Внешнее и внутреннее в Тантре

Мы в социальных сетях

 

Вопрос: Каждый человек имеет один из пяти типов учителей. Других не бывает?

Здесь акцент немного по-другому. Само понятие учитель - один и тот же, но проявляется он в разные периоды жизни в разных ипостасях. Понятие учителя в йоге достаточно трудно понять по той причине, что в йоге учитель - это сам Абсолют и не меньше, но иногда Абсолют делает такую хитрость: чтобы его легче поняли, начинает проявляться через того или иного человека или через обстоятельства, через стечение обстоятельств. Но в самом сильном проявлении - это проявление через человека. Во всех трактатах йоги, учитель - это Господь Бог во плоти, что всегда шокировало западных людей, что это такое за преклонение, что за обожествление человека...? Почему отношение у ученика к учителю, не больше не меньше, как к Богу? А достаточно все прагматично. Просто для ученика Господь Бог принял именно эту оболочку из костей и мяса, чтобы с учеником разговаривать. Есть еще другие аспекты, когда учитель проявляется ни через Абсолюта, ни через человека, а через стечение обстоятельств жизни. Иногда это все смешано, иногда это обстоятельства вперемежку с другими людьми, и так это все разворачивается. Поэтому сказать, что это какой-то один тип учителей проявляется так или иначе, мы не можем. Это пять проявлений. Мы идем от другой системы координат, поэтому нам что-то кажется диким и непонятным, но при более глубоком рассмотрении является чем-то очевидным, и другого быть не может. Почему вы, спящие Боги можете учиться у обычного человека? Или по-другому вопрос поставить - если учитель - не проявление Бога для вас, почему вы учитесь таким знаниям у обычного смертного человека? Или у небожителя, но какого-то ограниченного? Во всей йоговской практике говорится: не покупайтесь, требуйте всего и сразу по полной программе. Если учиться - то у Абсолюта непосредственно. Но дальше идут детали технического характера. А как это осуществить на практике? Как учиться у Абсолюта и не меньше. И тут приходят эти древнейшие знания, которые нам кажутся не совсем приемлемыми. А ты относись к учителю, как к Богу, и Бог будет проявляться через него. Сам по себе учитель, может быть, отношения не имеет к этому. Этот тот же принцип фигурирует в разделе, дай Бог, нам до него дойти когда-нибудь, в разделе йоги - Йоги Влюбленности. Там этот принцип наиболее присутствует.

 

Последняя тема, от  которой мы отклонились - это внутренний и внешний мир. Это очень важная тема, она несколько выпадает из той темы Тантры, которую мы рассматривали, и тех афоризмов дополнительных, которые мы сейчас рассматриваем. Но это достаточно важный момент для понимания. И сейчас я хочу каждого из вас выслушать, что он думает по поводу того, что есть внутренний и внешний мир.

- Внешний мир - это проявление внутреннего видения, то что мы себе представляем, о чем мы думаем, то и видим.

- Внутренний мир - это имеется в виду сознание и душа человека. А внешний мир - это то, с чем соприкасается это.

- Может быть, внешний мир - это ответ на наш внутренний мир.

- Внешний мир незаметно перетекает во внутренний, и тяжело найти ту границу, где начинается внешнее, а где внутреннее.

- Мы в тантре это изучали. Там был такой афоризм про микро и макрокосм, в первых афоризмах. Обычно под внутренним миром подразумевают какие-то эмоции, переживания, т.е. какое-то общее представление. Информация из-под сознания. Какие-то внутренние ощущения человека. А внешний мир - это то, что называют объективная вселенная, которую мы с помощью органов чувств воспринимаем.

- Мне кажется, это что-то единое. Тонкая полоска, тонкая грань. Выражается в зависимости от обстановки и обстоятельств, т.е. смещается либо в одну сторону, либо в другую. Она может выражаться полностью или не выражаться вовсе.

- Мне кажется. что нет даже тонкой полоски. Каждая обстановка - это иллюзия, зависимая от его внутреннего мира. Непонятно, где заканчивается внутренний и начинается внешний.

- Внутренний мир - это то, что внутри меня. Это мое сознание, моя душа. А то, что я воспринимаю - это мир.

- Мне кажется, что внутренний мир - это понятие такое нежизнеспособное. Как вы говорили, что каждый существует, как сгусток энергии, который меняется от обстоятельств. А внешний мир - это джунгли, в которых мы тропиночки ищем, для того, чтобы подбираться к Абсолюту.

- Мне кажется, что микрокосм и макрокосм - это все внутри, и наш внутренний мир, он настолько глубок, что проявление макрокосма , все у нас внутри. Внутренний мир - это все. Все, что мы имеем, это внутри нас. Мы выстраиваем наш внешний мир.

Вопрос: "А если микрокосм и макрокосм внутри, то что же снаружи?"

- Снаружи? Наверно, действительно, этой грани нет. Это как зеркало. Внешнее пространство - это отражение тебя.

Хорошо. Второй вопрос:"Что такое сон? Является ли это внутренним или внешним?"

- Внутренним это является. Мы же рассматривали, что по отношению к Я все является отношением к Я.

Сон - это внутреннее.

- Во сне с нами происходят те же события, что и в реальной жизни. Мы видим внешние объекты.

- Наше сознание смотрит на наш разум и строит разные изображения.

Если вы что-то говорите, вы выводите не опираясь на то, что вы услышали только что в лекции, а на какие-то свои жизненные критерии. Мы все люди, у нас у всех есть предыстория, мы прожили жизнь, мы получили информации достаточно, чтобы сформировать то или иное мнение по тому или иному вопросу. Поэтому, я вас прошу высказывать свое личное мнение. Каждый из вас творец. каждый из вас потенциально будет развивать эту науку. Именно такой подход рождается в школах, потом оно копируется.

- Если сон является очистительным процессом для внутреннего мира, то сон можно обозначить так: человеку свойственно находиться в четырех пространствах. Момент бодрствования, момент отдыха, момент сна, момент смерти, момент вечности. Это - луч.

- Мы ходим по миру, у нас скапливается информация. Это скопление информации является внутренним, мы потом размышляем, думаем, углубляемся в это. И сон является зеркалом того, что уже было.

Вопрос: "Кто согласен с этой точкой зрения? Приходит ли во сне что-то принципиально новое?"

- Это одна из граней жизни. Это свое пространство, как есть наше физическое, так есть пространство сна. Там могут быть образы и объекты, которые ты создашь, сколько хочешь наплодишь. А могут быть какие-то независимые.

Вопрос:"А состояние потери сознания? Что видишь, чувствуешь, ощущаешь? Бывают такие фазы сна, когда ничего не снится. Он где находится в этот момент - снаружи или изнутри? Это сон без сновидений".

- Конечно, внутреннего. Органы чувств отключаются - разум ничего не воспринимает.

- Видения или воспоминания, они не изнутри берутся, а из банка данных какого-то.

 

Так, давайте разберемся. Я сижу, у меня какие-то эмоции рождаются, воспоминания. Я в этом живу. С другой стороны, я открываю глаза и вижу людей. Согласитесь, что по степени восприятия этой информации, этой вселенной она заметно делится. Во втором случае я пользуюсь органами чувств, в первом случае, когда я погружаюсь в свои грезы и мне что-то видится и слышится. Можно разделить весь опыт на две равные части: тот, который приходит с помощью чувств, и тот, который приходит без восприятия органов чувств. Иногда человек открывает глаза с новым изобретением. Ведь он не во внешний мир сходил, он не в библиотеку сходил.

- Вопрос:"А что такое вообще внутренний мир? Может его нет?"

- Мне кажется, что просто договорились о такой формулировке: вот это мы будем считать внутренним миром, а это внешним. А это единое целое.

Мы начинаем подходить  к вопросу "Нужно ли погружаться целиком во внутренний мир, а внешний не имеет смысла?" Т.е. мы дошли до того, что грани собственно не видно. Проделаем эксперимент. Закроем глаза и мысленно пройдем пешком до Красной площади. Скажите - по какому миру вы сейчас шли? По внутреннему. Но ведь внутренний имел такую же планировку, как и внешний мир. Может вы по внешнему шли миру?

- Мы запомнили как это выглядит снаружи, а потом воспроизвели внутри.

- Мы шли по принципу внешнего, форму воспроизвели.

Или же сон - является ли то, что вы видите во сне внутренним или внешним? Трудно сказать, потому что сон - это как жизнь. Часть каких-то внешних факторов и какие-то ваши эмоциональные реакции на это. Вы видите кошмар и ощущаете свой внутренний мир во сне же и содрогаетесь. Вы видите прекрасный сон и испытываете радость. Внутренний мир испытывает переживания радости в сочетании с внешним миром во сне.

Теперь посмотрим, какие здесь есть моменты из йоги? Все, что вы получаете в йоге, вы должны обыгрывать и привязывать к жизни. Мир намного сложней любых наших жестких  представлений о нем. Но без этих представлений мы заблудимся в нем, но если у нас есть карта это не значит, что это истина в последней инстанции. Эта карта может меняться. Поэтому, выкидывайте из головы все ненужное. Когда человек читает йоговскую литературу, он впадает в состояние некритичного восприятия, как при гипнозе. В таких случаях лучше читать первоисточники и быть ментально независимым. Йога - это, в первую очередь, независимость. Пытайтесь все привязать к собственному опыту. Кто вам сказал, что у вас плохой жизненный опыт, недостойный? Истина не нуждается в подпорках. Если есть истина, то ваш опыт  туда вписывается тоже. Йога утверждает, что только сильный человек вырвется из своей кармы, слабый в ней же повиснет. В первую очередь, ментальная сила и независимость. Но не наглая независимость. Именно ваш личный опыт выведет вас. Вот несколько фрагментов из разных текстов:

*Существует только одна реальность. Нет двух, трех или десяти. Но ты не в состоянии воспринять эту реальность из-за ограничений до тех пор, пока не удалишь искажающую и затемняющую завесу кармы со своих глаз, эта завеса искажает, дробит и затемняет реальный, неделимый мир. Когда поймешь, станешь этим.

*То, что затемняет, искажает и дробит - есть твоя карма,  и природа ее - иллюзия. Она не существует сама по себе, но воспринимается тобой, как существующая. Она воспринимается  как поддерживающая все, но на самом деле, она не может ничего держать. Как дымка над поляной.

*Действуя через твой разум, она сосредотачивает твое внимание на том, что твой разум показывает тебе и отсекает все то, что отсекает разум, ограниченный кармой. Ты воспринимаешь не единую реальность, а делишь ее на внешний мир чувств и объектов и внутренний мир памяти, воображения и переживаний. Но целое нельзя разбить на куски посредством несуществующей иллюзии. Поэтому существует сон, который дополняет все то, что вырезал из восприятия разум, сосредоточенный внутри или во вне (допустим, в течение дня вы наблюдали за Магараджем, а какую-то часть думали о девушке). Когда же разум перестает функционировать и замирает в отупляющем тамастическом состоянии, ты пребываешь в состоянии сна без сноведения или состоянии потери сознания. Когда же твой разум отключается в сторону ясности или саттвы, ты находишься в сверхсознательном состоянии, где постигается единая, неразделенная реальность.

  Есть внешний мир и внутренний мир. И есть два ответвления: потеря сознания или сон без сноведений и есть высшее состояние (восприятие целого). Есть три кадра, в которых разум находится в трех ипостасях. Во втором кадре разум убит тамасом, инерцией. Он вообще не функционирует, не воспринимает ни внешний, ни внутренний - нет разума, нет и внутреннего мира. Или может быть внутренний мир без разума? Нет, не может. Тогда чем же мы будем это все воспринимать? Понятие внешнего и внутреннего, оно хоть и противостоит понятию внутри меня и вне меня, по отношению к разуму - это все внешнее. Деление существует, когда мы говорим с плоскости ниже разума. Для разума все внешнее. Но разум тоже является внешним по отношению к разуму. Об этом говорится на дисках  Йога Сутры Патанджали, которые мы записали и надеемся издать. Второй момент, когда разум опять  уничтожен, он мертв в третьем состоянии. Он не может воспринимать целое и не может воспринять. Воспринимает только Я непосредственно. Не через разум, а минуя разум. Это даже нельзя назвать интуицией, это прямое постижение. Но сейчас мы не интересуемся этими двумя уровнями, а поговорим о том уровне, в котором мы существуем в данный момент. У нас есть две составные части: внутреннее и внешнее. Внутренне и внешнее проявляет себя по разному. Иногда мы внешние факторы воспринимаем по-разному, в зависимости от плохого или хорошего настроения, как бы из внутреннего к внешнему веревочки. Нельзя представить себе внешнее состояние без эмоций, мы же не роботы.

 

Сны.

 

Поговорим о понятиях сна. Так что же такое сон и для чего он нужен? В течение дня мы воспринимаем вселенную, у нас нет двух вселенных, у нас нет двух реальностей. И эта реальность, которую мы воспринимаем - наружу мы смотрим или углублены в себя - мы воспринимаем ее искаженно, и накапливается эта ошибка. Потому что мы должны видеть вокруг себя только Господа Бога, всю грандиозность Вселенной. Мы видим только часть вселенной, но это реальный мир, это один из частных случаев проявлений вселенной. Мир - он единый. Но он одной своей гранью проявляется как внутренний и внешний конгломерат восприятий. Информация поступает целиком, но получаем мы ее вырезанными кусочками. Причем мы сами наложили эти рамки. Река то течет, какие бы мы рамки ни накладывали, поэтому все должно меняться. И вот тут появляется Йога Сновидений.

Так вот СОН - это добавление до полной картины восприятия того, что мы выбросили в течение дня. И это дополнение другой части этой же реальности. Поэтому сны нужно также серьезно анализировать, как и реальную жизнь. Йога говорит: "А почему вы выбрасываете такую громадную часть реальности, которая не успела к вам придти во время восприятия бодрствования и которую вы пропустили?" Как бы все то же, что с вами было в реальной жизни, но в других окрасках, в других тонах, оттенках, с другим акцентом. Когда вы видите во сне какие-то объекты или людей, а выглядят они по-другому, вы воспринимаете в глубине своего внутреннего мира во сне, что это именно тот человек или дом. Т.е. разум достраивает во время сна. Он сам отрицает наличие высшей реальности и безнаказанно это не может продолжаться. Чтобы компенсировать это, приходит сон, который уравновешивает, дополняет восприятие реальности, но тех кусков, которые в течение дня разум вырезал. Мир един, а мы надели на себя фильтр, видим только то, что хочет видеть наш разум. А разум видит только то, что ему внушает карма, как положительная, так и отрицательная. Обратите внимание, что положительная также искажает мир, как и отрицательная. Разницы нет, карма она и есть карма. Если находитесь на уровне кармы, кем бы вы ни были, она искажает ваше восприятие. И во сне и на яву вы можете предаваться своим воспоминаниям. Вопрос: где я в это время? Я не рассматриваю вопрос времени. Да, я внутри, но это внутреннее накладывается на шаблон-маску чего-то, что было снаружи. Т.е. проецирование одной реальности на другую, одного частного случая реальности на другой частный случай реальности. Дальше, ментальное конструирование, как это называется в Йоге Патанджали, или наше воображение: я строю воздушные замки, я даже не вспоминаю, потому что это как-то привязано к реальности. Здесь какие-то элементы этой реальности есть, а каких-то нет. Я их конструирую, режу их на кусочки и разными сторонами складываю. Это воображение. Или же самокопание. Люди, которые теряются в свое мире, в своих иллюзиях, непонятных мыслях, страхах, пугающих воспоминаниях и наоборот привлекающих; человек в этом просто вязнет. Где он находится? Во внутреннем мире. Или человек ищущий привлекательные объекты, звуки, запахи. Где он живет? Ясно, снаружи. И рано или поздно мы устаем видеть только одну часть вселенной, вырезанную разумом. Дальше нельзя игнорировать целостность вселенной,  мы засыпаем и все уравновешивается.

Вопросы и ответы:

- А разум у человека проявлен? Механизм работает?

- Механизм разума работает. Детально механизм работы разума разобран в Йоге Патанджали.

- А как убедиться, что разум работает, что он проявлен?

- У кого? У другого человека - никак. Можно убедиться только в наличие собственного разума.

- Я считаю, что у человека разум не проявлен.

- То, что мой разум работает, я в этом не сомневаюсь. Но то, что он работает у вас - нет. Я не уверен, что вы  - не плод моего воспаленного разума. Может быть, я сейчас еду в метро, а мне кажется, что я вам сейчас лекцию читаю. Как я могу убедиться, что у моей галлюцинации работает разум, если я не могу убедиться, а есть ли она вообще? В йоге нет необходимости строить систему отсчета чего бы то ни было, связанную со столом. Вся йога построена на системе отсчета, связанной с нашим Я. Следующим шагом, нашим разумом, по возрастающей. А потом уже стол и все остальное. Йога построена, в отличие от научной картины мира, с другой точкой отсчета. По этой причине современные ученые не смогут понимать йогу, а йога ничего не сможет сказать современным ученым. Системы отсчета разные. Поэтому путем долгих логических размышлений, опираясь на знания йоги, вы приходите к заключению, что разум существует и работает.

- Значит, мы можем в этом убедится только путем умозаключений? А как мы можем убедиться в том, что он работает?

- А где критерий убежденности. Критерий, что есть кто-то снаружи, кто нам скажет. А йога говорит, что бессмысленно опираться на мнение какого-то внешнего наблюдателя, если вы не можете себе доказать, что он вообще существует.

- Т.е. мы принимаем на веру систему знаний?

- Нет, мы не принимаем систему знаний на веру. Мы проверяем ее и эта проверка называется йогой. Вы можете не доверять ни одному слову йоги, не доверять ничему на свете и переоткрыть эту систему сами. Это вопрос вашего доверия. Но если вам попалась в руки книга йоги, вы можете попытаться ее воспроизвести. А в отношении легитимности йоги, где гарантия того, что все изложенное истинно? А йога говорит: вы будете вселенную постигать сами и если вам это поможет, если это работает, тогда придерживайтесь этого. Как говорил Будда: "Не верьте тому, что я говорю только лишь потому, что я Будда".

- Говорят, что люди, не видящие снов, остановились в развитии?

- Иногда плохая карма приводит все ближе к деградации. Мы начали с этого свой путь.  У нас не было разума. У нас были существования, когда у нас были тела, но не было разума. Мы очень долгое время на этом нижнем кресте существовали. По мере нашей эволюции из жизни в жизнь,  мы развивали разум. Мы были атомом, молекулой, инфузорией, собакой, обезьяной. И эти существования все более явно проявляли механизм разума. Так чем ценно человеческое существование? Тем, что на уровне человеческого существования этот механизм полностью отстроен. Вот почему жизнь в человеческом теле считается в йоге самым ценным. А дальше мы начинаем из жизни в жизнь сознательно падать, сжимаем степень своего разума, деградирует. И прямо противоположно верхнее...

- У Шанкарачарьи сказано: "В глубоком сне без сновидений постигается Я". Это об этом же состоянии?

- Если разум в этом состоянии не  работает, что же поддерживает нашу личность? А поддерживает более глубинный уровень Я.  А чем же познается? Не разумом, потому что разум отключен. Выходит, что Я в этом состоянии находится  само в себе непроявленное. Не в состоянии высшего проявления, а в состоянии изначального, в состоянии до момента вселенной.

Йога в вопросах и ответах

Йога расписание :

Занятия йогой

Семинары по йоге

Лекции по йоге

Как нас найти

Книги и тексты по йоге

Аудио по йоге :

Мантры

Аудиокниги по йоге

Английский язык для йоги

Фильмы по йоге :

Хатха Йога Самоучитель

Крия Йога Самоучитель

Кундалини Мантра Йога

Йога галерея

Архив лекций и семинаров по йоге (аудио, видео, текст)

Йога радио

Где все купить

Виды йоги