ГОРАКША-ПАДДХАТИ |
Мы в социальных сетях
|
||||||||||||||||||||||||||||
(считается, что "Горакша-Паддхати" совпадает с "Горакша-Самхита")Вступление: ТРУДЫ ГОРАКШИ Возможно, самое раннее сочинение в этой области традиции йоги – произведение под названием Хатха-йога, которое приписывается самому Горакше. К сожалению, оно не сохранилось, хотя некоторые шлоки, скорее всего, дошли до нас в составе других сочинений. И действительно, в обширном своде трудов по хатха-йоге содержится много таких шлок. Горакше также приписывают авторство ряда других сочинений, включая Горакша-паддхати(“Заветы Горакши”), который состоит из 200 строф, описывающих путь хатха-йоги и перевод которого приведен ниже; Горакша-шатака (“Сотня [строф] Горакши”) представляющий собой отрывок предыдушего сочинения; Горакша-самхита (“Сборник Горакши”) , который похоже, совпадает с Паддхати и который надо отличать от одноименного алхимического трактата;Хатха-дипика (“Светоч Хатхи”), о котором ничего не известно; Джняна-амрита (“Нектар мудрости”) – сочинение, в котором обсуждаются священные обязанности хатха-йогина;Аманаска-йога (“Немысленная йога”) , содержит 211 шлок; Амараугха-прабодха(“Постижение бессмертного потока”), сочинение из 74 строф, где дается определение мантра-, лайя-, раджа- и хатха-йоги и говорится о бинду и нади как о двух великих снадобьях, присутствующих в теле человека, которые только и способны уберечь йогина от смерти;Йога-мартанда (“Солнце йоги”), содержит 176 шлок, многие из которых напоминают оХатха-йога-прадипике. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Другой важный текст, приписываемый Горакше, - Сиддха-сиддханта-паддхати (“След учения совершенных”), обширный труд в шести главах с 353 шлоками. Здесь разрабатывается филосифия тела (пинда) натхизма. Йога-биджа (“Семя йоги”), приписываемая Горакше, представляет собой собрание 364 шлок, из которых 266 схожи с теми, что имеются в Йога-шикха-упанишаде. Однако неясно, какой текст кто у кого заимствовал, хотя возможно, что оба текста исходили из некоего общего источника. Йога-биджа, представляющая собой запись беседы Богини с Сада-Шивой, имеет философскую направленность, пытаясь прояснить путаницу в царящих вокруг представлениях. Есть ещеГоракх-бодха (санскр. Горакша-бодха, “Наставление Горакши”) , трактат из 133 шлок, который написан на архаичном хинди в виде беседы между Матсьендрой и Горакшей и относится, возможно, к четырнадцатому веку. Горакша-упанишада, которая написана на смеси хиндустани и раджастани, возможно, датируется пятнадцатым веком. Среди прочего здесь перечисляются качества, отличающие истинного наставника и достойного ученика.Горакша-вачана-санграха (“Собрание суждений Горакши”), состоящая из 157 стихов, утверждает, что именно здесь изложено истинное учение Горакши, но, скорее всего, текст относится к семнадцатому веку. Дело в том, что мы не располагаем ни одним произведением, которое с полной уверенностью можно было бы отнести к Горакше. Часто последователи того или иного великого наставника приписывают тому свои труды, как было, например, в случае с учителем двадцатого века, тамильским брахманом Свами Шиванандой (1887-1963) из Ришакеша, которого сделали “автором” нескольких сотен трудов. Георг Фёрштайн. “Энциклопедия йоги”, ИТД “Гранд”, Фаир Пресс, М., 2002.
О важности Горакша-паддхати (“Заветы Горакши”) можно судить по тому обстоятельству, что многие его стихи мы находим повсюду в позднейших трудах по хатха-йоге. Однако вряд ли сочинение принадлежит Горакше, поскольку изложенные в тексте представления и понятия относятся скорее к двенадцатому и тринадцатому векам, нежели к десятому. Здесь приводится перевод текста, сделанный по санскритскому изданию Кхемараджи Шрикришнадасы (Бомбей) .
2.1. Через удержание выдоха (апана), воздух, жизненная сила (прана) остается в теле.Посредством лишь одного дыхания [йогину] следует проложить путь к “пространству” (гагана), [что у макушки головы]. 2.2. [Йогические] выдох, вдох и задержка имеют природу немолчного звука (пранава), [то есть священного слога ом]. Регуляция дыхания трояка и наделена двенадцатью мерами (матра). 2.3. [Внутренние] солнце и луна связаны с двенадцатью мерами; они не опутаны сетью изъянов (доша). Йогин должен всегда знать эти [две основы]. 2.4. Поэтому солнце и луна также находятся внутри тела. Первое светило считается расположенным в области пупка, второе – в голове. 2.5. При вдохе отсчитывать двенадцать мер [слога ом]. При задержке он должен отсчитывать шестнадцать мер, а при выдохе – десять слогов ом. Таково определение регуляции дыхания. 2.6. На нижней ступени [выдавливается] “вещество” (дхарма), [то есть пот]; на средней[ступени] появляется дрожь; на высшей [ступени] йогин поднимается [над землей]. Посему он должен унять воздух (вайю). 2.7. Йогин, [сидящий] в переплетенной позе лотоса и приветствующий Шиву и учителя, должензаниматься регуляцией дыхания в уединении (эканта), сосредоточив свой взор между бровей. 2.8. Втягивая вверх воздух апану, он должен соеденить его с праной. Когда тот поднимается с силой [кундалини], он освобождается ото всех грехов. 2.9. Закрыв девять врат (двара) [то есть отверстия тела], втянув воздух и удерживая его крепко, проведя его к “пространству” (акаша) [сердца?] вкупе с апаной и [внутричревным] огнем (вахни), запустив силу кундалини и разместив ее в голове, непременно согласуясь с данным наставлением, покуда [йогин, что] соединен Я [у макушечного центра], пребывает [так], его прославляет весь сонм великих. 2.10.Посему регуляция дыхания есть огонь, [пожирающий] семена проступков (патака).Йогины всегда именуют его “великой преправой”, [ведущей через] океан [обусловленного]существования. 2.11. Через выполнение поз удаляются хвори; через регуляцию дыхания[заглаживаются]проступки; через устранение чувств йогин избавляется от [всех] умственных изменений (викара). 2.12.Любовь к сосредоточению [вызывает] устойчивость (дхарья); через созерцание [он обретает] чудесное [состояние] сознания. В[состоянии] экстаза [самадхи], устранив благую и неблагую карму, он достигает освобождения. 2.13. Устранение чувств, говорят, [приходит] после двадцати шести регуляций дыхания;признают, что сосредоточение [приходит] после двадцати шести устранений чувств. 2.14. Двенадцать сосредоточений, по знатокам знатоков созерцания, означают созерцание. Экстаз (самадхи), как утверждают, [наступает] после двенадцати созерцаний. 2.15. При узрении в том экстазе высшего Света – немеркнущего и всеохватного – нет никакой деятельности или прошлой либо нынешней кармы. 2.16. Приняв позу с удом [между] двух пяток, и [при этом] запечатав отверстия глаз, ушей и носовой проход пальцами, вдыхая воздух через рот и созерцая [прану]в груди вкупе с огнем [в чреве] и апаной, он должен удерживать их неуклонно в голове. Посему владыка йогинов, в виде той [Реальности], достигает одинаковости (самата) с Реальностью (таттва) [то есть Шивой]. 2.17. Когда воздух достигает “пространства” (гагана) [у сердца?] раздается могущественныйзвук, [напоминающий звучание музыкальных] инструментов наподобие колокола. Тогда близко совершенство (сиддхи). 2.18. [Йогину], что сплачиваем регуляцией дыхания, удается удаление всех хворей. Кого не сплачивает практика йоги, у того проявляется всякая хворь. 2.19. Различный хвори [наподобие] икоты, кашля, удушья и недугов головы, ушей и глаз вызываются дурным обращением (вьятикрама) с воздухом. 2.20. Как льва, слона и тигра приручают весьма осторожно, иначе те убьют укротителя, - так и воздух не [должен быть] используем [без великого тщания]. 2.21. Он должен выпускать воздух весьма осторожно, и должен также вдыхать весьмаосторожно. Сверх того, он должен удерживать [дыхание] весьма осторожно. Так и близится совершенство. 2.22. Глаза и иные [органы чувств] блуждают среди приличествующих им чувственных предметов. Их отвлечение от них именуют “устранением чувств” (пратьяхара). 2.23. Равно как солнце, достигая третьей стражи суток, так и йогин, доходя до третьей ступени[йоги], должен устранить всякое умственное изменение (викара). 2.24. Как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, так и йогин должен устранять чувства внутрь себя. 2.25. Признавая во всем, что бы он не слышал ушами, приятном либо неприятном, само Я – знаток йоги устраняет [свой слух]. 2.26. Признавая во всем, что бы он не обонял носом, пахучем либо вонючем , само Я – знаток йоги устраняет [свое обоняние]. 2.27. Признавая во всем, что бы он не усматривал глазами, чистом либо нечистом, само Я – знаток йоги устраняет [свое зрение]. 2.28. Признавая во всем, что бы он не ощущал кожей, осязаемом либо неосязаемом, само Я – знаток йоги устраняет [свое осязание]. 2.29. Признавая во всем, что бы он не пробовал языком, соленом либо несоленом, само Я – знаток йоги устраняет [свой вкус]. 2.30. Солнце устраняет ливень, вызываемый лунным нектаром (амрита). Устранение сего [ливня] именуется “устранением чувств”. 2.31. Женщиной, пришедшей с лунной области, наслаждаются двое, тогда как третий [вдобавок] к двоим, именно тот, кто подвержен дряхлению и смерти. 2.32. В области пупка пребывает одно солнце, с естеством огня. А луна, с естеством нектара, всегда покоится в основании нёба. 2.33. Луна, обращенная вниз, льет [нектар]; солнце, обращенное вверх, пожирает [сей лунныйнектар]. Посему необходимо знать[перевернутую] позу (карани), чтобы можно было получить амброзию. 2.34. [Когда] пупок находится вверху, а нёбо внизу, [то есть когда] солнце находится вверху, а луна внизу, [сие] известно как перевернутая поза. Ее следует постигать согласнонаставлениям учителя. 2.35. Где трижды стреноженный бык издает могучий рев, йогины должны знать, что центр “безударного” (анахата) [звука расположен] у сердца. 2.36.Когда жизненная сила достигает великого лотоса [у макушки головы], после приближения к манипуре и прохождения через анахату, йогин обретает бессмертие (амрита). 2.37. [Йогину], следует созерцать высшую силу (шакти), размещая свою язык сверху в [брахмической] полости, как предписывают. [Нектар], капающий вниз из шестнадцатилепесткового лотоса вверху, получается натужным подъемом языка к нёбу. Сей безупречный йогин, что пьет из дома (кула) языка [особую] шестнадцатую часть исключительно чистой воды волны калы, [текущей из] этого [лотоса], живет долго с теломнежным, как волокна лотоса. 2.38. Он должен пить прохладные струи [воздуха] ртом [принявшим облик] вороньего клюва. Управляя праной и апаной, йогин не старится. 2.39. У того, кто пьет воздух праны языком, [размещенным у] основания нёба, на целых полгода отступят все хвори. 2.40. Кто созерцает весь нектар в пятом центре, [именуемом] “чистым” (вишуддха), удаляетсячерез верхний путь, ускользнув тем самым от пагубы [внутреннего] солнца [у пупка]. 2.41. Под звуком ви подразумевается “лебедь” (хамса) [то есть самопроизвольное дыхание]; шуддхи[или “чистота”] именуется “незапятнанной”. 2.42. [Жизненная сила], избежав пагубы [внутреннего] солнца, поднимаеся самотеком в полость на конце носа, [после того как йогин] поместил нектар в эту полость. 2.43. Собрав исключительно чистую воду калы луны, [льющейся] сверху из области горла, он должен провести ее к полости в конце носа и затем повсюду посредством “пространства” [у макушки головы]. 2.44. Знаток йоги, что пьет амброзию (сома), твердо упирая язык кверху [о нёбо], несомненно побеждает смерть на полмесяца. 2.45. Кто управляет корневым отверстием, преодолевает [всякое] препятствие и достигает [состояния, что] вне дряхления и смерти, подобно пятиликому Харе [то есть Шиве]. 2.46. Прижимая кончик языка к великой полости “царственного зуба” (раджа-данта) [то есть язычка] и созерцая дивную Богиню, он становится поэтом-мудрецом (кави) на шесть месяцев. 2.47. Великий ток сверху [язычка] преграждает путь всем [остальным] токам [в теле]. Кто бы не приступал к высвобождению нектара, [должен сперва ступить на] путь пяти сосредоточений. 2.48. Если язык непрестанно лобзает кончик “крючка”[то есть язычка], заставляя течь сок (раса) по вкусу соленый, острый или кислый, либо подобный молоку, меду и топленому маслу, тогда удаляются хвори, старость и смерть, славятся учения (шастра) и их подспорье, и он обретает бессмертие и восемь [сверхъестественных] качеств и привлечет спутников (анга) подвижников (сиддха). 2.49. Спустя два или три года йогин, чье тело наполнено нектаром, посылает свое семя (ретас) вверх и [радуется] появлению [сверхъестественных] качеств наподобие “малости” (аниман). 2.50. Как огонь [пребывает, покуда] есть топливо, и свет [сохраняется, покуда] есть масло и фитиль, так и воплощенная [душа] не покидает тело, когда то наполнено с лунной стороны (кала). 2.51. В случае йогина, чье тело ежедневно наполняется с лунной стороны, яду нет хода, даже если тот будет укушен самим [владыкой змей] Такшакой. 2.52. [Когда йогин] оснащен позой, приобщен к регуляции дыхания и наделен отстранением чувств, ему следует заниматься сосредоточением. 2.54. [Стихия] земли, размещенная в сердце, представляет чудный желтый или желтоватый квадрат со слогом ла и восседающим на лотосе [богом Брахмой]. Растворив в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом, он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Он должен постоянно заниматься несущим уравновешенность сосредоточением на земле, чтобы овладеть землею. 2.55. Стихия воды (амбу-таттва), подобная полумесяцу или белому жасмину, размещается у горла и наделенна семенным слогом ва нектара (пиюша), и всегда она связана с Вишну. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. 2.56. Треугольная стихия огня, размещенная у нёба и схожая с [красным] кошенилем, вся сверкает и связана с рефой [то есть со слогом ра], яркая, как коралл, и пребывающая в обществе с Рудрой. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа ]. Он должен быть постоянно занят сосредоточением на огне, дабы овладеть огнем. 2.57. Стихия воздуха, которая размещена в междубровье, похожа на черную примочку и связывается с буквой я и Ишварой, как [покровительствующим] божеством. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Ямин должен осуществлять сосредоточение на воздухе так, чтобы он мог пересечь небо. 2.58. Стихию эфира/пространства, которая размещается в “брахмической дыре” (брахма-рандхра) [у макушки головы] и которая схожа с исключительно прозрачной водой, связывают с Сада-Шивой, [внутренним] звуком (нада) и слогом ха. Растворяя в нем [то есть в сердце] жизненные энергии вкупе с умом он должен быть сосредоточен пять гхатик [то есть два часа]. Сосредоточение на эфире/пространстве, как пологают, открывает врата к освобождению. 2.59. Пять сосредоточений на стихиях [обладают соответственно силой] остановки, запружения, сжигания, расшатывания и иссушения. 2.60. Пять сосредоточений трудно исполнить посредством ума, речи и действия. Йогин, который сведущ [в применении этих приемов], избавляется от всякого страдания. 2.61. Памятование (смрити) содержит единственный элемент (дхату) всех мыслей. Созерцание разъясняется как чистое представление (чинта) в уме. 2.62. Созерцание двояко – составное (сакала) и нераздельное (нишкала). Именно составное отвечает за различия в действиях, а нераздельное [созерцание] лишено качеств (ниргуна). 2.63. Принимая удобную позу (сукха-асана) с обращенным вовнутрь умом и устремленным вовне потупленным взором (чакшус), и созерцая сосредоточенно змею (кундалини), он избавляется от вины (килбиша). 2.64. Первый центр, [именуемый]“опорой” (адхара), четырехлепестковый и схож с золотом. Созерцая сосредоточенно змею (кундалини) [в сем месте тела], он избавляется от вины (килбиша). 2.65. Созерцая Я в шестилепестковом “собственном остове” (свадхиштхана) [центре, размещенном в области половых органов], который схож с воистину драгоценным каменьем, йогин, взирая [недвижно] на кончик носа, [действительно] счастлив. 2.66. Созерцая Я в виде полного драгоценностей центра, сияющего подобно взошедшему солнцу, [йогин], взирая [недвижно] на кончик носа, потрясает мир. 2.67. Созерцая Шамбху, что расположен в пространстве (акаша) сердца и сияет подобно пылающему солнцу, и удерживая нос на кончике носа, он принимает облик Абсолюта (брахман). 2.68. Созерцая Я в сердечном лотосе, сверкающем подобно молнии, [выполняя] при этом различные [виды] регуляции дыхания и взирая на кончик носа, он принимает облик Абсолюта. 2.69. Постоянно созерцая Я в центре “колокольчика” (гхантика) в чистом (вишуддха) [центре], светящемся подобно светильнику, он принимает облик блаженства (ананда). 2.70. Созерцая Я, Бога, что пребывает в междубровье и подобен истинному драгоценному венцу, взирая [при этом недвижно] на кончик носа, он принимает облик блаженства. 2.71. Йогин, овладевший жизненной силой и непрестанно созерцающий Я, Вседержителя темно-синего в междубровье, взирая при этом на кончик носа, достигает [высшей цели]. 2.72. Созерцая бескачественное, покойное, благое (шива), всестороннее [высшее Сущее] в пространстве[психоэнергетического центра у макушки головы], взирая при этом на кончик носа, он принимает облик Абсолюта. 2.73. Где в эфире/пространстве [можно слышать] [внутренний] звук, то место именуют “властным центром” (аджня-чакра). Созерцая там благое (шива) Я, йогин обретает освобождение. 2.74. Созерцая вездесущее Я, которое чисто, имеет вид пространства и ослепительно как искрящаяся жидкость, йогин обретает освобождение. 2.75. Задний проход, уд, пупок, сердечный лотос, тот повыше [то есть горло], колокольчик, местоположение “крючка” [то есть язычка], межбровье и пространственная полость [у макушки головы]… 2.76. …Эти девять мест (стхана) созерцания рассматриваются йогинами как освобождающие от ограниченной реальности и приносящие восемь [сверхъестественных] качеств. 2.77. Созерцая и познавая непревзойденный свет блистательного Шивы, который тождествен Абсолюту, он освобождается. Так говорил Горакша. 2.78. Управляя обращением воздуха у пупка и натужно сжимая внизу корень апаны, [который] подобен проводнику жертвоприношений [то есть огню] и появляет тонкую форму наподобие нити, а также стягивая сердечный лотос и пронизывая даланаку, нёбо, и брахмическую дыру, они достигают Пустоты, где бог Махеша [то есть Шива] вступает в эфир/пространство (гагана). 2.79. Поверх чудесного лотоса, что у пупка, имеется чистый круг (мандала) палящего солнца (чанда-рашми). Я кланяюсь печати мудрости (джняна-мудра) йогинь, которая удаляет страх смерти, состоит из мудрости, имеет тот же облик, что и мир (сансара), и есть матерь троякой вселенной, дарователь дхармы человеческим существам, достойная похвалы Чхиннамаста в тройственном тонком токе у центра тройного пути. 2.80. Тысяча жертвоприношений коня или тысяча славных [жертвенных] возлияний (ваджапея) не сравняются и с шестнадцатой частью одного йогического созерцания. 2.81. Двойственная реальность объясняется наложением (упадхи). Наложение полагают покровом (варна), а Реальность (таттва) обозначается как Я. 2.82 Посредством постоянного изучения (абхьяса) знаток всякого наложения познает состояние Реальности, открываемой через мудрость, как отличную от видимого мира, вызываемого наложением. 2.83. Покуда потенция (танматра) звука и прочее представляется ушам и другим [органам чувств], будет памятование (смрити), [которое есть состояние] созерцания. Затем наступит экстаз. 2.84. Сосредоточение [устанавливается] после пяти нади [то есть двух часов]; созерцание [устанавливается] после шести нади [то есть двадцати четырех часов]. После управления жизненной силой на протяжении двенадцати дней наступит экстаз. 2.85. Экстаз (самадхи) описывается как исчезновение всякого примысливания (санкальпа) и [постижение] равенства (айкья) всех пар противоположностей (двандва) и отдельного “я” с высшим Я. 2.86. Экстаз описывается как [постижение] равенства ума с Я, подобно тому, как сливающаяся с морем вода становится равной [с ним]. 2.87. Экстаз описывается как равновесие (самарасатва), [состояние, при котором] жизненная сила растворяется и ум оказывается поглощенным. 2.88. Йогин, сплоченный (юкта) экстазом, не [воспринимает] себя или другого, как запах, вкус, образ, прикосновение и звук. 2.90. Йогин, сплоченный экстазом, не тяготится временем, не пятнается действием, не оборим никем. 2.91. Йога устраняет страдание у того, кто сдержан (юкта), [то есть дисциплинирован] в еде и посте, сдержан в осуществлении деяний, и сдержан во сне и бдении. 2.92. Знаток йоги ведает Реальность, как без конца и начала, без опоры, свободную от дурного, без тверди, непроявленную (нишрапанча) и внеобразную. 2.93. Знатоки Абсолюта ведают, что великий Абсолют есть пространство, сознание, и что оно блаженно, незапятнано, недвижимо, вечно, бездеятельно и бескачественно (ниргуна). 2.94. Знатоки Реальности ведают, что Реальность (таттва) есть пространство, сознание, блаженство, находясь вне логического довода (хету) или свидетельства (дриштанта), преодолевая ум (манас) и прозрение (буддхи). 2.95. Посредством упражнений йоги йогин оказывается погруженным в высший Абсолют, который свободен от страха, лишен опоры, поддержки и вне пределов дурного. 2.96. Как масло, сливаемое в масло, так и пребывает маслом, или молоко, [вливаемое] в молоко, [так и пребывает молоком], равно и йогин есть лишь [единственная] Реальность. 2.97. Йогин, погруженный в высшее состояние, принимает этот образ, подобно молоку, вносимому в молоко, маслу в масло, или огню в огонь. 2.98. Тайну (гухья), открытую Горакшей, что величественней всякой иной тайны, люди именуют лестницей освобождения, которая избавляет от страха [обусловленного] существования. 2.99. Людям следует изучить сие йогическим образом сотворенное (Йога-бхутам) прибавление Горакши. Избавившись от всякого греха, они обретут совершенство в йоге. 2.100.Следует каждодневно изучать сию йогу, что изошла от лотосовых уст самого Адинатха [то есть Шивы]. Какой прок во многих иных писаниях?
|
|
||||||||||||||||||||||||||||