вадим Запорожцев: Друзья, как я могу вам не гарантировать духовную поддержку в вашем стремлении быть свободными самими и сделать свободными других, если сам абсолют этого хочет? Я то, кто? Если сам Абсолют сделал нас свободными, и радуется, когда все свободны? Если вы выстроите какую-либо систему с уважением фундаментальных принципов Вселенной. А самый фундаментальный принцип Вселенной – это свобода, то ваша система будет самая долговечная. Если начнете эту свободу как-то ущемлять, то срок жизни у вашей системы будет поменьше. Если хотите, чтобы ваша система была долговечной, внедрите туда самые фундаментальные бессмертные законы. А самый фундаментальный бессмертный закон Вселенной - это закон свободы. Мы даже смерть придумали, пользуясь законом свободы. Поэтому такое встречное предложение. Но я честно сказать сомнительно смотрю на всякие политические партии. Слишком большой страх у людей, люди всего бояться. Мы боимся без куска хлеба остаться. Мы боимся остаться без работы, без жилья, без ничего. Мы боимся свой голос поднять, потому что нас задавят какими-нибудь КГБ-ыми методами.
Я еще раз призываю Вас, создайте политическое течение, постройте его на фундаментальных принципах свободы. Не надо ничего изобретать, все уже давно изобретено до нас. Меня интересует принцип свободы не из-за политических партий, а из-за того, что если мы с Вами его не ухватим, мы опять построим систему хрюнделизма. И будем призывать всех выйти в состояние хрюкотания и там раствориться. Это будет разговор ни о чем. Мне нужна свобода в чисто учебном процессе. Иначе вы не поймете, что такое йога, не поймете методы йоги и не сможете реализовать их. Кто еще не говорил?
Студент 33. Абсолютная свобода – это наивысшая степень свободы. Сейчас на данном уровне сложно о ней рассуждать, поскольку мы не знаем что это такое.
Вадим Запорожцев: Абсолютно правильно. Все наши рассуждения размышления свелись к двум вещам. Свобода относительная, которую мы понимаем и чувствуем, и свобода абсолютная, которую мы чувствуем, но не понимаем. В этом заключается очень хорошая вещь. Потому что это превращается в некий мост из обусловленности в сверхлогичность. Это отправная точка того, чем мы занимаемся.
Есть аналогия, когда мы с вами рассматривали йогу влюбленности. Мы рассматривали идею бхавы, как некую затравку, чтобы в правильном направлении двигаться. Иначе просто все превращается в абстракции. Вот у нас есть наше тело. Хорошее, только не очень – болит. Начинаем здоровье поправлять. Поправили здоровье, у меня степень свободы расширилась. А возьму ка я, тайные практики попрактикую и научусь всякие чудеса сверхживучести проявлять, раз и у меня степень свободы еще расширилась. А дай ка я интеллект свой потренирую, по отчищаю, по оттираю, и я раз, стал более умным, и моя свобода опять расширилась. И я начинаю замечать, что моя свобода расширилась, потому что если я раньше, как баран в одни и те же ворота стучался, то теперь я раз и обхожу все препятствия. Я сталкиваюсь с каким-то ограничением в жизни, это вызов. Что такое? Я свободное существо, а тут какие-то ограничения. Это вызов! Да есть задачи, на которые приходиться несколько жизней тратить, прежде чем вы их решите. Но это будет хоть что-то, если вы скажете, чем вы занимаетесь в йоге. Еще раз, если вы скажете, что вы стремитесь к самадхи, вы как правило, сами не понимаете, а люди, которые будут вас слушать, еще меньше будут понимать.
Студент 34. Свобода – это знание своего несовершенства и понимание ответственности, и того, что мы живем по тем же законам, которые сами себе создали. Мы должны преодолеть свое неведение и тогда мы расширим степень своей свободы.
Студент 35 (заочник). Свобода возникает, когда работая над собой, занимаясь самопознанием, мы устраняем свои негативные проявления: страх, жадность, ревность и т.д. Это все больше и больше увеличивает диапазон нашей свободы, выходя на уровень абсолютной свободы.
Вадим Запорожцев: А давайте, я все таки ложку дегтя добавлю в Вашу бочку меда. Моя задача – это чтобы вы все научились самостоятельно думать. Чтобы вы все превратились не в копирующие единицы, а в творческие единицы. А кто вам сказал, что вы свободны? Может вас обманули? У вас же тело. А тут про какое-то высшее я говорят. Какая уж тут свобода? Вот не покушаю завтра и умру, какая тут свобода?
Студент 36. Я хочу сказать, что свобода – это ваше личное внутреннее понимание, и иногда создаются такие условия, что всем остальным будет казаться, что ты не свободен, что ты в каких-то рамках, а ты внутри этой сложной ситуации двигаешься дальше и понимаешь, что ты все равно свободен.
Вадим Запорожцев. Так может это самообман? Самогипноз? Я в концлагере, а меня плеткой погоняют. Пошел! А думаю, что я свободен! Сейчас совершенно свободно возьму эту деталь и буду ее нести.
Студент 37. Понятие о свободе – это выводы из аксиоматики йоги. Мы принимаем их, как аксиомы посредством авторитетного свидетельства. И дальше, двигаясь по этому пути и достигая определенных состояний, мы увидим подтверждение этому.
Студент 38. Свобода – это устойчивое состояние вдохновения.
Вадим Запорожцев: Интересное положение, но так же можно свести к галлюцинации. Алкоголик, налил себе стаканчик водочки. И у него так же возникло устойчивое состояние вдохновения.
Студент 38. Необусловленное ничем.
Вадим Запорожцев: Это уже интереснее.
Студент 39. Состояние свободы можно проверить. Например, что значит свобода и ответственность? Я хочу быть свободным. Я хочу быть свободным от денег. Я хочу быть финансово независимым. Для того чтобы стать финансово независимым, я должен открыть свою фирму, и я стану ответственным за тех, кого я взял, тем самым я дам им свободу. Я сделаю свободными тех, за кого я беру ответственность, так как они тоже в финансовом отношении станут более свободными.
Вадим Запорожцев: Друзья, смотрите, начинает проступать два таких фактора, Свобода - какая? Абсолютная или относительная – это, во-первых? Во – вторых, свобода и галлюцинация свободы. А собственно говоря, кто нам сказал, что абсолютная свобода есть?
Голос из зала. Вадим Запорожцев сказал.
Вадим Запорожцев: Ну не будем, был бы тут не Вадим Запорожцев, а Анандасвами сидел бы какой- нибудь. Какая разница? Когда мы говорим о свободе, тут же начинают проступать какие-то факторы ответственности. Тут же все начинает переплетаться и переплетаться в совсем не очевидный клубок. Почему я об этом говорю? Это к вопросу про политические партии. Идеалы французской революции были очень расчудесненькие. Идеалы Великой октябрьской социалистической революции так же были расчудесненькие, но постоянно подменивались понятия. Свобода, свобода относительная или абсолютная? Свобода и ответственность. Где начинается ответственность и где заканчивается свобода? На эти вопросы эти политические партии ответить не смогли. А они и не могли ответить на эти вопросы, потому что это очень серьезные философские вопросы. И ответы на эти вопросы сложнее, чем ответы на самые сложные вопросы высшей математики. Кто из вас знает высшие разделы математики? Кто из вас стремиться давать советы математикам. А вот советы политическим деятелям каждый второй готов давать. И при этом не понимаем, что замахиваемся на очень высокое.
Это как к Эйнштейну пришли люди и сказали. Вы такой выдающийся человек, вы открыли законы мироздания, а как же в политике? А как бы нам такую же изящную систему сделать в политике, как в естественных науках? На что Эйнштейн ответил, что вероятно политика сложнее физики. И она действительно сложнее, потому что здесь задействован человек, то что называется природой человека. Но давайте мы дальше пойдем.
Студент 40: Я хотел бы порассуждать на тему подневольного человека, которого погоняют кнутом. Первое, это то, что если он находиться в таком положении, значит - это его карма, и когда-то он сам создал такие условия. А второе, это то, что даже в этом положении у человека остается свобода. Если человек не принимает эту позицию раба, то он может пойти на смерть и не идти под кнутом. У него все равно остается выбор. Даже смерть, но это все равно будет его выбор.
Вадим Запорожцев: Очень хорошее дополнение. Выходит, что свободу на блюдечке с голубой каемочкой нам никто-то и не дает, и за каждый наш шаг к продвижению к свободе, нам приходиться платить иногда огромнейшую цену. А не так, что в явочном порядке. Здрасьте, я свободен! Это как с пропиской сейчас. У нас же сейчас очень много студентов, это же открытый йогоуниверситет, так все поперепугались сюда ехать. Особенно, когда там с высоких трибун говорят, что за отсутствие регистрации предусмотрена уголовная ответственность. Это же бред. Наши правители – это очень уважаемые люди, но кто им эти мысли подкидывает? Надо быть совсем тупым дятлом. У нас же не средневековье, сейчас это физически сделать невозможно. А мне уже письма пишут, что мы приедем, а нас тут на Новослободской в отделение милиции то и скрутят за отсутствие регистрации. Что за провокация идет? Так вот друзья, свободу приходиться отстаивать. И вот вопрос, а перед кем отстаивать? У кого ее вырывать из рук, нашу собственную свободу?
Голос из зала: У нашего неведения.
Вадим Запорожцев: Я сейчас не отвечаю на вопросы, а подвожу вас к ответу на вопрос. Мы еще несколько лекций с вами посвятим вопросам свободы. Кто еще что-то хотел сказать?
Студент 41: Исходя из того, что есть две степени свободы: относительная и абсолютная, хотелось бы вопрос задать по поводу ответственности. Как реализуется ответственность при относительной степени свободы более-менее понятно, там идет закон причины и следствия, так как мы обусловлены.
А как реализуется ответственность при абсолютной степени свободы?
Вадим Запорожцев: Друзья, запомнили вопрос? На следующей лекции мы будем отвечать.
Студент 42: Для меня свобода – это в первую очередь, ответственность за мои решения, за мои поступки. Т.е. это подразумевает, что совершая какие-либо поступки, я по отношению к людям должна придерживаться первого принципа, по отношению к себе должна придерживаться второго принципа. Следовательно, придерживаясь этих принципов, и ограничивая свою свободу, я начинаю соблюдать принцип «Обрати поражение в победы» и расширяю свою свободу.
Вадим Запорожцев: Опять же ложка дегтя, а может мы сейчас занимаемся самоуспокоением? Душа хочет, как вольный ветер гулять, а мы говорим: нет, нет, нет, нужно себя заставить. Знаете анекдот?
Встречаются два друга, долго не виделись. Один женился.
И холостой друг говорит: «О, Вася, привет, давай по пивку!»,
А женатый отвечает: «Не, что ты, нельзя по пивку»,
- Ну, давай в конце недели встретимся, поговорим.
- Не, нельзя, у меня дома дела.
- Ну, давай там, когда сможешь - то увидимся.
- Не, не могу, совсем у меня времени нет.
Холостой друг смотрит и говорит: «Э, брат, ну у тебя и жизнь стала. А ты не жалеешь?»
- Не, что ты, что ты - жалеть нельзя!
Как бы мы с вами не превратились в таких же самообманщиков. Что на словах мы йога – свобода. А тут себя нужно ужать, ограничить, лишнего слова не скажи. Не является ли это самообманом.
Студент 42: Мне кажется, что лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Т.е. лучше сделать и понять принесет это какие-то результаты или нет. Если результата не будет, то ты к этому возвращаться не станешь. А если не сделаешь, так и не поймешь никогда. Если я поражения обращаю в победы, то я подхожу к выполнению третьего принципа. Получается, что свобода тождественна отказу от страданий. И в руках освободившегося человека, свобода является неким инструментом помощи всем другим существам. Получается, что когда ты счастлив сам – счастьем поделись с другим.
Вадим Запорожцев: Это высказывание требует отдельного осмысления. Много сложных положений. Но времени их разбирать нет.
Студент 43: Возможно, здесь можно провести параллель с положением «Вовлекаясь – выходи». При этом мы поднимаемся на качественно другой уровень существования. Такой момент, когда мы увеличиваем свободу других людей, мы в том числе сильно расширяем и свою свободу.
Студент 44: Я хотел сказать с практической точки зрения. Йога использует все, даже свободу.
Студент 45: Свобода – это некий закон Вселенной. И каждое живое существо попадает под этот закон. Каждое живое существо – свободно. Задача йоги – это эволюция этого живого существа, когда оно начинает осознавать – я живой человек, я свободен.
Студент 46: У меня вопрос к размышлению для обсуждения на следующей лекции. Часто звучали тезисы: «Счастливы либо все, либо никто. Свободны либо все, либо никто. Здесь также говорили, что цель йоги – это просветление, свобода. Можно ли провести аналогию и сказать - «Просветлены все, либо никто».
Вадим Запорожцев: Чтобы дать ответ на этот вопрос нужно, дать определение понятию Просветление. Иначе это будет звучать: «В состоянии хрюндилизма либо все, либо никто». Мы будем продолжать эту тему на следующей лекции.
А сейчас сухой остаток. Сидит мужик напротив вас. И голову Вам морочит. Говорит, что вы свободны. Говорит, что есть абсолютная свобода, что эту свободу нужно как-то реализовывать. В общем, по полной программе голову вам морочит. А вы все съедаете. Как же вас можно назвать после этого?
Голос из зала: Зомбированные
Дружный смех.
Вадим Запорожцев: Я просто к чему хочу сказать. Давайте мы в самую глубину копнем. Собственно, а почему все именно так, а не иначе? Давайте мы оставим этот вопрос без ответа. Продолжим на следующей лекции.
Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио
и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:
Адрес
где нас найти,контакты:
Международный Открытый Йога Университет,
"Культурный центр «Просветление», Школа
Анандасвами. Россия, г. Москва, метро
Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29,
телефоны в
Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail:
HappYoga@mail.ruЭтот e-mail адрес защищен от спам-ботов,
для его просмотра у Вас должен быть включен
Javascript
, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия
Creative Commons. Вы можете копировать,
тиражировать и распространять эту лекцию,
желательно делайте ссылку на наш сайт
www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над
материалом:
Шаблон
опубликовал(а)-Белов Сергей
Текст напечатал(а)-
Текст отредактировал(а)-
Текст опубликовал(а)-
Краткое описание составил(а)-
Рисунки и фото создал(а)-временно
отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно
отсутствуют
Контрольные вопросы:временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:временно отсутствуют