-
То сознание обманет смерть, которое отвернулось от чувственных удовольствий и соединилось с высшим духом, являющимся лестницей к полному освобождению.
-
О превосходные люди (те, кто достиг великих успехов в йоге, чьи страсти дозрели до полного разрушения)! Практикуйте йогу, плод дерева желаний, священное слово, ветви которого (школы) посещаются птицами (Брахманам, двиджи), несущим конец страданиям мира.
-
Позы, управление дыханием, отвлечение чувств от внешних объектов, фиксирование ума на единственном объекте, отвлеченная медитация и идентификация с объектом медитации - это называют 6 ступенями или методами йоги.
-
Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива.
-
Каждая из 84, 00, 000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84.
-
Среди этих 84 были выбраны две: превосходная поза - сиддхасана и поза лотоса - камаласана.
-
Йогу следует твердо надавливать пятками левой ноги на промежность и правой ноги чуть повыше мужского органа, удерживая тело неподвижным, вертикальным и фиксированным, удерживая чувства под контролем, неподвижно созерцая точку между бровей. Эта поза, которая открывает дверь к освобождению, называется превосходной позой или сиддхасаной.
-
Положив правую ногу на левое бедро и также левую ногу на правое, зафиксировав подбородок на груди, созерцать кончик носа. Эта поза, уничтожающая болезни, разрушающая физические и умственные беспокойства, называется позой лотоса или падмасаной.
-
Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает 6 центров (чакр), 16 приспособлений (адхар), 3,00,000 каналов (нади) и 5 оболочек (вьем) в своем теле?
-
Как может достигнуть превосходства тот йог, кто не знает своего тела, дома с одной колонной, 9 дверьми и опекаемый 5 божествами?
-
4 лепестковый лотос - адхара, а 6 лепестковый - свадхистхана. В пупке находится 10 лепестковый лотос, а в сердце 12 лепестковый (сурья, 12 месяцев) лотос.
-
16 лепестковый лотос в горле, 2 лепестковый между бровей, 1000 лепестковый лотос находится в отверстии в черепе на великом пути.
-
Адхара - это первая чакра, свадхистхана - вторая, йонистхана находится между ними и названа камарупа.
-
Гудастхана (анус) - 4 лепестковый лотос называется адхарой. Сказано, что посредине находится йони (средний лепесток муладхары) - "глаз любви", восхваленный знающими.
-
Посредине йони лицом назад стоит великий линга. Кто узнал диск света, подобный светящейся драгоценности в его голове (в голове махалинга), тот есть знающий.
-
Сверкающий как пламя, выглядящий как расплавленное золото, треугольная точка (йонистхана) огня находится ниже мужского органа.
-
Видящий этот божественный нескончаемый свет, сияющий во всех направлениях, знающий в самадхи не испытывает больше временного (между рождением и смертью) существования.
-
С помощью слова "сва" прана поднимается. Место отдыха праны в свадхистхане. От этого исходного места садхистхану называют медхра.
-
Где канда (матка?) напряжена на сушумне (спинной мозг) подобно драгоценному камню на ните, та область пупка называется манипуракам.
-
Связанная душа странствует так долго, пока не найдет Настоящее в великой 12 спицевой чакре, где находится свобода от плодов достоинства и недостатка.
-
Ниже пупка и выше мужского органа находится кандайони (матка, в космическом масштабе тело является мужчиной и женщиной одновременно), по форме подобная яйцу птицы. Там начало 72 тысяч нади.
-
Среди этих тысяч были выделены 72 нади. Снова, из них 10, несущие прану, выделены как наиболее важные.
-
Ида, пингала, сушумна, гандхари, хастиджихва, пуша, йашашвини.
-
Алмабуша, кухуш и самкхини - 10 авторитетно названы 10 главных нади. Йогу всегда должны быть известны центры, содержащие эти нади.
-
Ида находится на левой стороне (левая ноздря), пингала - на правой (правая ноздря), сушумна - посредине. Гандхари - в левом глазе.
-
Хастиджихва - в правом глазе, пуша - в правом ухе, йашашвини - в левом ухе, алмабуша - во рту.
-
Кухуш - в области линга и самкхини - в муладхаре. Т.о. 10 нади присоединены к дверям тела ( 9 дверей и отверстие в черепе).
-
Ида, пингала и сушумна связаны на пути праны. Они всегда ведут прану. Их руководящие божества: луна, солнце и огонь.
-
Жизненные силы тела - это прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух циркулирующий по телу), нага ( воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананьяйя.
-
Прана всегда находится в груди (сердце), апана - в области прямой кишки, самана - в области пупка, удана двигается посредине горла.
-
Вьяна наполняет все тело. Сказано, что 5 воздухов, начиная с праны, есть главные.
-
Нага функционирует при отрыжке, курма - при моргании, крикара, как известно, вызывает непреднамеренное чихание, а девадатта - зевание.
-
Дхананьяйя, наполнившая все тело, не выходит даже из мертвого тела. Эти праны, жизненные силы, странствуют через все нади.
-
Как подброшенный рукой мячик летит вверх, так и джива (душа в неволе у самсары), ударяемая праной и апаной, не имеет покоя и продолжает двигаться.
-
Т.к. душа под контролем праны и апаны, то она движется вверх и вниз через левый и правый пути (ида и пингала). Из-за беспокойности она ясно не воспринимается.
-
Так же как сокол, привязанный на веревке, даже улетая, притягивается назад, так и джива, связанная гунами и контролируемая праной и апаной.
-
Апана толкает прану, и прана толкает апану ( по очереди). Знающий йогу создает союз эти двух - нижнего и верхнего воздуха (пранаяма, хатха йога, союз солнца и луны).
-
Со звуком "ха" джива ( в форме праны) выходит, со звуком "са" (в форме апаны) она входит обратно в тело. Джива постоянно повторяет мантру - хамса, хамса (главная мантра дживы - гайятри).
-
Джива повторяет эту мантру 21600 раз день и ночь.
-
Гайятри, названная аджапа, дает свободу йогу, только с желанием повторять ее вслух он освобождается от всех недостатков.
-
Не было и не будет знания, подобного этому, повторения, подобного этому, понимания, подобного этому.
-
Гайятри трескается (поднимается) в Кундалини и поддерживает прану. Знание праны - великое знание. Кто знает это - есть знающий.
-
Выше канды Кундалини шакти принимает форму 8 свернутых колец. Она остается постоянно там, закрывая устами "дверь Брахмы" (нижний конец сушумны).
-
Закрыв дверь лицом, душа, освобождаясь от болезней, должна идти к месту Брахмы, где богиня Кундалини лежит, спящая.
-
Сознание, пробужденное через союз огня (буддхи) и праны , вытягивает Кундалини вверх по сушумне, как игла вытягивает нить.
-
Кундалини, пробужденная в союзе с огнем, поднимается вверх по сушумне как змея, светясь как нить лотоса.
-
Также, как каждый может открыть дверь ключом, так можно открыть дверь свободы, зная Кундалини.
-
Сомкнув руки, приняв позу лотоса, надавив подбородком на грудь и глядя на Кундалини, йог должен выталкивать апана дыхание снова и снова после того, как наполнил легкие, и в это время он достигнет бесподобного знания праны через пробуждение Шакти.
-
Надо растирать конечности с потом, проступившим от этих усилий. Затем выпить молока и воздерживаться от горькой, кислой и соленой пищи. (Пот выступает при пранаяме, и это нужно для возбуждения Кундалини. Т.о. дхату, или выделения тела, сохраняются).
-
Нужно воздерживаться от порока. Тот, кто ест мало, и избегает мирских удовольствий, тот практикует Йогу. После года он достигнет в этом мастерства. Нет в этом сомнений.
-
Тот, кто оставляет четверть мягкой, вкусной и сладкой пищи, съеденной с удовольствием, называется митахара. (Две четверти желудка наполняются пищей, одна четверть - водой, и одна остается пустой для прохождения воздуха).
-
Кундалини шакти обвита восемь раз вокруг канда. Для йогина - это дар к освобождению и рабская зависимость для непосвященного.
-
Тот йог готов к освобождению, кто знает махамудру, набхомудру (кхечари), уддияну, джаландхару и мулабандху.
-
Очищение каналов нади, движение луны и солнца, высушивание жидкостей тела - это махамудра.
-
Подбородок отдыхает на груди, большой палец левой ноги давит на йони, двумя руками схватив правую ногу, наполнив воздухом обе части желудка и удерживая его. Надо начать его медленно выталкивать. Это великая мудра, разрушающая человеческие болезни.
-
Надо практиковать эту мудру одинаковое количество раз с идой и пингалой (правая и левая сторона) . Затем можно прекратить.
-
Нет пищи здоровой или вредной. Все одинаково безвкусно. Даже смертельный яд будет переварен как нектар.
-
Болезни, туберкулез, проказа, запоры, увеличение селезенки, старость уничтожаются при практике махамудры.
-
Махамудра, так, как она была объяснена, гарантирует успех. Ее значение надо хранить в секрете. Она не должна быть никому открыта.
-
Поворачивая язык назад в ямку над глоткой и фиксируя взгляд между бровями, выполняется кхечаримудра.
-
Болезнь, смерть, сон, голод, слабость (заблуждения) отступают перед тем, кто знает кхечаримудру.
-
Тот, кто знает кхечаримудру, не страдает от недугов, не опозорится в деяниях, не пострадает от смерти (не пойман смертью).
-
Читта странствует в пространстве кхе (место между бровями, характеризующееся свободой от универсума), т.к. язык введен в ямку над глоткой и двигается. Поэтому кхечаримудра исключительно ценна для всех сведующих.
-
Но бинду - это основа тела. Из нее выходят все каналы, которые составляют тело с головы до ног.
-
Тот, чья ямка над глоткой запечата кхечари, не уронит бинду, даже в объятиях женщины.
-
Пока бинду остается в теле, нет страха смерти. Пока удерживается кхечаримудра, бинду не опускается. (Бинду дистилируется над небом и опускается через ложбинку над глоткой в сушумну).
-
Даже если бинду опустилась к огню (йони), она вернется назад (поднимется), схваченная Шакти через йонимудру.
-
Есть две разновидности бинду: бледнобелая, названная мужское семя, и кровавокрасная, названная менструальная жидкость.
-
Раджас (менструальная жидкость) расположена в месте солнца, и бинду находится в месте луны. Очень сложно достигнуть их смешения.
-
Бинду - Шива. Раджас - Шакти. Бинду - луна. Раджас - солнце. Через их смешивание, йог достигает высшее состояние.
-
Двигая Шакти по вайю, двигается раджас и соединяется с бинду. От этого тело становится богоподобным (не горит, оружие не пронзает его) и прекрасно выглядит.
-
Шукра (бинду) соединена с луной, а раджас - с солнцем. Тот, кто знает значение их объединения есть сведующий.
-
Как великая птица способна лететь без отдыха, так уддияна становится львом, убивающим слона. (Как лев убивает слона, так уддияна разрушает смерть).
-
Эта бандха (мудра) находится сзади живота и ниже пупка и называется уддияна бандха.
-
Т.к. джаландхара бандха закрывает сеть каналов (нади) и останавливает воду (нектар луны), текущую из головы, она уничтожает массу болезней глотки.
-
Джаландхара бандха характеризуется закрытием глотки. При ее выполнении нектар (бинду) не падает в огонь, и воздух не затронут.
-
Нажав на йони (промежность) левой пяткой и сжав прямую кишку, йог тянет апану вверх - так выполняется мулабандха.
-
Через союз праны с апаной, через снижение количества урины, даже старый становится молодым через много практики мулабандхи.
-
Приняв позу лотоса, удерживая тело и шею устойчиво, фиксируя взгляд на кончике носа, в изолированном месте, йог повторяет нетленный Ом.
-
В нем слова Бху, Бхава, Сва, в нем существует божественность луны, солнца и огня. (С Ом можно на них медитировать). Этот Ом - высший свет.
-
В нем 3 времени (настоящее, прошлое и будущее), 3 Веды, 3 мира, 3 акцента, 3 бога (Брахма, Вишну, Рудра). Этот Ом - высший свет.
-
В нем действие, желание и знание, Брахмы, Рудры и Вайшнавы, три кольца шакти. Этот Ом - высший свет.
-
В нем 3 буквы А, У, М, в нем бинду, как его метка. Этот Ом - высший свет.
-
Йог должен повторять голосом этот биджам. Йог должен практиковать его с телом (асанами), помнить его, медитируя. Этот Ом - высший свет.
-
Чистый или нечистый, тот, кто постоянно декламирует Ом, неопорочен грехом, как листья лотоса не намокают в воде.
-
Пока двигается воздух, двигается бинду. И становится неподвижной, когда воздух перестает двигаться. Т.о. йог должен управлять воздухом и достичь неподвижности (невосприимчивости к теплу, холоду и т.д.)
-
Пока прана остается в теле, жизнь (джива) не уходит. Ее уход - это смерть. Значит йог должен научиться удерживать прану.
-
Пока прана удерживается в теле (кумбхакой), осознание (читта) свободно от болезни (ум не потревожен). Что вызовет страх смерти, если взгляд фиксирован на межбровие?
-
Значит от страха смерти, Брахма - цель пранаямы. Йог должен удерживать прану.
-
Прана выходит на расстояние 36 пальцев через левую и правую ноздри. Поэтому она называется праной.
-
Когда все нади, полные выделений, очищены, тогда йог действитльно готов удерживать прану.
-
Приняв позу лотоса, йог вдыхает прану через левую ноздрю, затем удерживает так долго, как возможно. Затем он выдыхает через правую ноздрю.
-
Медитируя на круглый образ луны, нектар белый как творог, как коровье молоко, цвета чистейшего серебра, йог, практикующий пранаяму, находит покой.
-
Вдыхая через правую ноздрю, йог медленно наполняет живот, затем удерживает дыхание согласно правилу и выдыхает через левую ноздрю.
-
Медитируя на круглый образ солнца, полный пламени огня, обжигающий пупок, йог, практикующий пранаяму, находит покой.
-
Медитируя поочереди на два образа, луна и солнце, йог должен вдыхать через левую ноздрю и выдыхать через другую, согласно ограничению времени (как объяснено ранее). Затем, вдохнув через правую, выдохнуть через левую ноздрю. Через три месяца нади практикующего будут очищены.
-
Через очистку нади, прана удерживается, желудочный огонь растапливается, внутренний звук слышен (первая разновидность звуков слышна как молоток, барабан, океан, затем слышны музыка, колокольчик, раковина, птица, флейта, бамбуковый инструмент), и йог побеждает болезни.
Так заканчивает 100 стихов Шри Горакша.